ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8357/20 от 20.01.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Томилко Е.В. УИД 38RS0023-01-2020-000990-68

Судья-докладчик Гусарова Л.В. 33а-865/2021 (33а-8357/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Каракич Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-874/2020 по административному исковому заявлению Любенко Зои Ивановны, Буевич Надежды Анатольевны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

по апелляционной жалобе и дополнению к ней Любенко З.И., Буевич Н.А. на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска с учетом уточнений к нему, указано, что Дата изъята их родители М.А.Д. и Ф.В.И. зарегистрировали брак. Дата изъята приобрели жилой дом, расположенный по <адрес изъят>

Любенко З.И. является дочерью М.В.И., а М.А.Д. приходится ей отчимом, Дата изъята заключила брак с Любенко и изменила фамилию. Буевич Н.А. является совместной дочерью М.А.Д. и М.В.И., Дата изъята заключила брак с Буевич, изменила фамилию на Буевич.

М.А.Д. умер Дата изъята , М.В.И. умерла Дата изъята . До самой смерти родители проживали в вышеуказанном доме. 28.06.2019 дом попал в зону наводнения.

В связи с отсутствием регистрации права собственности на дом 16.12.2019 они обратились в Тулунский городской суд с исковым заявлением об установлении факта владения и пользования вышеуказанным жилым домом. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Получив решение в декабре 2019 года, они обратились к административному ответчику для получения свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В ответе от 30.01.2020 им сообщено о принятом решении об отказе в выдаче свидетельства на основании того, что жилое помещение утрачено не в результате чрезвычайной ситуации.

Административные истцы не согласны с данным отказом, поскольку ими соблюдены все условия для получения свидетельства, на момент режима чрезвычайной ситуации являлись собственниками утраченного жилого помещения, а акт обследования помещения свидетельствует о его признании непригодным для проживания.

Просили суд признать отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» в выдаче Любенко З.И. и Буевич Н.А. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по <адрес изъят>, незаконным.

Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Любенко З.И. и Буевич Н.А. свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой указанного жилого помещения и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 29.07.2020 отказано в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Любенко З.И., Буевич Н.А. просят решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывают, что судом не дана оценка, что дом, расположенный <адрес изъят>, попал в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2019 года, в доме стояла вода. Осмотр дома межведомственной комиссией не проводился, члены комиссии в дом не входили. Суд не выяснил, что до паводка дом не обследовался и непригодным для проживания не признавался. Члены межведомственной комиссии судом не допрошены. Дефекты дома, установленные в ходе обследования, свидетельствуют об утрате дома в результате наводнения. Факт пригодности дома для проживания был подтвержден представленными фотографиями, в судебное заседание явились свидетели, в допросе которых суд отказал. Кроме того, указывают, что суд необоснованно отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что административными истцами не обжалованы акт и заключение межведомственной комиссии.

В дополнении к апелляционной жалобе Любенко З.И., Буевич Н.А. указывают, что в заключении межведомственной комиссии указано на подмыв фундамента с вымыванием грунта в подполье и обрушение в нем подпорных стенок, вместе с тем в доме административных истцов нет фундамента и подпорных стенок в подполье, что, по мнению административных истцов, свидетельствует о том, что межведомственной комиссией дом не был обследован.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуев Е.А. просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1392-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования до 662 млн. руб. на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате паводка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916 «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области» утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее Правила).

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Данным постановлением, также утверждены: Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области.

Согласно п.1 Положения (в ред. постановления Правительства Иркутской области от 28.11.2019 № 1010-пп) о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее Положение), настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).

Согласно п. 2 п.п. 1 Положения социальные выплаты предоставляются на следующие цели: приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.

Как следует из п. 3, 4 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития). Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.

Из п.п. 2 п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Положения, в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 31.03.2020 (срок действия Постановления Правительства Иркутской области Положения) обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение). Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.03.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением главы администрации муниципального образования Тулунского муниципального района № 82-ПГ от 26.06.2019, с 08 часов 00 минут 26.06.2019 на территории Тулунского района введен режим функционирования «повышенная готовность» до особого распоряжения.

Постановлением главы администрации муниципального образования Тулунского муниципального района № 84-ПГ от 27.06.2019, с 15 часов 00 минут 27.06.2019 на территории Тулунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» до особого распоряжения.

Постановлением главы администрации муниципального образования Тулунского муниципального района № 88-ПГ от 28.06.2019 утверждена зона чрезвычайной ситуации, в том числе <адрес изъят>.

Судом и материалами выплатного дела установлено, что резолютивной частью решения Тулунского городского суда Иркутской области от 23.12.2019 установлен факт владения и пользования объектом недвижимости – жилым домом, общей площадью 45 кв.м., расположенным по <адрес изъят>, на праве собственности за Буевич Надеждой Анатольевной, (данные изъяты) и Любенко Зоей Ивановной, (данные изъяты) в том числе в период паводка в июне 2019 года на территории Иркутской области (л.д.80).

Согласно акту обследования помещения от 12.09.2019 № 15 Межведомственной комиссией, назначенной на основании распоряжения администрации Бурхунского сельского поселения от 12.07.2019 № 23р, произведено обследование помещения, расположенного по <адрес изъят>.

При визуальном осмотре наблюдается: до наводнения в доме, длительное время никто не проживал, текущий ремонт не производился, наблюдаются повреждения, образованные до наводнения; подмыв фундамента с вымыванием грунта в подполье и обрушения (повреждения) в нем подпорных стенок; осадка отдельных углов здания; перекос отдельных дверных и оконных проемов, нарушение жесткости сруба; набор древесной влаги – выпучивание стен и прогибы; повышенная влажность; несущие стены и перегородки деформированы; полы находятся в водонасыщенном состоянии, деформированы, имеются прогибы и просадки, гнилостные повреждения лаг и настила (л.д. 92-93).

Как следует из заключения № 15 от 12.09.2019 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом Межведомственная комиссия, назначенная на основании распоряжения администрации Бурхунского сельского поселения от 12.07.2019 № 23р на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, о несоответствии помещения, расположенного по <адрес изъят>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, в соответствии с разделом II, разделом III, п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (л.д. 94-95).

Согласно распоряжению администрации Бурхунского сельского поселения № 133-р от 01.10.2019 жилое помещение, расположенное по <адрес изъят> признано непригодным для проживания (л.д. 96).

26.12.2019 в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обратились Любенко З.И. и Буевич Н.А. с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 66-69).

Из уведомления об отказе № 07-595 от 30.01.2020, выданного Областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» следует, что Любенко З.И. и Буевич Н.А. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Причина: отсутствие права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (жилое помещение утрачено не в результате чрезвычайной ситуации) (л.д. 65).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что из представленного в адрес учреждения акта обследования № 15 от 12.09.2019 и заключения Межведомственной комиссии следует, что жилой дом, расположенный по <адрес изъят>, признан непригодным для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а в связи с физическим износом и старением материалов, указанного жилого дома, а также, не эксплуатацией его длительное время. Оспариваемый административными истцами Буевич Н.А., Любенко З.И. отказ, их права и законные интересы не нарушает, поскольку, судом непосредственно в судебном заседании из имеющихся в материалах дела доказательств, установлено, что, несмотря на установленный решением суда факт владения и пользования жилым помещением административными истцами, в том числе, на момент паводка, жилое помещение, расположенное по <адрес изъят>, признано непригодным для проживания, однако, к такому заключению межведомственная комиссия пришла, поскольку, основные дефекты и повреждения жилого помещения, принадлежащего административным истцам, вызваны длительным не проживанием в доме, не производством текущего ремонта, и образования повреждений до наводнения, а не в результате чрезвычайной ситуации.

Из пояснений административных истцов и представителя административного истца суд установил, что распоряжение администрации Бурхунского сельского поселения № 133-р от 01.10.2019, акт обследования № 15 от 12.09.2019 и заключение Межведомственной комиссии они не обжаловали.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их правильными, основанными на нормах действующего законодательства. Суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый административными истцами отказ в выдаче свидетельства, в связи с отсутствием у них права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением, принят в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, нормы которого приведены в настоящем решении, в связи с чем, правовых оснований для признания его судом незаконным, у суда не имелось.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия (бездействие) осуществлены уполномоченным органом в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке.

В связи с отказом в удовлетворении требования административного иска о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, требования административного иска об обязании Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по <адрес изъят>, не подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что осмотр дома фактически не проводился, члены межведомственной комиссии в дом не входили, опровергаются материалами административного дела, а именно актом обследования № 15 от 12.09.2019 и заключением Межведомственной комиссии № 15 от 12.09.2019, которые административными истцами не оспаривались и с которыми они были согласны.

Довод апелляционной жалобы о том, что до паводка дом не обследовался и непригодным для проживания не признавался правового значения для данного дела не имеют, так как с заявлением о признании дома непригодным для проживания административные истцы обратились только после паводка.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не допрошены члены межведомственной комиссии также нельзя признать обоснованным, так как акт обследования помещения подписан всеми членами межведомственной комиссии, особое мнение членами комиссии не выражалось. Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были допрошены свидетели, проживавшие в доме, также не обоснован ввиду того, что судом не устанавливался факт проживания в этом доме.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалованного судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в обжалованном решении.

Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованного решения также не установлено.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда.

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.И. Медведева

Судьи Л.В. Гусарова

Л.Л. Каракич