ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-858/20 от 22.01.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Русинов Д.М. Дело №33а-858/2020

УИД:76RS0022-01-2019-002424-91

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

7 февраля 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Признать незаконным и отменить уведомление Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля №185-уон от 31.07.2019г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданное по результатам рассмотрения уведомления ФИО1, направленного 23.07.2019г., о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ...

Обязать Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля устранить допущенные нарушения прав административного истца, а именно: в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление ФИО1, направленное 23.07.2019г., о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: ..., в соответствии с требованиями действующего законодательства. Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и ФИО1.»

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения садового участка, площадью 567 кв.м, с кадастровым номером адресным расположением: г....

26 июля 2018 года ДАЗО мэрии г. Ярославля выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , согласно которому земельный участок находится в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), размещение объекта недвижимости допускается в пределах всей площади земельного участка.

23 июля 2019 года ФИО1 обратилась в Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

31 июля 2019 года Департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля выдано уведомление №185-уон о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам: и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, согласно которому заявитель извещен: 1) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта на основании отсутствия в уведомлении сведений о планируемых параметрах объекта, в целях строительства которого подано уведомление о планируемом строительстве; 2) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке на основании Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года №201, в соответствии с которыми указанный земельный участок расположен в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС). В соответствии с режимом использования, установленным для этой территориальной зоны на указанном земельном участке возможно строительство только садовых жилых домов.

ФИО1 обратилась в суд к Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о признании незаконным уведомления №185-уон от 31.07.2019г., обязании устранения допущенного нарушения путем разрешения вопроса о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В обоснование заявленных требований указано, что отказ в согласовании строительства на участке жилого дома, нарушает права и законные интересы административного истца. В поданном уведомлении от 23 июля 2019год указаны все необходимые сведения о планируемых параметрах объекта. Помимо этого, нормы действующего законодательства, в том числе, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривают возможность размещения индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС).

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный ответчик - Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав возражения на апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявленные требований, суд, руководствуясь положениями ст.ст.23, 39, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. 63 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201, Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что ФИО1, как собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: ..., в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), имея право на размещение на данном земельном участке жилого дома, обратилась в Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которое содержало все необходимые сведения о планируемых параметрах объекта и не противоречило требованиям действующего законодательства, пришел к выводу о незаконности уведомления Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля №185-уон от 31 июля 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

С выводами суда, мотивами, приведенными в решении, судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и положениям закона.

По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Исходя из положений п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с ч.1 ст. 51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Далее, в соответствии с ч.7 ст. 51.1 ГрК РФ, уполномоченный орган со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, составленном по специальной форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, приведенной в приложении N 1 (далее - Форма уведомления).

Форма уведомления предусматривает указание в ней сведений о застройщике, о земельном участке, об объекте капитального строительства (пункты 1 - 3), а также схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

В разделах уведомления от 23 июля 2019 года ФИО1 были отражены, предусмотренные ч.1 ст. 51.1 ГрК РФ сведения, в том числе, о виде разрешенного использования объекта капитального строительства - жилой дом (п.3.1), цель подачи уведомления – строительство (п.3.2), количество надземных этажей – 2 (п.3.3.1), высота - 8 метров (п.3.3.2), сведения об отступах от границ земельного участка - согласно разделу 4 (по схеме) соответственно по часовой стрелке, начиная от северо-западной части границы земельного участка в метрах: 3,0; 3,10; 31,55; 3,0 (п.3.3.3), площадь застройки - 81,2 кв.м (п.3.3.4). К уведомлению приложено схематичное изображения планируемого к строительству объекта капитального строительства на земельном участке. (л.д.16-19).

Поданное ФИО1 уведомление содержало все необходимые сведения о планируемых параметрах объекта.

На основании изложенного, принимая во внимание положение п. 2 ст. 63 (Градостроительный регламент территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС)) Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года №201, определяющих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в указанной территориальной зоне, суд обоснованно признал вывод Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля, изложенный в оспариваемом уведомлении №185-уон от 31 июля 2019 года, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта, со ссылкой на отсутствие в уведомлении сведений о планируемых параметрах объекта, в целях строительства которого подано уведомление о планируемом строительстве, незаконным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки доводам жалобы, указание в уведомлении от 23 июля 2019 года в качестве объекта строительства «жилой дом» вместо, предусмотренных Формой уведомления, «индивидуальный жилой дом» или «садовый дом», не является основанием для вывода ответчика о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), где возможно строительство только садовых жилых домов, поскольку, как отмечено судом первой инстанции, данный вывод противоречит положениям действующего законодательства.

Так, с 1 января 2019 года утратил силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в ст. 1 которого разграничивались понятия «жилое строение» и «жилой дом» и предусматривалось право возведения на садовых земельных участках жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а на дачных земельных участках еще и жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственными строениями и сооружениями.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2019 года, на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Таким образом, в настоящее время, как верно установлено судом первой инстанции, правообладатель садового земельного участка имеет право размещения на данном земельном участке жилого дома, понятие которого (по общему правилу) применяется в одном значении к понятиям объекта индивидуального жилищного строительства, индивидуальною жилого дома.

Ссылка в жалобе на четкую формулировку Формы уведомления, от которой Департамент не имеет права отклониться, не является основанием для отмены постановленного судом решения.

На момент обращения ФИО1 в Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля с уведомлением о планируемом строительстве, вступил в законную силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года №217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поскольку данный Федеральный закон имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, утвердившим Форму уведомления, само по себе не внесение изменений в данную Форму не должно препятствовать реализации права обеспеченного законом.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что уведомление Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля №185-уон от 31 июля 2019 года является незаконным и подлежит отмене.

В целом доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции, не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, оснований для которой, судебная коллегия не усматривает.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи