ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8580 от 18.12.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а- 8580

Строка №3.023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«18» декабря 2018 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Ясинской И.И.,

судей: Деминой О.В., Сухова Ю.П.,

при секретаре Жуковской И.В.,

заслушав в открытом заседании по докладу судьи Сухова Ю.П.,

административное дело по административному исковому заявлению Соболевой Анастасии Юрьевны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании не исполнимым и незаконным приказа от 28 июня 2018 года № 1349/ОД, по апелляционной жалобе Соболевой Анастасии Юрьевны на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 02 октября 2018 года

(судья районного суда Галкин К.А.),

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Соболева А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать неисполнимым и незаконным приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1349/ОД от 28 июня 2018 «О предоставлении Соболевой А.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области».

В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что данный приказ противоречит закону Воронежской области, поскольку в приказе отсутствует указание на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение. Срок для заключения договора социального найма в приказе также отсутствует. Из текста обжалуемого акта не ясно, какое жилое помещение будет предоставлено (дом, квартира, комната или др.), какой площадью, какой нормы, где оно расположено, какие границы оно имеет и др.

Истец указывает, что оспариваемый приказ не отвечает критерию исполнимости.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 02 октября 2018 года в удовлетворении требований Соболевой А.Ю. отказано (л.д.72, 73-76).

В апелляционной жалобе Соболевой А.Ю., поданной через представителя Дешина А.П., ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д. 81-83).

Административный истец Соболева А.Ю., в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители административного истца Аулов Д.С., Дешин А.П., действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Юсифов Р.Н. возражал против удовлетворения жалобы.

Апелляционной инстанцией были исследованы и приобщены к материалам дела дополнительные доказательства, а именно: копия исполнительного производства ИП.

Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления предусмотрены статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 29.09.2017 года №1925/ОД, Соболева А.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 3 человека (она, муж ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), с 22.10.2013 года (л.д. 114-115).

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 06 февраля 2018 года на Департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность принять решение о предоставлении Соболевой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Соболевой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 15-20).

Департаментом социальной защиты Воронежской области 28.06.2018 года во исполнения решения суда принят приказ №1349/ОД о предоставлении Соболевой А.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д. 34-35).

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, проанализирован положения Закона Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области», который регулирует порядок предоставления специализированного жилого помещения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку признал, что оспариваемый приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1349/ОД 28.06.2018 года принят уполномоченным на то органом исполнительной власти, в соответствии с действующим законом и нормами права.

Свой вывод суд мотивировал тем, что исходя из Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №1476/ОД в решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, оформляемого приказом департамента социальной защиты Воронежской области, не указывается конкретное жилое помещение, а договор найма специализированного жилого помещения заключается департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области с конкретным получателем после согласования ним конкретного жилого помещения.

При этом суд указал, что в данном случае вопрос надлежащего исполнения вступившего в законную силу судебного решения о возложении на Департамент социальной защиты Воронежской области (далее по тексту Департамент) обязанности предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда должен рассматриваться судебным приставом - исполнителем в рамках исполнительного производства.Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований по существу согласна.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Дешин А.П. указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку суд не применил положения п.п.5.3-5.5 Порядка предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также, что приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 28.06.2018 года №1349/ОД является неисполнимым, поскольку в нем отсутствует указание на признаки и характеристики, индивидуализирующие предоставляемое благоустроенное жилое помещение, срок для заключения договора социального найма в приказе отсутствует.

Полагая, что оспариваемый приказ Департамента является незаконным и неисполнимым представитель административного истца ссылается на то, что в приказе не указан срок, в течении которого должен быть заключен договор специализированного найма, как это предусмотрено п. 3 статьи 2 Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".

Однако такие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание как основания для отмены постановленного решения, исходя из следующего.

Согласно п. 1 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 данной статьи указанного Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 131-ОЗ предусмотрено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по норме предоставления не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения в соответствии с Законом Воронежской области от 9 октября 2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".

В соответствии с п.4 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Указанным уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 года №1132, является Департамент социальной защиты Воронежской области.

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №1476 ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты Воронежской области, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированных жилых помещений (п.5.1).

Копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения (п.5.2).

Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа департамента о предоставлении жилого помещения (п.5.3).

Оспариваемый административным истцом приказ Департамента принят уполномоченным на то органом исполнительной власти Воронежской области.

Кроме того, необходимо отметить, что приказ Департамента от 28.06.2018 года принят во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 06.02.2018 года и в точном соответствии с его резолютивной частью.

Помимо этого, судебная коллегия отмечает, что на основании исполнительного листа от 23.04.2018 года, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области ФИО10 11.05.2018 года было вынесено постановление о возбуждении в отношении Департамента социальной защиты Воронежской области исполнительного производства. Предмет исполнения: обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Соболевой А.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 107-108).

Постановлением судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области ФИО11 от 12.11.2018 года Департаменту социальной защиты Воронежской области установлен срок до 12.12.2018 года для исполнения требований исполнительного документа (л.д. 112).

Постановлением судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области ФИО11 от 13.12.2018 года Департаменту социальной защиты Воронежской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа (л.д. 113).

Принимая во внимание то обстоятельство, что в производстве службы судебных приставов МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области на исполнении находится исполнительное производство -ИП в отношении Департамента социальной защиты Воронежской области, то судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о том, что административным истцом Соболевой А.Ю. выбран неверный способ защиты нарушенных прав.

Доводы административной жалобы, как и доводы административного иска о неисполнимости оспариваемого приказа имеют правовое значение в рамках исполнительного производства.

Права и законные интересы взыскателя Соболевой А.Ю. могут быть защищены в порядке оспаривания бездействий судебного пристава-исполнителя по неисполнению требований исполнительного документа.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом судебного разбирательства и суд им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 02 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соболевой Анастасии Юрьевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: