№ 33а-8547/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 23 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Авиакомпания «Россия» на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению АО «Авиакомпания «Россия» к Оренбургской транспортной прокуратуре об обжаловании представления в части нарушения требований трудового законодательства.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
АО «Авиакомпания «Россия» в лице Оренбургского филиала обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнений указав, что по результатам проверки соблюдения требований трудового законодательства Оренбургской транспортной прокуратурой в адрес административного истца 19 мая 2017 года вынесено представление об устранении нарушений требований трудового законодательства №2-18-2017, а именно: 1) вести учет времени отдыха членов летных экипажей в табелях учета рабочего времени; 2) в пределах компетенции решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях трудового законодательства. АО «Авиакомпания «Россия» считает данное представление незаконным, не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем просила суд признать незаконным представление Оренбургской транспортной прокуратуры об устранении нарушений требований трудового законодательства № 2-18-2017 от 19 мая 2017 года в части возложения на Оренбургский филиал АО «Авиакомпания «Россия» обязанности принять конкретные меры по устранению нарушений закона и недопущению подобного в дальнейшей работе, а именно вести учет времени отдыха членов летных экипажей в табелях учета рабочего времени; взыскать с Оренбургской транспортной прокуратуры в пользу АО «Авиакомпания «Россия» государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 августа 2017 года в удовлетворении искового заявления АО «Авиакомпания «Россия» к Оренбургской транспортной прокуратуре об обжаловании представления в части нарушения требований трудового законодательства отказано.
С таким решением не согласилась АО «Авиакомпания «Россия», подав в лице представителя ФИО1 апелляционную жалобу, в которой просит отменить оспариваемое решение и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить, а также взыскать с Оренбургской транспортной прокуратуры 3 000 рублей, уплаченную административным истцом при подаче апелляционной жалобы.
Оренбургская транспортная прокуратура представила письменный отзыв и просила апелляционную жалобу административного истца оставить без удовлетворения.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Оренбургской транспортной прокуратуры Храпова Е.С. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Согласно статье 107 ТК РФ видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
В силу статьи 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Частью 2 статьи 100 ТК РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 100 ТК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 года N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 21 ноября 2005 года № 139, настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров (далее - члены экипажа).
Нормы настоящего Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов.
Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей (далее - представители работников).
Согласно пунктам 52, 53 и 54 Положения отдыху члену экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Членам экипажа предоставляются следующие виды отдыха: а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами); б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни); в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).
Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.
Как следует из пункта 66 Положения работодатель обязан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членам экипажей в следующем порядке: а) полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа; б) продолжительность полетной смены регистрируется в задании на полет; в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в табеле учета рабочего времени.
Судом установлено, что Оренбургской транспортной прокуратурой в Оренбургском филиале АО «Авиакомпания «Россия» проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства.
По результатам данной проверки 19 мая 2017 года вынесено представление № 2-18-2017, в котором прокурор требует рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры, по устранению нарушений закона и недопущению подобного в дальнейшей работе, а именно: вести учет времени отдыха членов летных экипажей в табелях учета рабочего времени; в пределах компетенции решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях трудового законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что внося представление об устранении нарушений требований трудового законодательства №2-18-2017 от 19 мая 2017 года, и.о. Оренбургского транспортного прокурора исходил из полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17 января 1992 года, поскольку внесённое представление направлено на устранение имевшего место нарушения трудового законодательства, допущенного Оренбургским филиалом АО «Авиакомпания «Россия» и заключавшегося в том, что в нарушение пункта 66 раздела 20 Положения Оренбургский филиал АО «Авиакомпания «Россия» не обеспечил точный учет времени отдыха членов летных экипажей в табелях учета рабочего времени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что нормативным правовым актом, устанавливающим обязанность ведения табеля учета рабочего времени является Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», нормы которого суд не применил, основан на неверном толковании закона, в связи с чем подлежит отклонению, поскольку Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Министерством транспорта РФ, принятого во исполнение требований статей 100 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 877, прямо предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить ведение учета не только рабочего времени, но и времени отдыха записей членам экипажей, при этом продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ должна регистрироваться в табеле учета рабочего времени.
Следует также отметить, что приказом Минтранса Российской Федерации от 13 августа 2015 года № 246 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил».
Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.
В соответствии с пунктом 25 Правил эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и осуществляет, в том числе: планирование работы членов экипажей воздушных судов с учетом нормирования рабочего времени и времени отдыха летного состава и контроля утомляемости.
Из пункта 26 Правил следует, что режимы рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, а также процедуры контроля их соблюдения устанавливаются эксплуатантом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: с соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, следовательно, при оформлении табеля учета рабочего времени необходимо руководствоваться указанным Положением.
Таким образом, при проведении проверки в Оренбургском филиале АО «Авиакомпания «Россия», установив, что в нарушение пункта 66 Положения у 103 членов летного экипажа авиакомпании в табелях учета рабочего времени отсутствуют показатели времени отдыха, Оренбургской транспортной прокуратурой правомерно внесено представление директору Оренбургского филиала при наличии на то законных оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование Оренбургской транспортной прокуратуры об ином отражении в табеле учета рабочего времени отдыха является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организации, не может послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку прокуратура в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» имеет право вносить в орган или должностному лицу представление об устранении закона, тем самым наделена правом безотлагательно реагировать на выявленные нарушения закона, в том числе трудового права.
Других доводов, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Авиакомпания «Россия» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: