ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8579/18 от 22.11.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№33а-8579/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 22 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей областного суда Кудряшова В.К., Солопьева В.И.

при секретаре Плешивцевой К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Оренбурга к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

администрация города Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 20 апреля 2018 года Фролов В.П. обратился в департамент градостроительства и земельных отношений с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка». Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по ул(адрес), принадлежащего Фролову В.П. на праве собственности, выдан 17 мая 2018 года. Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок имеет вид разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома», что нарушает права администрации города Оренбурга.

Согласно правилам землепользования и застройки вышеназванный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (1-3) этажа, где многоквартирная жилая застройка относится к условно разрешенному виду использования земельных участков.

С учетом уточнения требований административный истец просит суд признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области от 7 мая 2013 года по внесению изменений в сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером «для размещения многоквартирного жилого дома»; обязать Управление Росреестра по Оренбургской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для размещения многоквартирного жилого дома», восстановив запись вида разрешенного использования земельного участка «земельный участок предназначен для домов индивидуальной жилой застройки, размещение объекта незавершенного строительством жилого дома литер А, завершение строительства».

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с таким решением, администрация г. Оренбурга подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ильичев С.Н. поддержал апелляционную жалобу, просил её удовлетворить.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Моргунова Л.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Другие лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, участвовавших в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 26 части 2 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции администрации г. Оренбурга относится, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, и др.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 36, пунктов 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Как следует из материалов дела, (дата) Меняйлову Н.А. выдан государственный на право пользования землей, зарегистрированный под № 1542, на земельный участок площадью 960 кв. м для строительства индивидуального жилого дома в (адрес)

Распоряжением департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 25 апреля 2012 года № 1883-р уточнены характеристики земельного участка с кадастровым номером площадью 960 кв. м, местоположение: г(адрес), разрешенное использование: земельный участок предназначен для размещения домов индивидуальной жилой застройки, размещение объекта незавершенного строительством – жилого дома литер А, завершение строительства.

Судом первой инстанции установлено, что 16 апреля 2013 года в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области поступило заявление представителя собственника земельного участка с кадастровым номером Вербина С.С. – Опариной Е.Ю. о государственном учете изменений объекта недвижимости с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельного участка. – для размещения многоквартирного жилого дома (л.д. 127).

Органом кадастрового учета решением от 7 мая 2013 года № Ф56/12-39049 изменения внесены, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером установлен - «для размещения многоквартирного жилого дома».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 9 февраля 2016 года (л.д. 5) Фролов В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование: для размещения многоквартирного жилого дома, общая площадь 960 кв. м, адрес: г(адрес), на земельном участке расположен объект незавершенный строительством.

20 апреля 2018 года Фролов В.П. обратился в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга подготовлен и 17 мая 2018 года выдан градостроительный план земельного участка.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату принятия решения органом кадастрового учета в данной зоне в качестве основного вида разрешенного использования допускалось размещение многоквартирных жилых домов.

В материалы дела представлен эскизный проект жилого дома на две семьи по адресу: (адрес), выполненный в 2013 году, согласно которому двухквартирный жилой дом состоит из двух этажей, что соответствует виду разрешенного использования, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург».

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, без изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, невозможно изменение назначения расположенного на нем объекта недвижимости.

В соответствии же с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (абзац 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Таким образом, изменение разрешенного использование земельного участка возможно только в том случае, если соответствующий вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен в качестве основного градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок.

В соответствии с частью 1 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Как указано в части 2 статьи 35 ГрК РФ, в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; 4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

Как следует из материалов дела, на территории г. Оренбурга решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года № 557 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее – Правила).

Спорный земельный участок находится в зоне Ж1 – зона малоэтажной застройки домами усадебного типа (1-3 этажа) и блокированным многоквартирными (1-3 этажа).

В зоне Ж1 установлен основной вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения индивидуальной жилой застройки.

Состав вида разрешенного использования:

- 1-2 квартирные жилые дома не выше 3 этажей;

- блокированные многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Однако виды многоквартирных домов, строительство которых разрешается в конкретной жилой зоне, определяются правилам землепользования и застройки населенного пункта.

Действовавшими на момент принятия оспариваемого решения об изменении вида разрешенного использования Правилами землепользования и застройки в зоне Ж1 не было установленного такого вида разрешенного использования - «для размещения многоквартирного жилого дома». В зоне Ж1, где расположен земельный участок по указанному адресу, был установлен основной вид разрешенного использования – «для размещения домов индивидуальной жилой застройки», в зоне действия которого четко определено, строительство каких жилых домов допускается при данном виде разрешенного использования - это 1-2 квартирные жилые дома не выше 3 этажей и блокированные многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей.

Изменяя основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» - на разрешенное использование –«размещение многоквартирного жилого дома», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области установил вид разрешенного использования земельного участка, который на тот момент не был предусмотрен Правилами не в качестве основного, не в качестве дополнительного вида в жилой зоне Ж1.

В силу пункта 14 части 2 статьи 7 действовавшего на момент принятии оспариваемого решения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) сведения о разрешенном использовании земельного участка в обязательном порядке вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре), который запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 Закона о кадастре).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Поскольку действовавшими на момент принятия решения об учете изменений объекта недвижимости от 7 мая 2013 года в зоне Ж1, где располагается земельный участок, не было установлено вида разрешенного использования земельного участка «для размещения многоквартирного жилого дома», указанное решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.

Пунктами 3, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 названного закона).

В силу пунктов 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ «ФКП Росреестра».

Согласно части 6 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, обязанность по восстановлению сведений в Едином государственном реестре недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка должна быть возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Судебная коллегия также не согласна с выводом суда первой инстанции о пропуске администрацией г. Оренбурга срока обращения в суд с указанным административным исковым заявлением со ссылкой на то, что как орган, обладающий полномочиями по регулированию землепользования и застройки на территории муниципального образования, администрация г. Оренбурга при должной осмотрительности имела возможность своевременно обратиться в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом, об оспариваемом решении от 7 мая 2013 года администрация г. Оренбурга узнала 20 апреля 2018 года в день обращения Фролова В.П. в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга. Административное исковое заявление подано в суд 19 июля 2018 года, те есть в течение трех месяцев с момента, когда административный истец узнал о нарушенном праве.

Как указано в части 1 статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обстоятельств того, что администрация г. Оренбурга узнала или должна была узнать об изменении разрешенного использования земельного участка принадлежащего гражданину на праве собственности до обращения собственника за получением градостроительного плана земельного участка, не установлено, доказательств тому не представлено.

Таким образом, на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежи отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 7 мая 2013 года № Ф56/13-71624 по внесению изменений в сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером – «для размещения многоквартирного жилого дома».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области исключить из Единого государственной реестра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «для размещения многоквартирного жилого дома», восстановить вид разрешенного использования земельного участка – «земельный участок предназначен для домов индивидуальной жилой застройки».

Председательствующий:

Судьи: