дело № 33а-8671/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Иском Е.П.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2016 года административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 22 июня 2016 года,
по апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 23 августа 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя ФГКУ «ДВТУИО» Министерства обороны РФ ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее по тексту – Учреждение) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления Межрайонной ИФНС № 12 по Приморскому краю № от 21.12.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.06.2016 в отношении него возбуждено исполнительное производство о взыскании налогов и сборов, включая пени на сумму 3 042 654, 32 рублей.
С постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016 № Учреждение не согласно, считает его недействительным по следующим основаниям.
Исполнительный документ: постановление № от 21.12.2015 выдан Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю на основании решения № от 21.12.2015, из которого следует, что налоговым органом приняты меры по взысканию за счет имущества в связи с неисполнением Учреждением требований № от 23.07.2015, № от 12.02.2015, № от 24.12.2014 об уплате налога, сбора, пени, штрафов, а также неисполнения решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на лицевых счетах организаций.
Вместе с тем, учредителем ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны Российской Федерации; Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств; финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Тип Учреждения – Федеральное государственное казенное учреждение.
Порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством.
Бюджетный кодекс России или иной законодательный акт России не предусматривает предъявление исполнительного документа налогового органа о взыскании денежных средств с казенного учреждения взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, поскольку существует особый порядок, предусмотренный статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно уведомлениям Управления федерального казначейства Хабаровского края о приостановлении операций по расходованию средств: № от 04.12.2015 (исх. № от 04.12.2015), № от 04.12.2015 (исх. № от 04.12.2015), № от 04.12.2015 (исх. № от 04.12.2015), решения налогового органа № от 21.08.2015 (вынесенное на основании требования №), № от 03.03.2015 (вынесенное на основании требования №), № от 30.04.2015 (вынесенное на основании требования №) направлены налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, то есть в Управление федерального казначейства Хабаровского края. Информация об отзыве данных решений отсутствует.
Таким образом, налоговый орган, направляя исполнительный документ в ОСП по Кировскому району города Хабаровска, дважды взыскивает сумму в размере 3 042 654, 32 рубля, при этом порядок взыскания предусмотрен только Бюджетным кодексом Российской Федерации. С учетом изложенного, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства.
Учреждение просило признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 22.06.2016 №.
Определением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 11 июля 20916 года при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО1
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные указанным в административном иске, дополнительно указывает, что казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов, наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Рассматривая дело, суд исходил из того, что на момент получения исполнительного документа в отношении должника судебному приставу-исполнителю была предоставлена информация о наличии у должника счетов в банках, в том числе открытых в Дальневосточном главном управлении Центрального Банка РФ, в связи с чем, у него имелись основания для возбуждения исполнительного производства.
Однако представленная налоговым органом информация является недостоверной. Фактически расходный лицевой счет у Учреждения только один, открытый в УФК по Хабаровскому краю, то есть в органах федерального казначейства, а не в кредитных организациях.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что при неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) – организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если счета бюджетному учреждению – должнику, открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
По сведениям, имеющимся у налогового органа, Учреждением открыто 3 лицевых счета в территориальном органе Федерального казначейства (Федерального казначейства по Хабаровскому краю) и 3 лицевых счета в Дальневосточном главном управлении Центрального Банка РФ.
Кроме того, Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность, является получателем арендных платежей, то есть имеет дополнительный доход, и, являясь выгодоприобретателем по договорам аренды, не ограничено только лимитами бюджетных средств.
Положения действующего бюджетного законодательства не предусматривают возможность отзыва неисполненных решений о взыскании недоимки по налогу, пени.
Соответственно, до исполнения обязанности по уплате обязательных платежей у налогового органа отсутствуют правовые основания по отзыву решения относительно денежных средств, находящихся на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.
Налоговый орган, направив исполнительный документ для принудительного исполнения в отдел судебных приставов, исполнил тем самым, требования налогового законодательства, законодательства об обращении взыскания на средства бюджетных учреждений
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления № от 21.12.2015, выданного МИФНС № 12 по Приморскому краю, вступившего в силу 21.12.2015 о взыскании с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в пользу МИФНС № 12 по Приморскому краю налогов и сборов, включая пени, в размере 3 042 654 руб. 32 коп., судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г.Хабаровска 22.06.2016 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 7 ст. 46, ч. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ, ст. 2, п.1 ст. 12, ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», п. п. 2, 3 ст. 239, главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства на основании решения налогового органа о взыскании недоимки, пени, штрафа в отношении казенного учреждения, ссылаясь на то, что должнику открыты счета в учреждении Центрального банка РФ, в связи с чем исполнение исполнительного документа возможно в принудительном порядке в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве». Судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, считая их ошибочными ввиду следующего.
Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом «Об исполнительном производстве». В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством.
Указанная норма корреспондирует с положениями ст. 239 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ, регламентировано ст. 242.6 Бюджетного кодекса РФ.
Решения налогового органа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного учреждения – должника, направляется налоговой инспекцией в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов – исполнителей ( п.5 ч. 20 ст. 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Пунктом 3.1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленным бюджетным законодательством РФ за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации.
Доводы взыскателя МИФНС № 12 по Приморскому краю о возможности исполнения решения о взыскании налогов, пени, штрафа в отношении казенного учреждения ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в принудительном порядке путем возбуждения исполнительного производства, в связи с тем, что имеются счета, открытые в Дальневосточном главном управлении Центрального банка РФ, учреждение имеет дополнительный доход от аренды зданий, соответственно, не ограничено лимитами бюджетных средств – также являются несостоятельными и не свидетельствуют о правильности постановленного решения по следующим основаниям.
Согласно Уставу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России - некоммерческая организация, учредителем которой является Российская Федерация.
Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств.
Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность. Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенными Законом № 83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») следует, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
В связи с изложенным, ссылка взыскателя на состоявшиеся судебные решения Арбитражного суда Приморского края о взыскании по искам ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ задолженности по арендной плате, не свидетельствует о том, что Учреждение является получателем данных денежных средств и вправе ими распоряжаться.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований ( п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ).
Согласно информации Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ открыт лицевой счет №, операции по которому не осуществляются (приостановлены) в связи с неисполнением исполнительных документов. Также имеются лицевые счета: администратора доходов бюджета, счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.
Сведений о наличии счетов, открытых не в органах федерального казначейства, а в иных кредитных (сберегательных) учреждениях – не имеется.
Положения Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» имеют приоритет над нормами Закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п. п. 8 п.1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве»: судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Должник ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является бюджетным учреждением.
При обращении к судебному приставу-исполнителю со стороны взыскателя не были предоставлены надлежащие сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание, наличие счетов в кредитных (сберегательных) учреждениях, сведения о ведении коммерческой деятельности и получении дохода, помимо лимита бюджетных средств, вследствие чего судебным приставом-исполнителем должно было быть отказано в возбуждении исполнительного производства на основании положений пункта 2 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производятся.
Доводы апелляционной жалобы следует признать обоснованными, решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 23 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 22 июня 2016 года – отменить, апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России – удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Отделу судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства № от 22 июня 2016 года – удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ФИО1 о возбуждении исполнительного производства № от 22 июня 2016 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
Е.П. Иском