ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лагута К.П. Дело № 33а-831/2024
Докладчик Федосова Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«05» марта 2024 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.
судей Федосовой Н.Н. и Демидкиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-4698/2023 по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 14 декабря 2023 года, которым постановлено:
удовлетворить административный иск прокурора Октябрьского района г. Липецка.
Признать незаконным бездействие департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, выразившееся в непринятии мер по приведению покрытия проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу привести покрытие проезжей части дороги по <адрес> в <адрес> на протяжении всей автомобильной дороги длиною 0,657 км., путем приведению покрытия проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка сообщить об устранении допущенных нарушений в суд и административному истцу в течение 1 месяца со дня истечения сроков, установленных для исполнения данного решения суда.
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор <адрес> обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка), просил признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по исполнению обязанности по организации работ по приведению покрытия проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, обязать Департамент организовать работы по приведению покрытия проезжей части дороги по <адрес> в г. Липецке в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, путем проведения капитального ремонта с устройством новых слоев дорожной одежды в течении года с момента вступления решения в законную силу, ссылаясь на то, что по поступившему обращению жителя улицы <адрес> было выявлено, что покрытие автомобильной дороги по данной улице не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-17, поскольку является неоднородным (грунтовое, асфальтобетонная крошка). Автомобильная дорога по <адрес> протяженностью 0,657 км., является автомобильной дорогой общего пользования местного значения городского округа г.Липецк. Согласно информации Департамента для приведения данной автомобильной дороги в нормативное состояние необходим комплексный ремонт с устройством новых слоев дорожной одежды. В 2023-2024 гг. работы по ремонту данной дороги не запланированы в связи с ограниченным финансированием, денежные средства для этой цели не выделялись. Ненадлежащее содержание вышеназванной дороги, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка просит отменить решение суда, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя административного истца Ким И.Е., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к задачам в области безопасности дорожного движения относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 12 названного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 24 данного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине – 5 см, ширине – 4 см при площади равной 0,06 кв.м. и более.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.01.2017 года № 342 утверждено Положение «О Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка».
Согласно статье 1 данного Положения, департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка является отраслевым (функциональным) органом – структурным подразделением администрации г. Липецка, осуществляющим полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также организации благоустройства территории г. Липецка (пункт 1).
Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печать с изображением герба города Липецка и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки, необходимые для его деятельности (пункт 2).
В функции Департамента входит организация выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них (пункт 3).
В соответствии со статьей 3 Положения, в функции департамента также входит осуществление функций получателя и главного распорядителя средств городского бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Департамента и подведомственных предприятий, учреждений, участие в формировании проекта бюджета города Липецка, утверждение смет доходов и расходов, определение для казенных предприятий обязательных для исполнения объемов заказов на поставки товаров и выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Установлено, что автомобильная дорога по <адрес> находится в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк (утв. постановлением администрации г. Липецка от 22 августа 2012 г. № 1620) под номером 510, расположена в Октябрьском районе г.Липецка и относится к дорогам обычного типа (нескоростная дорога). Идентификационный номер автомобильной дороги - 42 401368 ОП МГ 510. Протяжённость дороги составляет 657 м.
В связи с обращением депутата Липецкого областного Совета депутатов в интересах Зибровой Н.В. прокуратурой Липецкой области дано поручение прокурору Октябрьского района г.Липецка о проведении проверки по вопросу нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в отношении автомобильной дороги по <адрес>.
В неоднократных ответах Департамента за период 2021-2023 гг. указано, что дорожное покрытие автомобильной дороги по <адрес> имеет неоднородное дорожное покрытие (грунтовое, асфальтобетонная крошка). Для приведения дорожного покрытия в нормативное техническое состояние необходим комплексный ремонт с устройством новых слоев дорожной одежды. Работы по ремонту автомобильной дороги по <адрес> не запланированы в связи с ограниченным финансированием. На обращения жителей города по данному вопросу также указано, что для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние необходимо проведение комплексного ремонта с предварительной разработкой проектно-сметной документации и организацией поверхностного водоотведения. Возможность реализации мероприятий по ремонту данной автодороги будет рассмотрена при условии выделения целевого финансирования в последующие годы. В 2024 году при фрезеровании автомобильных дорог будет рассмотрен вопрос по отсыпке автомобильной дороги асфальтобетонной крошкой.
Из ответов и представленного фотоматериала, дорога по <адрес> имеет неоднородное дорожное покрытие (грунтовое, асфальтобетонная крошка), дефекты покрытия. Фактически необходимость приведения дорожного полотна по <адрес> в надлежащее состояние не оспаривалась административным ответчиком, и подтверждается ответами Департамента на обращение граждан и депутатов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из установления наличия в течение длительного периода времени и не устранение дефектов дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги по <адрес>, не соответствие данного участка дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе, требованиям п. 5.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, пунктам 8.1 и 8.5 Свода правил, не представление доказательств принятия мер по приведению указанного участка дороги в соответствие с указанными регламентами, в связи с чем, пришел к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место незаконное бездействие, выразившееся в не организации дорожного движения и не осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги – <адрес>.
Судом было обоснованно указано, что бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, которые пользуются данной дорогой на безопасность дорожного движения в связи с чем, на ответчика обоснованно возложена обязанность привести покрытие на протяжении всей автомобильной дороги длиною 0,657 км. по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Коль скоро факт неисполнения ответчиком возложенных на них в силу положений закона обязанностей доказан, то непринятие мер при решении вопросов местного значения, являющихся обязательными, не может определяться исключительно по усмотрению ответчика.
Доводы жалобы о гарантированной органу местного самоуправления самостоятельности решения вопросов местного значения, самостоятельности финансовой деятельности не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и его незаконности.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции на апелляционное определение через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Определение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь