ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8698/18 от 04.09.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-8698/2018

Судья Боровик С.Г.

Докладчик Теплякова И.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Разуваевой А.Л.,

судей Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.,

при секретаре Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 сентября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по Новосибирской области Заводынского А.В. на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по указанию назначения объекта недвижимости как «нежилое здание» при внесении в единый государственный реестр недвижимости записи №54:11:017018:737-54/001/2018-1 от 28.02.2018г. при государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта с кадастровым номером

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области внести изменения в сведения об объекте с кадастровым номером , а именно, исправить назначение объекта недвижимости на «жилое строение».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., заслушав пояснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Новосибирской области Заводынского А.В., возражения на апелляционную жалобу административного истца Ткача Д.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ткач Д.Л. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области и просил признать незаконными действия административного ответчика по указанию назначения объекта недвижимости как «нежилое здание» при внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи от 28.02.2018 г. при государственной регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет объекта с кадастровым номером ; возложить обязанность на административного ответчика внести изменения в сведения об объекте с кадастровым номером , а именно: исправить назначение объекта недвижимости на «жилое строение».

В обоснование заявленных требований указано, что 28 февраля 2018 года Управлением Росреестра по Новосибирской области в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись за о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с кадастровым номером , где собственником указан Ткач Д. Л. на основании технического плана здания от 15.02.2018г. и договора купли-продажи земельного участка от 01.08.2009 г.

При этом в характеристиках спорного недвижимого имущества ответчик указал: «Назначение: Нежилое здание; Наименование: жилое строение».

Административный истец утверждает, что не заявлял на регистрацию право собственности на нежилое здание. При обращении за государственной регистрацией права собственности и одновременной постановкой на кадастровый учет объекта недвижимости Ткач Д.Л. в декларации указал «жилое строение», а сведений о наименовании не указывал.

Ткач Д.Л. считает, что произведенная ответчиком в едином государственном реестре недвижимости запись «нежилое здание» противоречит действительному назначению объекта недвижимости и содержанию декларации, а потому является недостоверной и незаконной.

Земельный участок с кадастровым номером является садовым земельным участком и в соответствии с действующим законодательством Ткач Д.Л. вправе проживать и зарегистрироваться по месту жительства в объекте недвижимости, являющемся жилым строением.

Поскольку единый государственный реестр содержит ложные сведения об объекте, то они воспрепятствуют регистрации Ткача Д.Л. по месту жительства. В нежилом объекте регистрация запрещена.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2018 года.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда не исполнимо. С 01.01.2017 года вопросы осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а сведения программных комплексов Автоматизированная информационная система АИС «Юстиция» (ведение которого осуществлялось в соответствии с нормами Федерального закона № 122-ФЗ) и АИС ГКН (ведение которого осуществлялось согласно норм Закона о кадастре) должны быть конвертированы в сведения Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).

Вместе с тем, ФГИС ЕГРН на территории Новосибирской области по настоящий момент не внедрена, а исполнение норм Закона о регистрации осуществляется Управлением посредством ведения унаследованных информационных систем УИС Юстиция и УИС ГКН.

Действительно, во ФГИС ЕГРН должны быть реализованы нормы Закона о регистрации, в том числе пункта 9 ч. 5 ст. 8 указанного нормативного акта, согласно которому при постановке на кадастровый учет здания в ЕГРН будут вноситься сведения о его назначении: нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.

Однако унаследованные информационные системы не позволяют при постановке на государственный кадастровый учет здания внести назначение «жилое строение», поскольку такое назначение не предусмотрено УИС ГКН (ранее, АИС ГКН), в которой для выбора был установлен исчерпывающий перечень назначений здания: нежилое, жилой дом, многоквартирный дом.

В силу указанного, до настоящего времени отсутствует соответствующая XML-схема для подготовки технического плана с целью постановки на кадастровый учет здания с назначением «жилое строение».

До внедрения на территории Новосибирской области ФГИС ЕГРН, которым будет обеспечена техническая возможность постановки на государственный кадастровый учет здания с назначением «жилое строение», Управление имеет возможность исполнить решение суда исключительно следующими способами: 1) поставить на государственный кадастровый учет здание с назначением «жилой дом» и наименованием «жилое строение»; 2) поставить на государственный кадастровый учет здание с назначением «нежилое» и наименованием «жилое строение».

Кадастровый инженер указал в техническом плане здание с назначением «нежилое». Декларация, заполненная истцом для целей подготовки технического плана, и раздел «Заключение кадастрового инженера» в техническом плане о том, что здание является жилым строением, не являются документами, надлежащим образом подтверждающими соблюдение истцом установленных Конституционным Судом РФ процедур для признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, процедур признания садового дома на садовом земельном участке зданием с назначением «жилое» (жилым домом).

Истец должен был дождаться внедрения ФГИС ЕРГН, однако он пытается ввести суд в заблуждение и в ненадлежащем порядке признать нежилое строение садового домика жилым домом – объектом жилищных прав, проживая при этом в <адрес>.

Апеллянт считает, что истцом избран неверный способ защиты своих прав.

Не ясно, какими действиями Управления нарушены права истца, поскольку он после надлежащего признания судом здания пригодным для постоянного проживания, будет не лишен возможности обратиться в Управление за осуществлением его кадастрового учета.

Кроме того, с 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому нежилые здания на садовых земельных участках будут считаться садовыми домами (жилыми строениями) (ч. 11 ст. 54).

Земельный участок истца с кадастровым номером уточненной площадью 1121 кв.м., по адресу: <адрес>, располагается на землях сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для ведения садоводства».

По мнению апеллянта, истец должен в установленном порядке признать жилое строение жилым домом, пригодным для постоянного проживания, после чего поставить его на кадастровый учет.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными. или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Абз. 2 ст. 1 Закона признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 №7-П и от 30.06.2011 № 13-П в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, а также на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые определяются и изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведений, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

В соответствии с пунктами 9, 11 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости в качестве дополнительных вносятся сведения, в том числе, о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание; наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г.№218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установлена настоящим Федеральным законом порядке.

Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" утверждены Требования к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений (далее - Требования).

Из п. 2 раздела Требований следует, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В силу п. 20 Требований Декларация прилагается к техническому плану, является его неотъемлемой частью и включается в состав Приложения.

В п. 1.2 формы Декларации об объекте недвижимости (приложение N 3 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953) назначение здания может быть определено как: «нежилое», «жилое», «многоквартирный дом», «жилое строение». Согласно п. 11 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости (приложение N 4 к приказу) должны быть указаны следующие сведения: для здания - один из видов назначения здания: "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение".

Согласно Требованиям к оформлению текстовой части технического плана (приложение N 2 к приказу) в отношении здания указывается назначение - "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение". В отношении помещения указывается назначение - "нежилое" или "жилое".

Из материалов дела следует, что Ткач Д.Л. является собственником земельного участка площадью 1121 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства; адрес (местоположение): <адрес>

16 февраля 2018 года Ткач Д.Л. обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении здания общей площадью 19,1 кв.м, расположенного на указанном участке по адресу: <адрес>

28 февраля 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись за о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с кадастровым номером 54:11:017018:737, где собственником указан Ткач Д. Л. на основании технического плана здания от 15 февраля 2018 года и договора купли-продажи земельного участка от 01 августа 2009 года.

В характеристиках спорного недвижимого имущества содержится следующие сведения: «Адрес: <адрес>».

Из представленного в материалы дела технического плана здания следует, что при обращении за государственной услугой Ткачом Д.Л. указано «жилое строение», назначение объекта недвижимости – «нежилое», при этом в разделе «Заключении кадастрового инженера» отражено, что данный объект капитального строительства является жилым строением, назначение «нежилое» указано, так как во вкладке «назначение здания» XML-схемы назначение «жилое» отсутствует и нет возможности указать назначение здания, заявленное заказчиком работ: «жилое».

Доводы жалобы об отсутствии в настоящее время технической возможности постановки на кадастровый учет здания с назначением «жилое строение» отклоняются судебной коллегией, поскольку возможность кадастрового учета и регистрации прав на здание с назначением «жилое строение» прямо предусмотрена пунктом 9 части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» независимо от наличия или отсутствия технической возможности.

Доводы жалобы о неисполнимости решения суда не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, незаконности и необоснованности решения, поскольку отсутствие регистрации прав на здание с назначением «жилое строение» само по себе нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы апеллянта о необходимости признания истцом жилого строения жилым домом, пригодным для постоянного проживания, не влияют на законность принятого судом решения, предметом рассмотрения по настоящему делу данные обстоятельства не являлись, истец вправе осуществлять реализацию своих прав по своему усмотрению.

Иные доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену постановленного судом решения, являлись предметом подробной оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Новосибирской области Заводынского А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий А.Л. Разуваева

Судьи И.М. Теплякова

Ю.А. Конева