Судья Сивер Н.А. Дело № 33а-8584
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 августа 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Тымченко А.М.
при секретаре Ссылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к администрации городского округа Спасск-Дальний о признании незаконным распоряжения об отмене открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о возложении обязанности провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по апелляционной жалобе администрации городского округа Спасск-Дальний на решение Спасского районного суда Приморского края от 7 июня 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным распоряжение администрации городского округа Спасск- Дальний № 72-ра от 08.02.2017 года «Об отмене открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося примерно в 23 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: <адрес>»; на администрацию ГО Спасск-Дальний возложена обязанность провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения административного истца ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, указав, что 31 августа 2016 года на основании решения управления градостроительства администрации ГО Спасск - Дальний №60 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 448 кв.м., расположенного примерно в 23м. на юго-восток относительно ориентир - часть жилого дома, находящийся за пределами земельного участка по адресу: <адрес> в пределах территориальной зоны Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с видом разрешенного использования «размещение гаражей и подобных сооружении», из категории - земли населенных пунктов, образованного из земельного участка, входящего в квартал с кадастровым номером №. Административный истец осуществил постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. 17 января 2017 года им подана заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для строительства гаражей и подсобных сооружений, площадью 4478 кв.м., с кадастровым номером №.
8 февраля 2017 года распоряжением № 72-ра открытый аукцион отменен, в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится объект незавершенного строительства - фундамент, который не принадлежит ФИО1 Испрашиваемый земельный участок засажен древесно-кустарниковой растительностью, используется неограниченным кругом лицом, то есть является территорией общего пользования. Считает, что администрация ГО Спасск-Дальний необоснованно отменила проведение аукциона на право заключения договора аренды, своими действиями нарушила его права и законные интересы, поскольку на земельном участке отсутствует объект незавершенного строительства - фундамент, а также видно, что территория захламлена мусором. Просит признать незаконным распоряжение № 72-ра от 08.02.2017 года «Об отмене открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося примерно в 23 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: <адрес>»; обязать администрацию ГО Спасск- Дальний провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося примерно в 23 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец поддержал административные исковые требования.
Представитель администрации городского округа Спасск-Дальний в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация ГО Спасск-Дальний, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Управления градостроительства ГО Спасск - Дальний 31 августа 2016 года №60 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 448 кв.м., расположенного примерно в 23 м на юго-восток относительно ориентира – часть жилого дома, находящийся за пределами земельного участка по адресу :Приморский <адрес> в пределах территориальной зоны Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с видом разрешенного использования «размещение гаражей и подсобных сооружений», из категории земель – земли населенных пунктов, образованного из земельного участка, входящего в состав квартала с кадастровым номером №. На ФИО1 возложена обязанность обеспечить в отношении земельного участка выполнение кадастровых работ, постановку на кадастровый учет.
17 января 2017 года административным истцом подана заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для строительства гаражей и подсобных сооружений.
8 февраля 2017 года распоряжением № 72-ра «Об отмене открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося примерно в 23 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - часть жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: <адрес>», открытый аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка отменен со ссылкой на пп.8, 18 п.8, п.24 ст.39.11 ЗК РФ.
Согласно сообщения администрации ГО Спасск-Дальний от 2 марта 2017, аукцион отменен в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится объект незавершенного строительства - фундамент, который не принадлежит ФИО1 Кроме того, испрашиваемый земельный участок засажен древесно-кустарниковой растительностью, используется неограниченным кругом лицом, то есть является территорией общего пользования, в связи с чем земельный участок не может быть предметом аукциона.
Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно подпунктам 8, 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В силу п. 24 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных п. 8 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик без каких – либо оснований принял оспариваемое постановление об отмене аукциона, и поскольку суду не предоставлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что на указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, не принадлежащий административному истцу, а также, что на данном земельном участке находится древесно-кустарниковая растительность, используемая неограниченным кругом лиц, признал незаконным оспариваемое распоряжение.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав возлагается на лицо, обратившееся в суд, а правомерности оспариваемого решения, действия или бездействия - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).
Между тем, административный ответчик не представил суду какие – либо доказательства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных пп.8, 18 п.24 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, для принятия распоряжения об отмене аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Материалами дела не подтверждается наличие на указанном земельном участке объекта незавершенного строительства - фундамента, принадлежащего иным лицам, а также то, что указанный земельный участок является территорией общего пользования.
Частью 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Доказательств того, что спорный земельный участок действительно является территорией общего пользования, обозначен в подтверждение данного факта красными линиями в плане или Правилах землепользования и застройки данного населенного пункта, суду не представлено.
Кроме того, согласно справки администрации ГО Спасск-Дальний от 24 августа 2017 года, поступившей в судебное заседание суда апелляционной инстанции по определению об истребовании доказательств, земельный участок с кадастровым номером № свободен от прав третьих лиц, государственная собственность на него не разграничена.
Учитывая, что административным ответчиком в нарушение требований части 11 ст. 226 КАС РФ в суд не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наличие на указанном земельном участке объекта незавершенного строительства - фундамента, принадлежащего иным лицам, и что указанный земельный участок является территорией общего пользования, материалами дела данные обстоятельства не подтверждаются, выводы суда первой инстанции о необоснованности и незаконности оспариваемого распоряжения, являются правильными.
Доводы административного ответчика о том, что в силу положений ст.48 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку отменяющий акт должен соответствовать требованиям закона, быть обоснованным, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований статьи 226 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении администрацией ГО Спасск - Дальний процедуры отмены открытого аукциона также не влекут отмену принятого судом первой инстанции решения, поскольку распоряжение признано судом необоснованным не в связи с нарушением процедуры отмены открытого аукциона, а в связи с недоказанностью обстоятельств, указанных в оспариваемом решении, и послуживших основанием для его принятия.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости возложить на администрацию ГО Спасск-Дальний обязанность по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Поскольку решение о проведении аукциона должно приниматься уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры, а суд не вправе подменять компетенцию данного органа, решение суда подлежит отмене в части возложения обязанности на администрацию ГО Спасск-Дальний провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с принятием нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении таких требований административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Спасского районного суда Приморского края от 7 июня 2017 года отменить в части возложения на администрацию городского округа Спасск-Дальний обязанности провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка. В этой части принять новое решение, которым ФИО1 отказать в удовлетворении требования возложить на администрацию городского округа Спасск-Дальний обязанности провести открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Спасск - Дальний – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи