Судья Ершов С.А.
Дело № 33а-8362/2022; 2а-35/2022
УИД 59RS0004-01-2021-000697-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Никитиной Т.А.,
судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Елоховой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 августа 2022 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Перми от 30 мая 2022 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Кировского района г. Перми об оспаривании распоряжения главы Кировского района г. Перми № 059-23-01-02-304 от 04.12.2020 о сносе самовольной постройки по адресу: ****.
Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к Департаменту экономики и промышленной политики администрации г.Перми, администрации Кировского района г.Перми о признании незаконным акта № 24-08-135 Департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми от 24.08.2020, признании незаконными действий Департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми по досрочному расторжению договора № ** от 29.05.2017, признании незаконным распоряжения главы администрации Кировского района г.Перми №059-23-01-304 от 04.12.2020 о сносе самовольной постройки по адресу: ****.
Определением Ленинского районного суда г.Перми от 18.03.2021 в отдельное производство выделены требования ФИО1 к администрации Кировского района г.Перми о признании незаконным распоряжения главы администрации Кировского района г.Перми №059-23-01-304 от 04.12.2020 о сносе самовольной постройки по адресу: **** для рассмотрения по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд г.Перми.
В обоснование заявленных требований о признании незаконным распоряжения главы администрации Кировского района г.Перми №059-23-01-304 от 04.12.2020, ФИО1 указал, что на основании договора от 29.05.2017, заключенного с департаментом экономики и промышленной политики администрации г.Перми, им размещен торговый павильон на земельном участке по адресу: **** сроком до 29.05.2022. Однако, второй стороной договора уведомлен 07.10.2020 о досрочном расторжении договора в одностороннем порядке по причине нарушения требований договора, с приложением акта обследования №** от 24.08.2020, на основании которого установлено размещение павильона, являющегося объектом капитального строительства, что послужило основанием для издания главой администрации Кировского района г.Перми распоряжения о сносе самовольной постройки. Ссылаясь на несогласие с выводами о существенных нарушениях договора, повлекших его досрочное расторжение, а также на незаконность проведения акта обследования, административный истец просил признать распоряжение о сносе размещенного им торгового павильона незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе ФИО1 и приведены доводы о незаконности судебного акта. Полагает, что факт нарушения с его стороны условий договора о размещении нестационарного торгового объекта, которые бы являлись основанием для его расторжения, не установлено. Акт обследования от 24.08.2020 составлен с нарушениями и является незаконным. Кроме того, с момента заключения указанного договора торговый объект не изменялся, оснований для издания распоряжения по сносу объекта не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица – департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми, действующий на основании доверенности, просил решение суда оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, при сведениях о надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным истцом ФИО1 на основании заключенного с департаментом экономики и промышленной политики администрации г.Перми договора № ** от 29.05.2017 размещен торговый павильон по адресу: ****.
07.10.2020 в адрес ИП ФИО1 направлено уведомление о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 29.05.2017 № **.
20.11.2020 главе администрации Кировского района г. Перми из департамента экономики и промышленной политики администрации г.Перми поступило сообщение о проведении мероприятия по выявлению и демонтажу незаконно размещенного объекта в соответствии с Положением № 192.
Главой администрации Кировского района г.Перми издано распоряжение №059-23-01-304 от 04.12.2020 о сносе самовольной постройки по адресу: ****.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.64 КАС РФ, ст.222 Гражданского кодекса РФ исходил из того, что торговый павильон является самовольным (незаконным) объектом, возведен на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, в связи с чем пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения.
Оснований не согласиться с решением суда судебная коллегия не усматривает.
По смыслу части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие) и решения должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.
Такая совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, по делу отсутствует.
В силу положений ст.222 ГК РФ органу местного самоуправления предоставлено право принять решение о сносе самовольной постройки, если она создана на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с положениями абзацев 10 и 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации города Перми (далее - Типовое положение).
Настоящее Положение устанавливает компетенцию (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определяет порядок его деятельности (пункт 1.1 Типового положения).
Согласно пункту 1.2 Типового положения администрация Кировского района города Перми является территориальным органом администрации города Перми, и из пункта 3.2.8.6 указанного Положения следует, что в сфере потребительского рынка территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, используемых для осуществления деятельности по оказанию населению следующих услуг: услуг общественного питания, услуг мойки транспортных средств, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и автостоянок открытого типа на территории района (поселка Новые Ляды), организует их демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию в порядке, предусмотренном правовыми актами города Перми, и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
В пункте 3.2.8.7 Типового положения указано, что в сфере потребительского рынка территориальный орган выдает владельцам нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, используемых для осуществления деятельности по оказанию населению следующих услуг: услуг общественного питания, услуг мойки транспортных средств, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.
Согласно пункту 3.2.8.8 Типового положения территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами в сфере потребительского рынка организует принудительный демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных рекламных конструкций на территории района (поселка Новые Ляды) в порядке, предусмотренном правовыми актами города Перми, и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
Осуществление администрацией указанной функции регламентируется утвержденным решением Пермской городской Думы N 192 от 08.11.2005 Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми (далее - Положение N 192).
Незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 настоящего Положения, право на размещение которого прекратилось (пункты 1.4 - 1.5 Положения N 192).
Пунктом 2.4 Положения N 192 определено, что учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, в порядке, установленном администрацией города Перми.
Порядок ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории г. Перми утвержден Постановлением администрации города Перми от 09.06.2012 N 279.
Формирование и ведение Реестра осуществляет Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми на основании сведений, сформированных самостоятельно и представляемых территориальными органами администрации города Перми, в рамках полномочий, осуществляемых в соответствии с Положением.
В пункте 2.5 Положения N 192 установлено, что в течение пяти рабочих дней после дня постановки на учет самовольного (незаконного) объекта территориальный орган (Служба организации дорожного движения) размещает на объекте (за исключением рекламных конструкций) и официальном сайте объявление с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.7 настоящего Положения (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого распоряжения).
Срок для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта (кроме рекламной конструкции, объектов, указанных в абзаце третьем пункта 2.1 настоящего Положения) составляет 10 рабочих дней после дня размещения на официальном сайте объявления с требованием о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта (пункт 2.7 Положения N 192).
Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней после дня окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта, проверяет исполнение требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта. По результатам данной проверки составляет акт, в котором отражается факт демонтажа самовольного (незаконного) объекта или неисполнения требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, а также факт устранения/неустранения обстоятельств, послуживших основанием для инициирования процедуры принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта. В случае устранения владельцем данных обстоятельств принудительный демонтаж объекта не производится (пункт 2.8 Положения N 192).
При неисполнении требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта потребительского рынка функциональный орган, осуществляющий функции управления в сфере потребительского рынка, в течение трех рабочих дней после дня составления акта, указанного в пункте 2.8 Положения, предоставляет информацию о данном объекте в территориальный орган по месту нахождения объекта для издания распоряжения, предусмотренного пунктом 2.10 Положения, и организации принудительного демонтажа данного объекта (пункт 2.9 Положения N 192).
На основании п. 2.10 Положения № 192, для организации принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов руководитель территориального органа издает распоряжения о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов (далее - распоряжение).
Распоряжения издаются в отношении самовольных (незаконных) объектов, добровольно не демонтированных на момент издания соответствующего распоряжения (кроме рекламных конструкций), выбор которых осуществляется территориальным органом в соответствии с критерием очередности.
Распоряжение издается в течение трех рабочих дней со дня составления акта о неисполнении требования о добровольном демонтаже или получения в соответствии с пунктом 2.9 настоящего Положения сведений о рекламных конструкциях, подлежащих демонтажу.
Требования к содержанию распоряжения определены в п. 2.10.2 Положения № 192.
Таким образом, главой районной администрации распоряжение издается с целью организации принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов и вышеприведенные нормативно-правовые акты подтверждают соответствующие полномочия администрации.
Из материалов дела следует, что Департаментом экономики и промышленной политики администрации г. Перми 07.10.2020 в адрес ИП ФИО1 направлено уведомление о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 29.05.2017 № **, по причине нарушения ФИО1 условий договора в части несоответствия размещенного объекта условиям договора (л.д. 51).
Департаментом экономики и промышленной политики администрации г.Перми 20.11.2020 главе администрации Кировского района г. Перми Ц. направлена информация о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 29.05.2017 № **, заключенного с ИП ФИО1 и поставлен вопрос о проведении мероприятия по выявлению и демонтажу незаконно размещенного объекта в соответствии с Положением № 192 и информировании об этом департамента (л.д. 70).
04.12.2020 глава администрации Кировского района г. Перми Ц. вынес оспариваемое распоряжение о сносе самовольной постройки (л.д. 117-118).
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 15.06.2021, вступившим в законную силу 11.05.2022, отказано в удовлетворении требований ФИО1 к департаменту экономики и промышленной политики администрации г.Перми о признании незаконным акта № ** от 24.08.2020, признании незаконными действий по досрочному расторжению договора № ** от 29.05.2017. При этом судом установлены обстоятельства того, что торговый павильон по адресу: **** имеет фундамент, то есть прочную связь с землей, что не соответствует условиям заключенного между сторонами договора.
Принимая во внимание, что действие договора на размещение нестационарного торгового объекта от 29.05.2017 с ФИО1 прекращено, последний обязан был демонтировать самовольно установленный объект, законных оснований для размещения указанного объекта не имелось и принятие главой районной администрации распоряжения о сносе самовольной постройки соответствует Положению о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми.
Так, на основании п. 2.9 Положения N 192 функциональный орган передал информацию о самовольном (незаконном) объекте в территориальный орган по месту нахождения объекта для издания распоряжения, предусмотренного пунктом 2.10 Положения. Содержание оспариваемого распоряжения не противоречит п. 2.10.2 Положения № 192.
Анализируя правовой статус спорного объекта недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении данного объекта органом местного самоуправления правомерно принято уведомление о сносе самовольной постройки.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела и подлежащему применению материальному закону. Органы местного самоуправления вправе принимать меры защиты прав на земельные участки, находящиеся в его собственности и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, в том числе посредством сноса самовольных построек.
С учетом установленных обстоятельств, оспариваемое распоряжение главы районной администрации не противоречит изложенным требованиям законам, вынесено уполномоченным лицом в пределах своей компетенции, не нарушая прав и законных интересов административного истца, в том числе, как стороны договора по размещению нестационарного объекта, действия, по досрочному расторжению которого в судебном порядке признаны законными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, указанные выводы не опровергают, сводятся к несогласию с установленными обстоятельствами в рамках иного гражданского дела между теми же сторонами в отношении спорного объекта, правомерно принятыми судом первой инстанции в качестве обстоятельств, не подлежащих повторному доказыванию и оспариванию согласно требованиям ст.64 КАС РФ, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Перми от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)