ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8381/16 от 26.10.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а- 8381/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А.Чемякиной

судей О.В.Герасимовой, Е.П. Иском

при секретаре Е.В.Павловой

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края

по апелляционной жалобе администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края на решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2016г.

Заслушав доклад судьи Е.П.Иском, пояснения прокурора Крикавцовой Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовании ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки территории сельского поселения «Село Богородское»Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовать её с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.

В обоснование предъявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Ульчского района в рамках надзорной деятельности за исполнением законодательства об охране окружающей среды, проведена проверка исполнения органа местного самоуправления района требований законодательства в области организации работы с отходами производства и потребления, в результате которой установлено, что администрацией сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края до настоящего времени генеральная схема очистки населенных пунктов установленном порядке не разработана и не утверждена, с органами Роспотребнадзора соответственно не согласована.

июня 2016 года в качестве заинтересованного лица, к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Хабаровскому краю.

Решением Ульчского районного суда г. Хабаровска от 17 июня 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неприятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовании ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.

На администрацию сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовать ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.

В апелляционной жалобе представитель администрации сельского поселения «Село Богородское» с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным в связи с тем, что при вынесении решения суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд сослался на нормы ст. 8, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в которых, по его мнению, имеются полномочия сельских поселений в области обращения с отходами производства и потребления. Но в данных законах отсутствуют полномочия сельских поселений, а нормами установлены полномочия городских поселений и муниципальных районов на территории сельских поселений. Данные полномочия, к тому же, сводятся к участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют эти полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии с нормами ст. 6 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Законом Хабаровского края от 09.12.2015 № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории края обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Из этого следует, что у администрации сельского поселения отсутствуют полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения.

Федеральным законом (ст. 14) от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, а также в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обеспечение санитарной очистки территорий осуществляется, в том числе, при участии уполномоченных органов субъектов Российской Федерации. Данные органы осуществляют разработку и утверждение территориальных схем обращения с отходами, а также региональных программ в области обращения с отходами. Территориальная схема обращения с отходами и генеральная схема очистки территории являются комплексными документами, увязывающими различные сферы деятельности по обращению с отходами (конкурентные виды деятельности - сбор и вывоз отходов, монопольные виды деятельности - захоронения отходов), а также предусматривающим внедрение новых технологий в целях повышения экологической эффективности и безопасности. В связи с этим, разработка генеральных схем очистки территории должна проводится на основании территориальных схем обращения с отходами. В связи с этим просит решение Ульчского районного суда Хабаровского края отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 6, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

В соответствии с ч.2 ст. 8, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Ст.24.7 указанного Федерального закона установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

В силу ст. 5 Закона Хабаровского края от 09.12.2015 N 150 (ред. от 30.03.2016) "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории края обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 1.2, п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в нарушение приведенных норм администрацией сельского поселения «Село Богородское» Ульчского района Хабаровского края не утверждена генеральная схема очистки населенных пунктов муниципальных образований.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Федеральным законом 29.12.2014 №458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими cилу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» введена ст.24.6, которой предусмотрено, что для осуществления деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению тверды коммунальных отходов на территориях субъектов РФ создаются региональные операторы - юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.

Также указанным Федеральным Законом введена ст.13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

Указанные изменения вступили в силу с 1.01.2016г. Таким образом, с 01.01.2016 года все виды деятельности по сбору, транспортировке, размещению и утилизации твердых коммунальных отходов находятся в ведении региональных операторов.

Кроме того, в силу ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

Таким образом, с 1.01.2016г. органы местного самоуправления поселений не имеют полномочий по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, составлению схем обращения с отходами, ввиду того, что данные полномочия на законодательном уровне закреплены за региональным оператором и органами местного самоуправления муниципальных районов.

Кроме того, ни Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления", ни Закон Хабаровского края от 09.12.2015 N 150 (ред. от 30.03.2016) "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не содержат такого понятия как генеральная схема по очистке территорий. Ссылки суда первой инстанции в части обязанности органа местного самоуправления поселения утвердить генеральную схему по очистке территорий на п. 1.2, п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88, противоречит нормам вышеуказанного Федерального Закона и Закона Хабаровского края, поскольку указанными нормативными актами предусмотрен иной порядок организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов

При таких обстоятельствах решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 17.06.2016г. подлежит отмене на основании ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права. В силу вышеизложенного судебная коллегия полагает необходимым отказать прокурору Ульчского района в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовании ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края согласовать ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю отменить, апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Вынести новое решение, которым прокурору Ульчского района Хабаровского края в удовлетворении административных исковых требований к администрации сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовании ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки территории сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края и согласовать ее с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А.Чемякина

Судьи О.В.Герасимова

Е.П.Иском