ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-866/2021 от 08.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шелудченко Т.А.

Дело № 33а-866/2021

УИД: 26RS0003-01-2020-004636-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 08 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

судей Шишовой В.Ю., Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ставрополя Лянгузовой С.Н.

на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 марта 2021 года по административному иску Агабекова Л. А., действующей в своих интересах и интересах <данные изъяты>: А. Л. Р., А. В. Р. к администрации города Ставрополя о признании незаконными постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» и от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы», признании права за семьей Агабековых право состоять на учете в качестве нуждающихся для участия в указанной программе, обязании восстановить нарушенное право, путем принятия семьи Агабековых на учет в качестве нуждающихся,

Заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

Агабекова Л. А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних: А. Л. Р., А. В. Р. обратилась в Октябрьский районный суд города Ставрополя к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, в котором просила:

- признать незаконными постановление администрации города Ставрополя от 21.08.2018 «Об отмене Постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» и постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2015 годы» муниципальной программы Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2015 годы», признать за Агабекова Л. А.<данные изъяты>, А. Р. С.<данные изъяты>, А. Л. Р., <данные изъяты>, А. В. Р., <данные изъяты><данные изъяты> право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязать администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить нарушение прав истцов - в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- обязать администрацию города Ставрополя принять Агабекова Л. А.ДД.ММ.ГГГГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 4 человека: она, муж-А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ, А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что Агабекова Л. А. в апреле 2012 года обратилась с заявлением в адрес администрации города Ставрополя о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», составом семьи 2 человека: она, муж - А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ представив все необходимые документы.

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» семья Агабекова Л. А., в составе 2 человека: она, муж А. Р. С. признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Постановлением администрации города Ставрополя от 02.12.2013 года №4398 «О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» в состав семьи Агабековых включены: дочь - А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, сын - А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ и считался состав семьи Агабекова Л. А. 4 человека: она, муж - А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ, дочь - А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, сын - А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Ставрополя от 30.04.2016 года №2260 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы» семья истца признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы».

На основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, постановлением администрации города Ставрополя от 21.08.2018 года № 1641 отменено постановление администрации города Ставрополя от 16.05.2012 года № 1297 (О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Основания для исключения молодой семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», указаны в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГс.

Постановлением администрации города Ставрополя от 07.02.2019 года № 284 признано утратившим силу Постановление администрации города Ставрополя от 30.06.2014 года № 2260 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы», о чем семьей Агабековых получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГс.

В обоснование своей позиции незаконности принятых органом местного самоуправления решений об исключении семьи Агабековых из числа граждан нуждающихся и участников муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» административные истцы указали, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной командиром войсковой части 5559 А. Р. С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно сведениям о регистрации семья Агабековых в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в трехкомнатной <адрес> городе Ставрополе общей площадью 64,9 кв.м. в которой проживало 7 человек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (дата подачи заявления), принадлежащей на праве собственности А. С. Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> и записи о регистрации права . Таким образом, семья Агабековых, как на момент постановки на учет, так и в настоящее время жилых помещений в собственности не имеет, что подтверждается справками ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризация» и сведениями из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 марта 2021 года административное исковое заявление Агабекова Л. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних: А. Л. Р., А. В. Р., к администрации города Ставрополя - удовлетворено.

Признано незаконным постановление администрации города Ставрополя от 21.08.2018 года № 1641 «Об отмене Постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011- 2012 годы».

Признано незаконным постановление администрации города Ставрополя от 07.02.2019 года № 284 «О признании утратившим силу Постановления администрации города Ставрополя от 30.06.2014 года №2260 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы» об исключении молодой семьи из участников подпрограммы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы».

Признано за Агабекова Л. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. Л. Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. В. Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Суд обязал администрацию города Ставрополя и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить нарушение прав - Агабекова Л. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. Л. Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. В. Р.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязал администрацию города Ставрополя принять Агабекова Л. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 4 человека: она, муж - А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Лянгузовой С.Н. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований Агабекова Л. А. в полном объеме. Указывает, что в материалах учетного дела семьи Агабековых отсутствовали документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных Регламентом: выписка из домовой книги, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение по указанному адресу, копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по указанному адресу. Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание то, что на момент признания семьи Агабекова Л. А. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе, в материалах учетного дела отсутствовали справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у совместно зарегистрированной с матерью супруга заявителя А. Р. С.А. Н. И., отца –А. Р. С. (собственника указанной квартиры).

Полагает, что отсутствие в деле вышеуказанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Агабековых нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Агабекова Л. А. общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Солоницкий Д.Ю. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя административного истца Солоницкий Д.Ю., поддержавшего доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Судом установлено, что между Агабековых (Бабаян) Агабекова Л. А. и А. Р. С. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Агабекова Л. А. обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о признании ее семьи в составе 2 человек, она, муж- А. Р. С. нуждающейся для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы» семья Агабекова Л. А. в составе 2 человек: она, муж - А. Р. С., ДД.ММ.ГГГГ, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Ставрополя на 2011 - 2012 годы».

ДД.ММ.ГГГГ в семье Агабековых родилась дочь А. Л. Р., что подтверждается свидетельством о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в семье Агабековых родился сын - А. В. Р., что подтверждается свидетельством о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 - 2012 годы» в состав семьи Агабековых включена <данные изъяты> - А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ, и считается состав семьи Агабекова Л. А. 4 человека: она, муж - А. Р. С.ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - А. Л. Р., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>А. В. Р., ДД.ММ.ГГГГ.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ семья Агабековых признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (займ), либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением администрации города Ставрополя от 30.06.2014 № 2260 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2015 годы» семья Агабековых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2015 годы».

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ постановлением администрации города Ставрополья от 21.08.2018 № 1641 «Об отмене постановления администрации города Ставрополя от 16.05.2012 № 1297 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» семья Агабековых исключена из списка нуждающихся в жилом помещении для участия в Программе.

Постановлением администрации города Ставрополья от 07.02.2019 № 284 «О признании утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от 30.06.2014 № 2260 «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2015 годы», семья административных истцов исключена из участников Программы.

В письменном уведомлении от 11.02.2019 года № 08/19-1125с комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в качестве оснований для принятия органом местного самоуправления обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие в учетном деле Агабековых документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся: (выписка из домовой книги, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В качестве основания для исключения семьи административных истцов указывалось на отсутствие в материалах учетного дела справок органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по состоянию на 23.04.2012 (дату подачи заявления и документов в администрацию города Ставрополя) на родителей А. Р. С. - А. Н. И., отца - А. Р. С. (собственника указанной квартиры). Отсутствие указанных документов не позволило органу местного самоуправления определить уровень обеспеченности членов семьи Агабековых общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, оценив представленные доказательства, исходил из того, что на момент подачи заявления административный истец Агабекова Л. А. и ее супруг не имели в собственности жилого помещения в г. Ставрополе, жилое помещение по договору социального найма им предоставлено не было, их семья не была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в соответствии с учетной нормы, а уровень обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у администрации г. Ставрополя законных оснований для исключения семьи Агабековых, состоящей из 4 человек, из числа нуждающихся в жилом помещении.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвечающими требованиям действующего законодательства.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 года N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения", установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении заявленных административных исковых требований по существу суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на обстоятельство того, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом (абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050), которым необходимо руководствоваться и который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.

Следовательно, поскольку исходя из п. 6, абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, в состав семьи Агабековых для целей участия в Подпрограмме входят сами Агабекова Л. А. и ее супруг Агабековых, дети А. Л. Р., А. В. Р., то уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых указанными членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Таким образом, правовых оснований для истребования ответчиком у истца документов о наличии у родителей заявителя А. Н. И., А. Р. С. иных жилых помещений с целью учета их площади для определения обеспеченности молодой семьи общей площадью на каждого члена молодой семьи не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие в учетном деле семьи Агабековых документов, подтверждающих их право пользования жилыми помещениями, а также сведений о наличии у родителей в собственности жилого помещения не позволяет в должной степени определить уровень обеспеченности членов семьи общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Ставрополя Лянгузовой С.Н. без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Шеховцова Э.А.

Судьи Шишова В.Ю.

Строчкина Е.А.