Судья Борисов А.С. Дело №33а-838/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«20» мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0023-01-2019-000378-89, №2а-46/2020) по апелляционной жалобе Белохвостовой Натальи Николаевны на решение Макарьевского районного суда Костромской области от 20 января 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Белохвостовой Натальи Николаевны к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, заместителю главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области Степанычевой С.А., Управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными и отмене предписаний №39, №40, №41 от 21 мая 2019 года отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя административного истца Белохвостовой Н.Н. по доверенности Данилова А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы Управления Росреестра по Костромской области Филипповой А.К., заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области Степанычевой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Белохвостова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным и отмене предписания №39 от 21 мая 2019 года.
В обоснование административного иска указала, что 21 мая 2019 года в отношении нее ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степанычевой С.А. была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации. По результатам проверки был составлен акт проверки №35 о ненадлежащем использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. В этот же день ей выдано предписание №39 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 20 октября 2019 года. Считая предписание незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, указала, что оно вынесено лицом, не уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В данном случае государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, должно осуществлять Управление Россельхознадзора по Костромской области. Должностное лицо Управления Росреестра по Костромской области, осуществляющее государственный земельный надзор, при выявлении нарушения требований земельного законодательства в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязано было проинформировать Управление Россельхознадзора по Костромской области для принятия мер государственного земельного надзора, а не выносить незаконное предписание.
Аналогичные требования были заявлены Белохвостовой Н.Н. в рамках административных дел в отношении предписаний ведущего специалиста-эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области Степанычевой С.А. №40, №41 от 21 мая 2019 года об устранении выявленного в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в части использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Решениями Макарьевского районного суда Костромской области от 04 сентября 2019 года в удовлетворении административных исковых заявлений Белохвостовой Н.Н. отказано.
Апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 04 декабря 2019 года решения Макарьевского районного суда Костромской области отменены, административные дела направлены в тот же суд на новое рассмотрение.
Определением судьи Макарьевского районного суда Костромской области от 24 декабря 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Белохвостовой Н.Н. к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным и отмене предписания №40 от 21 мая 2019 года (дело №) объединено в одно производство с административными делами № по административным исковым заявлениям Белохвостовой Н.Н. о признании незаконными и отмене предписаний №39, №40 от 21 мая 2019 года.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области, ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Россреестра по Костромской области ФИО1
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 полагает решение суда незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и просит его отменить. Повторяя изложенные в административном исковом заявлении доводы, ссылаясь на нормы Положения о государственном земельном надзоре, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выражает несогласие с выводом суда о законности действий административных ответчиков. Указывает, что государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности осуществляется исключительно Россельхознадзором и его территориальными органами. Согласно решениям заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 17 октября 2017 года №№189, 190, 191 земельные участки, принадлежащие ФИО2, отнесены к умеренной категории риска, и в отношении правообладателей таких земельных участков плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 5 лет.
Из материалов проверки государственного земельного надзора, проведенной ФИО1, следует, что ФИО2 допустила нарушение земельного законодательства в части неиспользования земельных участков по целевому назначению, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), что входит в компетенцию Россельхознадзора. В данном случае обжалуемые предписания выданы сотрудником Управления Росреестра по Костромской области, то есть лицом, не уполномоченным на осуществление данных действий. Считает, что должностное лицо должно было проинформировать Россельхознадзор, а не выносить незаконное предписание.
Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством срок для освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 3 года. Собственником земельных участков ФИО2 является с 12 мая 2017 года, следовательно срок для их освоения истекает 12 мая 2020 года, поэтому какие-либо действия государственных органов, направленные на сокращение срока для его освоения, являются незаконными.
В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район Костромской области, ведущий специалист-эксперт межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Россреестра по Костромской области ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
ФИО2, представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, материал плановой проверки №39 в отношении ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 250 000 кв.м, адрес: <адрес> (том 3, л.д. 8-10);
- земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 150 000 кв.м, адрес: <адрес> (том 2, л.д. 8-10);
- земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 40 000 кв.м, адрес: <адрес> (том 1, л.д. 8-10).
15 мая 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО9 №08-487-р от 20 марта 2018 года в отношении ФИО2 проведена плановая документарная выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено (акт №39 от 15 мая 2018 г.), что земельные участки не используется по целевому назначению, заросли древесно-кустарниковой растительностью, выявлены нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
По результатам проверки ФИО2 выданы предписания №32, №33, №34 об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2018 года.
Ввиду того, что в ходе проверки было выявлено, что в действиях ФИО2 усматриваются признаки нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, 18 мая 2018 года в адрес руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановским областям ФИО10 направлен акт проверки №39 от 15 мая 2018 года для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
14 июня 2018 года материалы плановой документарной выездной проверки возвращены в межрайонный отдел по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ.
21 ноября 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО9 от 08 октября 2018 года №08-441-р проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении ФИО2 с целью проверки исполнения предписаний №32, №33, №34 от 15 мая 2018 года, в ходе которой установлено невыполнение последних.
По результатам проведенной проверки составлен акт №97 от 21 ноября 2018 года, а также выданы новые предписания №87, №88, №89 об устранении нарушений до 20 мая 2019 года.
15 апреля 2019 года заместителем руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО9 вынесено распоряжение №08-150-р о проведении заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район, ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, ФИО1 в период с 21 по 22 мая 2019 года внеплановой документарной и выездной проверки исполнения ФИО2 предписаний от 21 ноября 2018 года.
13 мая 2019 года ФИО2 вручено уведомление о проведении указанной проверки 21 мая 2019 года в 14 часов 00 минут.
В ходе проверки должностным лицом ФИО1 в отсутствие ФИО2 произведен осмотр принадлежащих последней земельных участков, в ходе которого установлено, что предписания от 21 ноября 2018 года ФИО2 не исполнены, земельные участки по целевому назначению не используются, частично заросли древесно-кустарниковой растительностью.
По результатам проверки должностным лицом ФИО1 составлен акт №35 от 21 мая 2019 года, к которому приложены документы, фиксирующие выявленные в ходе проверки обстоятельства – фототаблица, схематические чертежи и обмеры границ земельных участков.
В этот же день ФИО2 выданы предписания №39, №40, №41 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в срок до 20 октября 2019 года (с учетом определений от 11 июля 2019 года об исправлениях, внесенных в предписание).
21 мая 2019 года тем же должностным лицом в отношении ФИО2 составлены протоколы об административных правонарушениях по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства).
Постановлениями мирового судьи судебного участка №259 района Марьино города Москвы от 18 июля 2019 года ФИО2 привлечена к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Разрешая заявленные ФИО2 требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства не нарушен, предписания выданы уполномоченным лицом, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по государственному земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Костромской области.
Данные выводы суда являются мотивированными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, материалам административного дела не противоречат.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного спора судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 3 части 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (часть 1).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (часть 2).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (часть 3).
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее – должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях (часть 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7).
В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (часть 9).
Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации (часть 11).
В силу пункта 2 Положения «О государственном земельном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года №1 государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения «О государственном земельном надзоре» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения «О государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В силу пункта 6 Положения «О государственном земельном надзоре» в рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее – плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Пункта 12 Положения «О государственном земельном надзоре» определено, что сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года №373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Административного регламента Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. №486 (далее – Административный регламент), предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования): требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Пунктами 15 и 16 Административного регламента предусмотрено, что результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Юридическими фактами завершения проведения проверки являются:
1) составление акта проверки;
2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки);
3) принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие соответствующих мер).
В силу пункта 101 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам проверки - является акт проверки, в котором в том числе должны быть отмечены выявленные нарушения обязательных требований.
В случае выявления по итогам проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Росреестра (территориального органа), копия акта проверки подлежит направлению в орган, к компетенции которого относится надзор (контроль) за соблюдением нарушенных требований законодательства (пункт 102 Административного регламента).
В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (пункт 103 Административного регламента).
В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей или граждан нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностные лица Росреестра (его территориального органа), проводившие проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают меры по привлечению к административной ответственности в установленном действующим законодательством порядке (105 Административного регламента).
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что внеплановая проверка проведена должностным лицом Росреестра в пределах предоставленных полномочий.
Доводы административного истца, повторяемые в апелляционной жалобе, о том, что выявление нарушений земельного законодательства о неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения входят в компетенцию Россельхознадзора, не могут являться основанием к отмене обжалуемого решения.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федеральным законом от 24.07.202 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Подпункт «в» пункта 3 Положения «О государственном земельном надзоре» и подпункт 3 пункта 5 Административного регламента, определяющие предмет государственного надзора осуществляемого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами, как государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, не имеют ограничений полномочий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Доказательства использования спорных земельных участков с соблюдением требований статьи 42 ЗК РФ административным истцом не представлено.
Рассматривая довод административного истца о том, что выдача проверяемому лицу предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, возможна лишь в случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а именно в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 7.1, 7.34, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8, ст. 10.9, ст. 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения), судебная коллегия не находит оснований с ним согласиться, поскольку предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения; изложенные в предписании требования не могут быть взаимоисключающими и должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания и четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами; оно не должно носить признаки формального выполнения требований; при этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Более того, в рассматриваемом случае непривлечение ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 8.8. КоАП РФ по результатам проверки от 15 мая 2018 года (акт проверки органом государственного надзора №39) не свидетельствует о незаконности оспариваемых предписаний, поскольку в материалах проверки указаны признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи (определение о возращении материалов плановой документарной и выездной проверки от 07.06.2018 г. начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО12).
Доводы о том, что ФИО2 была включена в план проведения плановых проверок граждан на 2018 год в нарушение Административного регламента до истечения трех лет со дня возникновения права собственности на земельные участки (является собственником земельных участков с 12.05.2017 г.), также не указывают на неправильность принятого судом первой инстанции решения.
Оспариваемые административным истцом предписания вынесены по результатам внеплановой проверки, проведенной должностным лицом в рамках надзора за соблюдением требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Требования раздела «Организация проведения внеплановой проверки» Административного регламента, в том числе пункта 64, которым установлено, что основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, административными ответчиками соблюдены.
Вышеприведенным Административным регламентом не определен срок проведения должностными лицами Росреестра первой плановой проверки в отношении физического лица, являющегося правообладателем земельного участка.
Положения пунктов 23 и 31 Административного регламента, предусматривающих проведение плановых проверок в отношении гражданина не чаще чем один раз в три года и истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки для включения гражданина в ежегодный план проведения плановых проверок, в рассматриваемом случае не нарушены.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что действия административных ответчиков по проведению плановой документарной и выездной проверки 15 мая 2018 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Костромской области ФИО9 №08-487-р от 20 марта 2018 года в установленном законом порядке административным истцом не оспаривались.
Доводы о том, что в качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как согласно пункту 10(1) Положения о государственном земельном надзоре проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами проверок соблюдения требований земельного законодательства осуществляется с применением риск-ориентированного подхода только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства.
По изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Макарьевского районного суда Костромской области от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: