ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8487/2022 от 23.06.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

дело № 33а-8487/2022

66RS0009-01-2021-005684-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Коряковой Н.С., Бачевской О.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдокимовой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-320/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижнего Тагила к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным бездействия

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 16 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., объяснения представителя административного ответчика Администрации города Нижний Тагил Бунькова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., заинтересованных лиц Татаринова Р.М., Рассановой М.С., Смышляевой В.А., возразивших по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

административный истец прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила обратился в суд с вышеназванным административным иском о признании незаконным бездействия Администрации города Нижний Тагил, выразившегося в неосуществлении полномочий по обеспечению инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельных участков, расположенных в микрорайонах «Ольховка-2», «Ольховка-3» Тагилстроевского административного района города Нижний Тагил, предоставленных для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан, и трассировке щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам; возложении обязанности на административного ответчика в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей города путем обеспечения подключения указанных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства как льготной категории граждан, к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжением, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) и осуществления трассировки щебнем дорог к указанным земельным участкам.

В обоснование требований указал, что постановлением Администрации города Нижний Тагил от 13 июня 2019 года № 1228-ПА многодетной семье Важенина Н.Е. был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: город ( / / )1, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок сформирован в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории жилого района «Ольховка-3», утвержденный постановлением Администрации города Нижний Тагил от 01 декабря 2014 года № 2560-ПА. Постановлениями Администрации города Нижний Тагил от 29 сентября 2014 года № 2029-ПА, от 12 ноября 2014 года № 2418-ПА, от 17 сентября 2015 года № 2341-ПА, от 13 июня 2019 года № 1228-ПА, от 13 декабря 2018 года № 3065-ПА и другими в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» многодетным семьям (Смышляевой В.А., Коровиной С.Н., Татариновой О.В., Важениной Т.В., Сарыевой З.Х., Жигулиной С.Г. и другим) предоставлены однократно бесплатно в собственность земельные участки из категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Данные земельные участки были предоставлены семьям из числа земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам на территории муниципального образования «город Нижний Тагил». Проверкой установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления не разработан комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры. На сформированных земельных участках, принадлежащих на праве собственности многодетным семьям, отсутствуют электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и подъездные пути. Бездействие органа местного самоуправления влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает жилищные права многодетных семей, относящихся к льготной категории граждан, круг лиц которых заранее определить не представляется возможным, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению и является незаконным, что явилось основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 16 февраля 2022 года вышеуказанный административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в необеспечении инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) к земельным участкам, расположенным в микрорайоне «Ольховка-2», «Ольховка-3» Тагилстроевского административного района города Нижний Тагил Свердловской области, предоставленным для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, в том числе к участкам с кадастровыми номерами: <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>. На административного ответчика возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц и заинтересованных лиц в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Административный ответчик Администрация города Нижний Тагил, не согласившись с решением суда, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит принять решение о рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции с привлечением в качестве соответчика Правительства Свердловской области, судебный акт изменить, указав в нем конкретные полномочия ответчиков (определенную степень участия) со ссылкой на отраслевое законодательство по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой во взаимосвязи полномочий с органом исполнительной власти Свердловской области. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на отсутствии бездействия в связи с тем, что Администрация города Нижний Тагил самостоятельно и за свой счет не обязана организовывать централизованную систему водоснабжения и водоотведения в районах индивидуальной жилой застройки, строить линии электро-, газоснабжения, так как их строительство и подключение к ним осуществляется на основании заявления абонента силами ресурсоснабжающей организации, при этом сроки подключения к газораспределительным сетям составляют до 4 лет.

Административный истец прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила, заинтересованные лица Важенина Т.В., Колосова М.А., Коровина С.Н., Жигулина С.Г. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом года 27 мая 2022 года путем направления извещения почтовой корреспонденцией, электронной почтой, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом, семьям Важениной Т.В., Рассановой М.С., Татаринова Р.М., Коровиной С.М., Смышляевой В.А., Жигулиной С.Г. в силу отнесения к категории семей, имеющих трех и более детей, Администрацией города Нижний Тагил во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» с 2014 года предоставлялись в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, расположенные в запланированных микрорайонах «Ольховка-2», «Ольховка-3» в городе Нижний Тагил (л.д. 20-25).

Татаринов Р.М. и его супруга Татаринова О.В. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 2341-ПА от 17 сентября 2015 года и свидетельства о государственной регистрации права от 17 мая 2016 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: город ( / / )1, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование -индивидуальное жилищное строительство.

Смышляева В.А. и Харьков А.В. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 2029-ПА от 29 сентября 2014 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1044 кв.м, расположенного по адресу: город ( / / )1, <адрес>.

Коровина С.Н. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 2418-ПА от 12 ноября 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 1025 кв.м, расположенного по адресу: город ( / / )1, <адрес>.

Рассанова М.С. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 2261-ПА от 08 сентября 2015 года и на основании свидетельства о регистрации права собственности от 24 мая 2016 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>.

Жигулина С.Г. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 2869-ПА от 22 ноября 2018 года является собственником земельного участка площадью 1043 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: город ( / / )1, <адрес>

Важенина Т.В. и её супруг Важенин Н.Е. на основании постановления Администрации города Нижний Тагил № 1228-ПА от 13 июня 2019 года и на основании свидетельства о регистрации права собственности от 02 июля 2019 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 1000 кв.м. по адресу: город ( / / )1, <адрес>.

В соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 03 октября 2013 года № 2365 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории жилого района «Ольховка-2» в Тагилстроевском административном районе города Нижний Тагил утверждена основная часть проекта планировки и проекта межевания указанного жилого района. Как следует из Проекта планируемый баланс проектируемой территории составляет: территории общего пользования – 23,6%, зона жилой застройки – 64,7%, детское дошкольное учреждение – 4,7%, предприятия торговли и бытового обслуживания – 7%. В проекте содержатся основные показатели систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения. В границах жилого района предусмотрена организация дорожно-транспортной сети с устройством дорог местного значения (улицы в жилой застройке – для проезда индивидуального легкового автотранспорта к жилым домам) и дорог районного значения (транспортно-пешеходной – для связи с другими жилыми районами и организации движения общественного транспорта). Протяженность улиц в жилой застройке составляет 2,7 км, транспортно-пешеходных – 0,84 км в границах проектирования. Проект содержит указание на обеспечение проезда автотранспорта к капитальным объектам, входящим в состав территории общего пользования, обустройство парковочной площадки в районе предприятия торговли и бытового обслуживания, остановки общественного транспорта. Пунктом 3.2 Проекта предусмотрено, что источником для электроснабжения проектируемой жилой застройки согласно письмо ЗАО «Тагилэнергосети» от 05 февраля 2013 года № 002-289 является ПС 35/6 «Рудник» ПО «НТЭС» ОАО «МРСК Урала». Пункт 3.3 Проекта содержит характеристики системы водоснабжения. Указано, что в проектируемом районе сети централизованного водоснабжения отсутствуют. Возможным источником водоснабжения жилого района «Ольховка-2» согласно техническим условиям от 23 января 2013 года № 304, выданным ООО «Водоканал-НТ» является существующий водоотвод Д-300мм на улице Жданова и Д-300мм по улице Ярославская. Предусмотрено водоснабжение застройки по двум водопроводам, которые необходимо выполнить в двух точках по указанным выше улицам. В связи с отсутствием в проектируемом районе сети централизованной канализации со ссылкой на технические условия, выданные ООО «Водоканал-НТ» в пункте 3.4 Проекта даны характеристики системы водоотведения. Проект предусматривает необходимость получения технических условий на подключение к инженерным сетям, поэтапное освоение территории, начиная с проектирования и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, о чем указано в пункте 6 Проекта (л.д. 14-19).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 01 декабря 2014 года № 2560-ПА утверждена основная часть проекта планировки и проекта межевания территории жилого района «Ольховка-3» в Тагилстроевском административном районе города Нижний Тагил. Проектом от 01 декабря 2014 года предусмотрено сформировать жилой фонд из 919 жилых домов общей площадью 91900 кв.м. Аналогично проекту по жилому району «Ольховка-2» проектом по жилому району «Ольховка-3» предусмотрено проектирование и размещение объектов социально-бытового обслуживания территории с возведением детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, спортивных сооружений, объекта общей лечебной практики, предприятий торговли, общественного питания. Система транспортного обеспечения предполагает строительство и реконструкцию автодорог, отрытых стоянок с обеспечением строительства закрытых систем ливневой канализации (пункт 3 Проекта). На территории проектируемого района предусмотрена модернизация существующих систем инженерного обеспечения объектов капитального строительства электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоотведения (пункт 4 Проекта).

Указанная в Проектах жилых районов «Ольховка-2» и «Ольховка-3» инфраструктура, а также возможность технологического присоединения объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, газопровода, автомобильной дороги общего пользования не существовала на момент выделения земельных участков и до настоящего времени отсутствует.

Отсутствие дорожного сообщения с выделенными под индивидуальную жилищную застройку земельными участками, а также газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, автомобильной дорогой местного значения подтверждается пояснениями представителя административного истца, заинтересованных лиц и не оспаривается административным ответчиком.

Пунктом 1 часть 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление гражданам, имеющие трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Право граждан, являющихся родителями, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и постоянно проживающих на территории Свердловской области на приобретение однократно бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено в пункте 5 части 1 статьи 54.7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности; организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Меры по предупреждению подтопления также являются одним из условий безопасного строительства объектов и их последующей эксплуатации, исходя из положений пункта 1 части 4 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города Нижний Тагил вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законодателем, обоснованно признал незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся в необеспечении инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) к земельным участкам, расположенным в микрорайоне «Ольховка-2», «Ольховка-3» Тагилстроевского административного района города Нижний Тагил Свердловской области, предоставленным для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан, в том числе к участкам с кадастровыми номерами: <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, <№> по адресу: город ( / / )1, <адрес>, возложив на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц и заинтересованных лиц в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Все доказательства оценены судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Судебная коллегия отмечает, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, указанная категория граждан должна быть обеспечена земельными участками с инфраструктурой (газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения).

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, указывая на то, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, дорожной деятельности не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Принимая во внимание, что земельные участки, расположенные в микрорайоне «Ольховка-2», «Ольховка-3» Тагилстроевского административного района города Нижний Тагил Свердловской области не обеспечены надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство), бездействие органа местного самоуправления правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

Отсутствие финансирования, вопреки доводам жалобы, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, дорожной деятельности и от исполнения полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

При этом судом установлен достаточный срок для восстановления нарушенных прав граждан, с учетом того, что обеспечение надлежащей инфраструктурой жителей микрорайонов «Ольховка-2», «Ольховка-3» Тагилстроевского административного района города Нижний Тагил Свердловской области следовало, начиная с момента предоставления в собственность граждан земельных участков, то есть с 2014 года.

Вопреки доводам жалобы, при признании незаконным бездействия административного ответчика в необеспечении инфраструктурой к земельным участкам, расположенным в микрорайонах «Ольховка-2», «Ольховка-3» судом первой инстанции правильно применяется термин «обеспечить», поскольку такая формулировка отвечает положениям Федеральных законов № 131-ФЗ, № 257-ФЗ.

Требование жалобы о рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции не отвечает положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который не предоставляет такую возможность суду апелляционной инстанции.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, на который ссылался представитель административного ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции в обоснование своей позиции по делу, основанием к отмене решения не являются, поскольку не опровергают выводы суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оснований к такой переоценке, равно как и к отмене постановленного по делу решения, судебной коллегией не установлено.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации города Нижний Тагил – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи Н.С. Корякова

О.Д. Бачевская