ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8445/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Корбут А.О.

Дело № 33а-8445/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Агина В.В., Хожаиновой О.В.,

при секретаре Степановой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-183/2022 по административному исковому заявлению Куртсеитовой Э.А. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П., ведущему специалисту Отдела учёта земельных участков № 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Коваленко В.Ю., заинтересованные лица: администрация Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконными решений, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года, которым удовлетворён административный иск.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

административный истец Куртсеитова Э.А. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просила признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-103114 от 25 сентября 2020 года; признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-107215 от 7 октября 2020 года; признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в учёте изменений объекта недвижимости № 90/001/2020-117749 от 29 декабря 2020 года; возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Куртсеитовой Э.А. о государственном кадастровом учёте от 25 сентября 2020 года № 91-0-1-35/3011/2020-25729.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 25 августа 2020 года изменён вид разрешённого использования земельного участка. С целью изменения вида разрешённого использования земельного участка 25 сентября 2020 года Куртсеитова Э.А., действуя через своего представителя, подала заявление о государственном кадастровом учёте №91-0-1-35/3011/2020-25729. 25 сентября 2020 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение в виде уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-103114. 7 октября 2020 года регистрирующим органом принято решение в виде уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-107215. Не согласившись с указанными решениями в виду уведомлений, представителем Куртсеитовой Э.А. – Шабалиным Е.В. поданы заявления в апелляционную комиссию при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. 9 ноября 2020 года по результатам рассмотрения заявления, апелляционной комиссией приняты решения № 977 и № 978 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении. 29 декабря 2020 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости № 90/001/2020-117749. С вынесенными уведомлениями о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав, а также решением об отказе в учёте изменений объекта недвижимости Куртсеитова Э.А. не согласна, считает их незаконными, нарушающими её права и законные интересы.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года административный иск Куртсеитовой Э.А. удовлетворён. Признано незаконным уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-103114 от 25 сентября 2020 года, вынесенное государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П. Признано незаконным уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-107215 от 7 октября 2020 года, вынесенное государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Паламарчук С.П. Признано незаконным решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от 29 декабря 2020 года № 90/001/2020-117749, вынесенное ведущим специалистом отдела учёта земельных участков № 2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Коваленко В.Ю. Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Куртсеитовой Э.А. о государственном кадастровом учёте от 25 сентября 2020 года № 91-0-1-35/3011/2020-25729

Не согласившись с принятым решением суда, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 7 февраля 2022 года отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В судебном заседании представитель Куртсеитовой Э.А. – Ржевский М.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда от 7 февраля 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетоврения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Куртсеитова Э.А. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 6000 +/- 54 кв. метров, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: <адрес>.

2 июля 2019 года Куртсеитова Э.А., ввиду нахождения принадлежащего ей земельного участка за границами населённых пунктов, обратилась в администрацию Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка на код 1.0 «Сельскохозяйственное использование», однако, 2 августа 2019 года администрацией Бахчисарайского района Республики Крым предоставлен ответ, согласно которому соответствующую муниципальную услугу оказывает администрация Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым.

13 августа 2019 года заявитель обратилась по вопросу изменения вида разрешённого использования принадлежащего ей земельного участка в администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, по результатам рассмотрения которого письмом администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 19 сентября 2019 года в изменении вида разрешённого использования отказано, в связи с тем, что срок полномочий органа местного самоуправления поселения по принятию соответствующих решений истёк 31 декабря 2017 года, указано на необходимость обращения в администрацию Бахчисарайского района Республики Крым.

Не согласившись с вышеуказанными ответами, 8 ноября 2019 года Куртсеитова Э.А. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 23 июня 2020 года по административному делу № 2а-585/2020 административный иск Куртсеитовой Э.А. удовлетворён частично. Признан незаконным отказ администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в изменении вида разрешённого использования земельного участка Куртсеитовой Э.А. с кадастровым номером , выраженный в форме письма от 19 сентября 2019 года №02-41/255. Возложена обязанность на администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Куртсеитовой Э.А., поданное её представителем Шабалиным Е.В., об изменении вида разрешённого использования земельного участка с учётом установленных судом нарушений. В удовлетворении иной части исковых требований отказано.

Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

Постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 25 августа 2020 года № 182 «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка, расположенного на территории Голубинского сельского поселения за границами с. Соколиное гр. Куртсеитовой Э.А.» изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6000 кв. метров, принадлежащего Куртсеитовой Э.А. на праве собственности, с разрешённого вида использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» на другой вид разрешённого использования – «сельскохозяйственное использование» - ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодом 1.1-1.18, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (код 1.0), месторасположение земельного участка: <адрес>.

25 сентября 2020 года представитель Куртсеитовой Э.А. – Шабалин Е.В. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте № 91-0-1-35/3011/2020-25729 с целью изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым.

25 сентября 2020 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение в виде уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/2020-103114, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В уведомлении указано, что с целью изменения вида разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , представлено заявление гражданина № 91-0-1-33/3031/2020/6275, в составе заявления приложен распорядительный акт – постановление администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 25 августа 2020 года № 182 «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка».

Кроме того, в уведомлении обращено внимание на то, что сведения о категории и виде разрешённого использования земельному участку с кадастровым номером внесены при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее учтённого объекта недвижимости на основании заявления № 91-0-1-24/3001/2015-12931 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, а также государственного акта о праве собственности на земельный участок.

Вместе с тем, регистрирующий орган в уведомлении сообщил, что на основании постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков» в отношении испрашиваемого земельного участка правомерно был установлен вид разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о ранее учтённом земельном участке от 4 декабря 2015 года.

Орган местного самоуправления не наделён полномочиями изменять вид разрешённого использования земельному участку.

7 октября 2020 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение в виде уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав № 90/001/200-107215, в связи с выявлением наличия основания для приостановления государственного кадастрового учёта, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В уведомлении указаны аналогичные основания, как и в уведомлении от 25 сентября 2020 года.

Не согласившись с указанными решениями о приостановлении №90/001/2020-103114 и № 90/001/200-107215, представителем Куртсеитовой Э.А. – Шабалиным Е.В. поданы заявления об их обжаловании в апелляционную комиссию при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

9 ноября 2020 года по результатам рассмотрения заявлений, апелляционной комиссией были приняты решения № 977 и № 978 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении.

29 декабря 2020 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранением обстоятельств, послуживших для принятия решения о приостановлении.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в пределах своих полномочий приняла постановление № 182 от 25 августа 2020 года «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка, расположенного на территории Голубинского сельского поселения за границами с. Соколиное гр. Куртсеитовой Э.А.», которое было приложено к заявлению Куртсеитовой Э.А. об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером . Вопреки положениям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не доказана обоснованность вывода о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению Куртсеитовой Э.А. и об отказе в соответствующей регистрации, изложенных в оспариваемых уведомлениях и решении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Сведения о видах разрешённого использования земельного участка федеральным законом отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Так, в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации действующим законодательством предусмотрена возможность изменения вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 278).

Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.

В силу приведённого регулирования государственный регистратор наделён правом проверять форму и содержание представленных документов. При этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделённого соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

Не допускается истребование дополнительных документов, если представленные документы отвечают требованиям статьи 21 названного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено упомянутым Федеральным законом или иными федеральными законами (части 4 и 5 статьи 18).

Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Если причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного Закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственной регистрации права отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Одним из условий приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, приостанавливая и в дальнейшем отказывая Куртсеитовой Э.А. в государственном кадастровом учёте изменений ссылался на то, что орган местного самоуправления не наделён полномочиями изменять вид разрешённого использования земельному участку.

Кроме того, в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (пункт 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13). Указанных оснований, препятствующих государственной регистрации изменения вида разрешённого использования земельного участка, в материалах настоящего административного дела не содержится, административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах регистрирующий орган, приостанавливая, а затем отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка по мотиву отсутствия полномочий у органа местного самоуправления изменять вид разрешённого использования земельному участку вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

На момент приостановления регистрационных действий государственным регистратором фактически дана оценка правомерности акта органа местного самоуправления.

У регистрирующего органа сведения, свидетельствующие о том, что постановление органа местного самоуправления № 182 от 25 августа 2020 года подвергнуто дополнительной правовой оценке самим органом власти, издавшим его, на момент подачи Куртсеитовой Э.А. документов на регистрацию государственного кадастрового учёта изменений отсутствовали, равно как и отсутствовали на момент приостановления регистрации прав. Помимо того, указанное постановление администрации принято на основании вступившего в законную силу решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 23 июня 2020 года по административному делу № 2а-585/2020.

На момент подачи заявления административным истцом были приложены к заявлению все необходимые документы, в связи с чем, оснований для приостановления регистрационных действий у регистратора не имелось. Документы, послужившие основанием к осуществлению кадастрового учёта, на момент подачи документов на регистрацию, приостановления, а также отказ, в установленном законом порядке недействительными не признавались.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), постановление администрации является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешённом использовании земельного участка, поэтому суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, пришёл к выводу о незаконности оспариваемых уведомлений и решения административного ответчика.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что на основании решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года по настоящему административному делу, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым от 8 июня 2022 года возбуждено исполнительное производство -ИП.

Во исполнение вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотрено заявление Куртсеитовой Э.А. от 25 сентября 2020 года № 91-0-1-35/3011/2020-25729 о государственном кадастровом учёте.

Вид разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 6000 +/- 54 кв. метров, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения изменён на «сельскохозяйственное использование».

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 июля 2022 года исполнительное производство -ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

Таким образом, регистрирующий орган не доказал несоответствие представленных административным истцом для государственной регистрации документов закону, в связи с чем его уведомления о приостановлении и решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости подлежат отмене.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательства, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2022 года по административному делу № 2а-183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.

Председательствующий

Л.А-В. Юсупова

Судьи

В.В. Агин

О.В.Хожаинова