Судья 1 инстанции Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-8413/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Усовой Н.М.,
судей Бутиной Е.Г., Харина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2793/2019 по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области ФИО1 к Думе города Иркутска о признании незаконными решения,
по апелляционным жалобам представителя по доверенностям административного ответчика Думы города Иркутска и заинтересованного лица депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 – ФИО3 на решение Кировского районного суда города Иркутска от 3 июля 2019 г.,
установила:
в обоснование иска указано, что в соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 13.08.2018 № 557-рк «О проверке» управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы города Иркутска ФИО2 за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2017 года. По результатам проверки выявлены факты представления ФИО2 недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выявленные нарушения являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных федеральным законодательством. На основании изложенного, в Думу города Иркутска направлено заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18. По итогам рассмотрения указанного заявления Думой города Иркутска принято решение от 30.05.2019 № 006-20-570912/9, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Губернатора Иркутской области Дума города Иркутска решила применить к депутату Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 иное дисциплинарное взыскание в виде замечания. Вместе с тем, исходя из смысла ч. 71 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 131 Федерального закона «О противодействии коррупции», при установлении факта представления лицом, замещающим муниципальную должность, недостоверных и неполных сведений о доходах досрочное прекращение его полномочий является единственной и неотвратимой мерой ответственности. Данная мера предусмотрена законодательством в связи с недопустимостью замещения муниципальной должности лицом, не исполнившим установленную законодательством обязанность. При этом учитывая порядок, предусмотренный ч. 73 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 45 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», направленное высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации заявление о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, является основанием для принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий указанного лица. Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения являются прямым основанием для применения в отношении депутата Думы города Иркутска ФИО2 меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. В связи с чем, решение Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9 о применении к ФИО2 иного дисциплинарного взыскания в виде замечания является незаконным.
Принятое Думой города Иркутска решение от 30.05. 2019 № 006-20-570912/9 препятствует реализации возложенных на Губернатора Иркутской области обязанностей и тем самым нарушает законные интересы Губернатора Иркутской области, заключающиеся в необходимости соблюдения установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» принципов законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также обеспечения выполнения мер по профилактике коррупционных правонарушений в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Законные интересы Губернатора Иркутской области являются нарушенными со дня принятия оспариваемого решения Думы города Иркутска, т. е. с 30.05.2019.
Решением Кировского районного суда города Иркутска от 03.07.2019 административный иск Губернатора Иркутской области ФИО1 удовлетворен в полном объёме. Суд признал незаконным решение Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9 и обязал Думу города Иркутска повторно рассмотреть заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 в течение 30 дней с даты вступления указанного судебного решения в законную силу.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный ответчик Дума города Иркутска, заинтересованное лицо депутат Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 в лице представителя по доверенностям ФИО3 обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Думы города Иркутска ФИО3 указала на неверное толкование и применение судом норм материального права. Указывает, что положения п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны толковаться в системной взаимосвязи с положениями ст. 70 указанного закона, согласно которой органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими нами в соответствии с федеральными законами. Указанная норма предполагает, что любой вид ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления может быть установлен только федеральными законами, но не законами субъектов Российской Федерации или уставом муниципального образования. Полагает, необходимой предпосылкой закрепления в Уставе города Иркутска видов ответственности депутатов Думы города Иркутска, являются положения федерального закона, прямо закрепляющие эти виды ответственности. При этом, учитывая, что в силу ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15, ст. 76 Конституции Российской Федерации положения федеральных законов действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации, наличие или отсутствие конкретных предписаний о видах ответственности депутатов Думы города Иркутска в муниципальных правовых актах города Иркутска не является препятствием для непосредственного применения положений федеральных законов.
Указывает, судом в нарушение ч. 2 ст. 178 КАС РФ не применены положения ч. 45 ст. 121 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая определяет не только полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но и полномочия представительного органа муниципального образования в отношении депутатов такого органа.
Обращает внимание, что в целях принятия законного муниципального правового акта Дума города Иркутска обязана была при рассмотрении заявления Губернатора Иркутской области ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 руководствоваться не только непосредственно положениями федеральных законов, но и принципом соразмерности согласно позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Полагает, по результатам оценки Думой города Иркутска было принято решение, которое в полной мере по смыслу примененной меры ответственности и ее соответствию характеру совершенного коррупционного правонарушения соответствует Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указывает, что в решении суда не отсутствует оценка обстоятельств совершенного депутатом Думы города Иркутска ФИО2 правонарушения, а также соразмерности примененной Думой города Иркутска меры ответственности. Суд ограничился констатацией нарушений, изложенных в заявлении Губернатора Иркутской области. Положения федерального законодательства истолкованы судом без учета правовых позиций, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Обращает внимание, что указанная в решении Думы конкретизация меры дисциплинарного взыскания, хотя и непосредственно не предусмотрена федеральным законодательством, но не противоречит смыслу положений законодательства о противодействии коррупции и не является применением какой-либо новой меры ответственности, не предусмотренной ч. 43 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
Просит суд отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03.07.2019 по данному административному делу полностью и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, поданной от имени депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 указано на отсутствие в соответствии со ст. 218 КАС РФ у Губернатор Иркутской области оспаривать в порядке административного судопроизводства вынесенное решение Думы, поскольку обязанности или законные интересы Губернатора Иркутской области указанным решением не затрагиваются. Из содержания решения не явствует, установил ли суд, на основании какой части статьи 218 КАС РФ обратился в суд Губернатор Иркутской области.
Полагает, отсутствие прямого указания в федеральных законах на контрольные полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в отношении решений представительного органа местного самоуправления по вопросам ответственности депутатов таких органов означает, что к полномочиям Губернатора Иркутской области не относится контроль за решением Думы города Иркутска по вопросам применения мер ответственности к депутатам Думы города Иркутска. В этой связи вывод суда о том, что Решение Думы нарушает права и законные интересы Губернатора Иркутской области на рассмотрение его заявления с соблюдением установленных Федеральным законом № 273-ФЗ принципов законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений не соответствует положениям федерального законодательства, поскольку право на проверку соблюдения указанных принципов может быть реализовано исключительно в рамках контрольных полномочий, которыми Губернатор Иркутской области не наделен
Указывает, что само по себе наличие полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции не свидетельствует о наличии у него прав или законных интересов при реализации представительным органом муниципального образования своей исключительной компетенции в части применения мер ответственности к лицам, замещающим муниципальные должности. При этом Губернатор Иркутской области не имеет право оспаривать Решение Думы в порядке административного судопроизводства и в целях защиты прав, свобод и законных интересов иных лиц.
Просит решение Кировского районного суда города Иркутска от 03.07.2019 по данному административному делу отменить полностью и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административного иска.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель Губернатора Иркутской области, аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, действующая на основании доверенностей – ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Административный истец Губернатор Иркутской области ФИО1, заинтересованное лицо ФИО2, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Заинтересованное лицо в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного ответчика Думы города Иркутска и заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя административного истца Губернатора Иркутской области ФИО1, заинтересованного лица Аппарата Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области – ФИО4, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Согласно ст. 57 Устава Иркутской области, Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области, представляет Иркутскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями и гражданами, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Иркутской области; возглавляет исполнительную власть Иркутской области; обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области с иными органами государственной власти Иркутской области и с иными государственными органами Иркутской области; в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Иркутской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области и общественными объединениями.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» исполнительными органами государственной власти Иркутской области являются Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Аналогичные основания для прекращения полномочий депутата закреплены в Уставе города Иркутска (часть 2 (2) статьи 34 (1) Устава города Иркутска).
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является депутатом Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, что подтверждается решением избирательной комиссии города Иркутска «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы города Иркутска шестого созыва» от 15.09.2014 № 30/167, осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Согласно ч.1 ст. 4 Закона Иркутской области от 07.11.2017 № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в редакции от 02.11.2017), проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Законом, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора Иркутской области. В соответствии с ч. 2 указанного Закона решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимается Губернатором Иркутской области.
В соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 13.08.2018 № 557-рк «О проверке» управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы города Иркутска ФИО2 за отчетный период с 1 января по 31.12.2017.
По результатам проверки выявлены факты представления ФИО2 недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, на основании Закона Иркутской области от 07.11.2017 № 73-ОЗ в Думу города Иркутска направлено заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18. Данное заявление подлежало рассмотрению Думой г. Иркутска.
Процедура досрочного прекращения полномочий депутатов Думы города Иркутска, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в связи с нарушением ими ограничений, предусмотренных ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» регулируется Порядком досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности города Иркутска, за совершение коррупционных правонарушений, утвержденным Решением Думы г. Иркутска от 28.06.2018 № 006-20-480753/8.
Письмом от 22.05.2019 Дума г. Иркутска уведомила депутата ФИО2 о времени и месте заседания постоянной Комиссии Думы г. Иркутска шестого созыва по мандатам, регламенту и депутатской этике 28.05.2019г.
Также письмом от 27.05.2019 Дума г. Иркутска уведомила руководителя Управления по профилактике, коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО5 о том, что инициатива Губернатора Иркутской области ФИО1 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска ФИО2 будет рассмотрена на 57-м заседании Думы города Иркутска, которое состоится 30.05.2019г. в 10.00 по адресу: <...>, каб. 72.
В соответствии со ст. 5 Положения о постоянных комиссиях Думы города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 31.08.2005 № 004-20-160185/5 к основным направлениям деятельности Комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике, в том числе, относится: предварительное рассмотрение вопросов досрочного прекращения полномочий депутата Думы.
Из протокола заседания постоянной комиссии Думы города Иркутска шестого созыва по мандатам, регламенту и депутатской этике от 28.05.2019 следует, что постоянная комиссия решила не рассматривать вопросы повестки дня на комиссии ввиду отсутствия кворума и рекомендовать Совету Думы включить данные вопросы на рассмотрение заседания Думы 30.05.2019.
Согласно ст. 10 Положения о муниципальных правовых актах города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21.10.2004 № 004-20-040012/4, правовые акты городской Думы принимаются в форме решений.
Из материалов дела следует, что вопрос о рассмотрении заявления Губернатора Иркутской области от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска ФИО2 был заслушан на 53-м заседания Думы г. Иркутска от 31.01.2019г., Дума г. Иркутска решила:
В соответствии с ч. 45 ст. 121 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 73 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Закона Иркутской области от 07.11.2017 № 73-03 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», пунктом 9 Порядка досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности города Иркутска, за совершение коррупционных правонарушений, утвержденного решением Думы города Иркутска от 28.06.2018 № 006-20-480753/8, обратиться к Губернатору Иркутской области с ходатайством направить в Думу города Иркутска проект решения Думы города Иркутска о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2, а также документы, подтверждающие факты, являющиеся основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 на ближайшем заседании Думы города Иркутска, следующем за днем поступления документов, указанных в пункте 1 настоящего Решения.
При повторном рассмотрении обращения Губернатора Иркутской области о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска ФИО2 на 54-м заседании Думы г. Иркутска от 28.02.2019, Дума г. Иркутска решила: отложить рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 по заявлению Губернатора Иркутской области от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 до получения от Губернатора Иркутской области документов, подтверждающих факты, являющиеся основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Думы города Иркутска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2.
На 57 заседании Думы города Иркутска 6-го созыва принято решение Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9 «О рассмотрении заявления Губернатора Иркутской области от 24.12.2018 № 02-01-5932/18», согласно которому к депутату Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 применено иное дисциплинарное взыскание в виде замечания.
При принятии данного решения Думой г. Иркутска учтен характер указанного в заявлении Губернатора Иркутской области от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 коррупционного правонарушения, которое было совершенно депутатом Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2, тяжесть указанного коррупционного правонарушения, обстоятельства, при которых оно было совершено, а также соблюдение депутатом Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО2 других ограничений и запретов, исполнение требований и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Устава города Иркутска оспариваемое административным истцом решение было подписано Председателем Думы города Иркутска 30.05.2019 и вступило в силу в тот же день (ч. 7 ст. 32 Устава города Иркутска).
Оспариваемое решение опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 04.06.2019 № 21 (818), стр. 33-34.
Копии решения 30.05.2019г. были направлены для сведения Губернатору Иркутской области и депутату ФИО2 (письма № 005-39-060574/9,005-39-060573/9).
Проверяя законность оспариваемого решения Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9, суд первой инстанции указал, что при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в редакции, действовавшей на дату принятия решения) - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное законоположение действует и подлежит применению с учетом установленной Федеральным законом «О противодействии коррупции» для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц (п. 4 ст. 6, ч. 9 ст. 8, ч. 4.5 и 5 ст. 12.1, ст. 15).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Устава города Иркутска, правовой статус депутата Думы города Иркутска, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления может осуществляться законодательством Иркутской области в пределах и случаях, установленных федеральными законами.
Аналогичная норма закреплена в ст. 2 Положения об отдельных вопросах статуса депутата Думы города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 22.11.2007 № 004-20-430687/7, в действующей редакции.
Частью 1 ст. 72 Устава г. Иркутска, предусмотрено, что органы местного самоуправления города Иркутска, их должностные лица, депутаты городской Думы несут ответственность за надлежащее выполнение полномочий, возложенных на них законами и настоящим Уставом, перед населением города, государством, физическими и юридическими лицами по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Анализируя установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ни Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Уставом г. Иркутска, ни правовыми актами Думы г. Иркутска, регулирующими статус депутата Думы г. Иркутска, за коррупционное правонарушение в отношении депутатов Думы города Иркутска не предусмотрен такой вид взыскания, как «замечание», следовательно, административный ответчик, принимая оспариваемое решение, применил к депутату Думы города Иркутска ФИО2 вид взыскания, не предусмотренный законом.
Из системного толкования положений ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 3 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 22.11.2007 № 004-20-430688/7, следует, что депутаты Думы г. Иркутска, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не являются муниципальными служащими, к ним не применимы виды ответственности, предусмотренные для муниципальных служащих г. Иркутска предусмотренные ст. 62(1) Положения о муниципальной службе в городе Иркутске.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любые меры юридической ответственности должны быть четко определены в законе.
Меры ответственности по аналогии права или аналогии закона не могут быть применены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что, оспариваемое решение не основано на законе, нарушен порядок применения ответственности.
Поскольку такое решение нарушает права и законные интересы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на рассмотрение его заявления с соблюдением установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» принципов законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также обеспечения выполнения мер по профилактике коррупционных правонарушений в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решения Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9.
Выводы суда являются мотивированными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционных жалоб, в целом повторяют основания возражений административного ответчика и заинтересованного лица против заявленного иска, были предметом разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к иной оценке доказательств, не могут повлечь отмену решения суда в указанной части.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Вместе с тем на дату рассмотрения данного административного дела в суде апелляционной инстанции, состоялись выборы депутатов в Думу города Иркутска седьмого созыва и ФИО2 депутатом Думы города Иркутска седьмого созыва не является.
Анализируя перечисленные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что мера ответственности, предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» может быть применена к лицу, имеющему статус депутата Думы шестого созыва города Иркутска, вопросы привлечения депутатов Думы г. Иркутска шестого созыва к ответственности относятся к исключительной компетенции Думы.
В настоящее время статус депутата Думы города Иркутска шестого созыва ФИО2 прекращен; полномочия Думы города Иркутска шестого созыва прекращены, данные обстоятельства являются препятствием для привлечения депутата Думы города Иркутска шестого созыва ФИО2 к какой-либо ответственности.
При таких обстоятельствах решение Кировского районного суда города Иркутска от 03.07.2019 в части обязания Думу города Иркутска повторно рассмотреть заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 в срок, предусмотренный ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ (30 дней), с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу, подлежит отмене.
Поскольку решение Думы города Иркутска от 30.05.2019 № 006-20-570912/9 признано незаконным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предполагаемые нарушения прав административного ответчика и заинтересованного лица, подавших апелляционные жалобы, устранены, что в силу ч. 2 ст. 194 КАС РФ является основанием для прекращения производства по административному делу в части решения о возложении на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24.12.2018 № 02-01-5932/18 в срок, предусмотренный ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ (30 дней), с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу.
Руководствуясь п.п. 1, 4 ст. 309, ч. 3 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда города Иркутска от 3 июля 2019 г. по данному административному делу отменить в части обязания Думы города Иркутска повторно рассмотреть заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24 декабря 2018 г. в течение 30 дней с даты вступления указанного судебного решения в законную силу – отменить.
Производство по административному делу № 2а-2793/2019 по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области ФИО1 к Думе города Иркутска о признании незаконными решения в части обязания Думы города Иркутска повторно рассмотреть заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 от 24 декабря 2018 г. № 02-01-5932/18 в течение 30 дней с даты вступления указанного судебного решения в законную силу – прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Судья-председательствующий | Н.М. Усова | |
Судьи | Е.Г. Бутина Р.И. Харин |