ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8557 от 16.08.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Маркова Т.В. Дело № 33А-8557

Докладчик: Пронченко И.Е.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Пронченко И.Е.,

судей: Шалагиной О.В., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре: Ондар В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. апелляционную жалобу Скальской В.Д. на решение Ленинского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по делу по исковому заявлению Скальской В. Д. к администрации г.Кемерово о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Скальская В.Д. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Кемерово о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, понуждении к совершению действий.

Требования мотивировала тем, что решением Ленинского районного суда г.Ксмерово от 29.05.2015 года были удовлетворены исковые требования Пытеля Л.Н. к Скальской В.Д. в части признания выгребной ямы не соответствующей СанПиН и СПиН, суд обязал Скальскую В.Д. перенести выгребную яму, расположенную по адресу: <адрес> в другое место в соответствии с требованиями СанПиН и СНиП. С июля 2015 года исполнительный лист по решению суда находится на исполнении в ОСП по <адрес>.

Квартира <адрес> принадлежит истцу на праве собственности и находится в четырех квартирном жилом доме. Выгребная яма, которую необходимо перенести, находится на земельном участке, на котором расположен их многоквартирный жилой дом. Согласно кадастровому паспорту от 20.11.2008 года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1545 кв.м., границы земельного участка не установлены. С 21.10.2015 года она ведет переписку с администрацией г.Кемерово о согласовании места переноса выгребной ямы. Из ответов администрации г.Кемерово стало известно, что согласовать место переноса выгребной ямы не представляется возможным, поскольку земельный участок по адресу: <адрес>, не сформирован.

22.02.2017 года она по почте направила заявление в администрацию г.Кемерово с просьбой сформировать земельный участок по <адрес>. Письмом от 17.03.2017 года в формировании земельного участка ей было отказано со ссылкой на то, что согласно Уставу города, установление местоположения границ земельного участка не относится к компетенции администрации города.

Считает отказ администрации в формировании земельного участка незаконным, ссылаясь на ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года «189 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», согласно которой формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Просит признать незаконным отказ администрации г.Кемерово сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, находящимся по адресу: <адрес>, на основании заявления Скальской В-Д.; обязать администрацию г.Кемерово осуществить формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом, находящийся но адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда г.Кемерово от 05 июня 2017 года постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований Скальской В. Д. к администрации г.Кемерово о признании незаконным отказа администрации г.Кемерово от 17.03.2017 года сформировать земельный участок иод многоквартирным жилым домом, находящийся по адресу: <адрес>, на основании заявления Скальской В.Д., обязании администрации г.Кемерово осуществить формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом, находящийся по адресу: <адрес> отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе Скальская В.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Свои доводы мотивирует тем, что, по мнению суда, определение границ земельного участка не является составной частью мероприятий по формированию земельного участка. Указанный вывод суда нельзя признать законным по следующим основаниям.

Из анализа ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" вытекает, что формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановка земельного участка на кадастровый учет являются самостоятельными действиями. Следовательно, формирование земельного участка не равнозначно постановке земельного участка на кадастровый учет. В связи с этим су, должен был определить, какие конкретно действия органа местного самоуправления охватываются понятием «формирование земельного участка». Однако в решении суда такого вывода нет.

Если принимать во внимание буквальное значение понятия «формирование земельного участка», то оно может означать только как «придание формы земельному участку». Общеизвестно, что форма земельного участка определяется его границами. Следовательно, в с 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ под формированием земельного участь подразумевается установление его границ. Однако это не означает, что администрация города Кемерово обязана непосредственно выполнять кадастровые работы. В части 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ указано о том, что органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что означает организацию оплату кадастровых работ.

В связи с этим довод суда о том, что в полномочия администрации города Кемерово не входит выполнение кадастровых работ, не связан с правовым основанием иска.

После принятия этого постановления Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 361 -ФЗ в часть 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ были внесены изменения: формирование земельного участка было исключено из числа обязательных условий для возникновения права собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме. Однако юридически значимым осталось толкование Конституционным Судом понятия «формирование земельного участка», как определение точных границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, которое возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

То обстоятельство, что в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. № 361-ФЗ земельный участок с 01 января 2017 года перешел в общую долевую собственность собственников помещений в жилом доме по <адрес>, не влияет на обязанность администрации города Кемерово сформировать земельный участок, так как часть 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ осталась без изменений.

Ссылка суда на то, что согласно ст. 46 ЖК РФ вопрос определения границ земельного участка относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не соответствует содержанию ст. 46 ЖК РФ, которая посвящена процедуре принятия решений общего собрания. Более того, ЖК РФ вообще не содержит полномочий общего собрания принимать такие решения.

По изложенным основаниям полагает, что суд неправильно применил часть 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, и в связи с этим принял незаконное решение.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Скальская В.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 года с кадастровым номером , площадью 1545 кв.м., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

14.07.2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г.Кемерово было возбуждено исполнительное производство в отношении Скальской В.Д., предмет исполнения - обязание Скальской В.Д., проживающей по адресу: <адрес> перенести выгребную яму в соответствии с требованиями СанПин и СПИН.

16.08.2016 года Скальская И.Н. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово с заявлением о формировании земельного участка по адресу: <адрес>

На данное обращение 19.09.2016 года Скальской И.П. был дан ответ о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 года, для внесения сведений о границах земельного участка необходимо провести кадастровые работы в отношении данного земельного участка в соответствии с положениями Закона о кадастре. Заявителю разъяснено, что установление местоположения границ земельного участка путем определения координат его характерных поворотных точек не относится к компетенции управления архитектуры и градостроительства администрации г.Кемерово.

22.02.2017 года Скальская В.Д. обратилась в администрацию г.Кемерово с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

17.03.2017 года управлением городского развития администрации <адрес>Скальской В.Д. был дан ответ о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2006 года с кадастровым номером , площадью 1545 кв.м., статус: ранее учтенный, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Для внесения сведений о границах земельного участка необходимо провести кадастровые работы в отношении данного земельного участка, то есть осуществить процедуру по уточнению его границ. Установление местоположения границы земельного участка путем определения координат его характерных поворотных точек не относится к компетенции администрации города.

Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований.

Проанализировав оспариваемое решение, судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении районным судом норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона, что привело к вынесению незаконного судебного решения, влекущему в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации его отмену в апелляционном порядке.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В части 2 указанной статьи закреплено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (далее ФЗ N 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае представления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент рассмотерния дела), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Спорный земельный участок, располагающийся под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 42:24:0201002:852, следовательно, образован, однако его границы не установлены в соответствии земельным законодательством. Для определения границ земельного участка необходимо выполнить кадастровые работы, результатом которых будет являться межевой план земельного участка.

То обстоятельство, что земельный участок, располагающийся под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет не является основанием для отказа в формировании земельного участка, поскольку его границы не установлены, следовательно, процедура формирования не завершена.

Кроме того, признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует ст. 11.1 ЗК РФ

Поэтому переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме обуславливается необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, с возложением этой процедуры на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Именно на органы местного самоуправления федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, при установленных обстоятельствах.

Таким образом, у органа местного самоуправления возникла обязанность по формированию с момента соответствующего обращения заинтересованных лиц, поэтому отказ администрации г. Кемерово является незаконным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Скальсковй В.Д.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Кемерово от 05 июня 2017 года –отменить, принять новое решение.

Признать незаконным отказ администрации г.Кемерово от 17.03.2017 года о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, находящийся по адресу: <адрес>, на основании заявления Скальской В.Д.

Обязать Администрацию г.Кемерово осуществить формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом, находящийся по адресу: <адрес>.

Председательствующий:

Судьи: