ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-87/2021 от 02.02.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Мишин Е.А. Дело №33а-87/2021

УИД - 26RS0014-01-2020-001153-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 2 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.

при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† апелляционным жалобам представителя административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края – ФИО8, представителя заинтересованного лица Министерство строительства и архитектуры СК – ФИО10, н апелляционным жалобам представителя административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края – ФИО8, представителя заинтересованного лица Министерство строительства и архитектуры СК – ФИО10, на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 21 октября 2020 года

по административному делу по иску ФИО4, ФИО1 действующих в своих интересах и в интересах не совершеннолетней дочери ФИО2 о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края – ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы административных истцов ФИО4 и ФИО1

установила:

ФИО4, ФИО1 действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату.

В обоснование исковых требований указано, что в марте 2019 года ФИО4 обратилась в администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края с заявлением об участии в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

22 мая 2019 года Постановлением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 22.05.2019 года № 756 ФИО4 и члены ее семьи (ФИО1 - супруг и ФИО2 - дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для цели участия в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что подтверждается Постановлением № 756 от 22 мая 2019 года.

24 мая 2019 года заключением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 24.05.2019 года истцы, в целях участия в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признаны имеющими достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, что подтверждается заключением от 24 мая 2019 года.

27 мая 2019 года ФИО4 подано заявление о включении ее и членов семьи в участники основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с п. 24 Правил предоставления социальных выплат орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

05 июня 2019 года Постановлением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 05.06.2019 года № 834 семья ФИО13 с 27 мая 2019 года признаны участниками программы, числилась в списке под № 99.

В декабре 2019 года истцов ФИО13, вызвали в администрацию района для согласования размера предстоящей социальной выплаты, где им предложили подписать согласие с предложенной суммой социальной выплаты. В соответствии с п. 30 Правил предоставления социальных выплат в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Однако до настоящего времени семья ФИО13 свидетельства не получила. С целью разъяснения сложившейся ситуации ФИО4, в марте 2020 года, явилась на прием в администрацию Изобильненского городского округа СК, в ходе которого ей сообщили устно об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

В апреле 2020 года, административный ответчик направил выписку из постановления № 645 от 16 апреля 2020 года об исключении Жилиной Т.Ф. и членов её семьи из участников программы на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам Изобильненского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий общая площадь частного дома (45,5 кв.м.), делилась на 4-х членов семьи: ФИО4, её супруга ФИО1, их дочь ФИО2 и мать супруга ФИО9 - по 11,37 кв.м., на каждого, что является ниже учетной нормы (12 кв.м.).

По мнению административного ответчика, названная норма исключает необходимость при расчете нормы обеспеченности жильем учитывать родителей, проживающих совместно с членами молодой семьи в одном жилом помещении.

Истцы полагают, что вывод административного ответчика ошибочен и основывается на неверном толковании рассматриваемой нормы, поскольку она не содержит положений, исключающих учет родителей. Она содержит положения, исключающие при расчете уровня нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий учет жилых помещений, принадлежащих родителям.

На основании изложенного административные истцы просили суд признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Изобильненского городского округа Ставропольского края от 16 марта 2020 года об исключении их семьи из списка (реестра) нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также:

- признании незаконным постановления Изобильненского городского округа СК № 645 от 16 апреля 2020 года об исключении их семьи из участников мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

- признании за их семьей, состоящей из трех человек: ФИО4, ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2, права на получение социальной выплаты по основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по мероприятию «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа СК «Развитие жилищно- коммунального хозяйства»;

- возложении на администрацию Изобильненского городского округа СК обязанности восстановить семью ФИО4, состоящую из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства»;

- обязании осуществить социальные выплаты в пользу семьи ФИО4, состоящей из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, в порядке, установленном основным мероприятием «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа, Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».

Обжалуемым решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 21 октября 2020 года административное исковое заявление административных истцов ФИО4, ФИО1 действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату - удовлетворить частично. Признать незаконным решение общественной комиссии но жилищным вопросам Изобильненского городского округа Ставропольского края от 16 марта 2020 года (Протокол № 9) об исключении семьи ФИО13 из списка (реестра) нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд признал незаконным Постановление Изобильненского городского округа Ставропольского края № 645 от 16 апреля 2020 года об исключении семьи ФИО13 из участников мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Суд признал за семьей ФИО4, состоящей из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, право на получение социальной выплаты по основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по мероприятию «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа Ставропольского края «Развитие жилищно- коммунального хозяйства».

Суд возложил на администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края обязанность восстановить семью ФИО4, состоящую из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа Ставропольского края «Развитие жилищно- коммунального хозяйства».

В части удовлетворения исковых требований - обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края осуществить социальные выплаты в пользу семьи ФИО4, состоящей из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, в порядке, установленном основным мероприятием «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятия «Улучшение жилищных условии молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Жилище-муниципальной программы Изобильненского городского округа Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края – ФИО8, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В обоснование апелляционных требований ссылается на то, что удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции ошибочно применил статью 31 ЖК РФ при установлении членов семьи истцов, признав в качестве члена семьи ФИО13 мать истца ФИО3, с учетом которой необходимо определять степень нуждаемости молодой семьи в жилом помещении. При этом суд согласился, что молодая семья состоит из трех человек: ФИО4, ФИО1 и ФИО2, не включив ФИО3 в их состав. Указывает, что не имеет в собственности своего жилья не молодая семья, а ФИО3, являющаяся матерью истца. ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 45,5 кв.м., расположенный по адресу <адрес>

Учитывая, что общая площадь домовладения, принадлежащего на праве собственности истцу, составляет 45,5 кв.м., на каждого члена молодой семьи приходится 15,1 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения (12 кв.м), исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Изобильненского городского округа СК.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК – ФИО10, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционных требований ссылается на то, что нуждаемость молодой семьи определена неверно в решении суда имеется ссылка на норму Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой к членам семьи относятся родители однако, упущены из вида положения Правил, в соответствии с которыми в состав молодой семьи входят только родители (не старше 35 лег) и их дети, какие-либо другие родственники не входят в состав молодой семьи. Нуждаемость молодой семьи правильно было определить, исходя из положений Программы и Правил, так как содержащиеся там нормы являются специальными и имеют приоритет в применении перед общими нормами права, которыми являются нормы Семейного кодекса РФ, обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения должна была определяться из расчета на трех человек, а не на четырех. Тогда, размер общей площади составлял 15,1 кв.м., на человека, при учетной норме 12 кв.м., складывается ситуация, при которой у семьи отсутствует нуждаемость в улучшении жилищных условий, следовательно, семья не соответствует п. 6 Правил.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административными истцами ФИО4, ФИО1 действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, представлены возражения.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК – ФИО10, представителем административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края – ФИО8, представлен отзыв.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела ФИО1 и ФИО13 (Маркова) Т.Ф. состоят в зарегистрированном браке с 25.02.2012 (л.д. 28).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 31.08.2009 г. ФИО1 является собственником жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, <адрес>, Изобильненского района, Ставропольского края, где зарегистрированы и проживают совместно с супругой ФИО4, матерью ФИО3, и дочерью ФИО2, площадь дома составляет 45,50 кв.м. Иного жилья семья ФИО13 не имеет.

В марте 2019 г. истец ФИО4 обратилась в администрацию Изобильненского городского округа, Ставропольского края с заявлением об участии в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указав в качестве членов молодой семьи себя - ФИО4 и членов ее семьи (ФИО1 - супруг и ФИО2 - дочь).

22 мая 2019 года постановлением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 22.05.2019 года № 756 ФИО4 и члены ее семьи (ФИО1 - супруг и ФИО2 - дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для цели участия в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что подтверждается Постановлением № 756 от 22 мая 2019 года

24 мая 2019 года заключением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 24.05.2019 года ФИО4 и члены ее семьи (ФИО1 - супруг и ФИО2 - дочь), в целях участия в мероприятиях государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признаны имеющими достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, что подтверждается заключением от 24 мая 2019 года.

05 июня 2019 года постановлением администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 05.06.2019 года № 834 ФИО4 с членами своей семьи с 27 мая 2019 года признаны участниками программы, и числились в списке под № 99 (л.д.50)

На основании уведомления от 10.06.2019 семья ФИО13, в составе из 3 человек, признана участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», мероприятии «Улучшении жилищных условий молодых семей Ставропольского края» программы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства архитектуры» и подпрограммы «Жилище» муниципальной программы Изобильненского городского округа, Ставропольского края «развитие жилищно-коммунального хозяйства», с даты подачи заявления 27.05.2019 г. (л.д.15-16)

Согласно пункту 1.8 выписки из постановления администрации Изобильненского городского округа, Ставропольского края от 16.04.2020 года следует, что семья ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 3 человека: (супруг - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации исключена из программы (л.д.58).

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 31 СК РФ, 51 ЖК РФ указал, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий общая площадь частного дома делилась на 4-х членов семьи ФИО13 и составила по 11,37 кв.м. на каждого члена семьи, что является ниже учетной нормы (12 м ), в связи с чем признал незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Изобильненского городского округа Ставропольского края от 16 марта 2020 года (Протокол № 9) и постановление № 645 от 16.04.2020, которым семья ФИО4 исключена из участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Однако данные выводы сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В заявлении о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в программе, ФИО4 просила признать нуждающимися в улучшении жилищных условий молодую семью, состоящую из 3-х человек (ее, супруга ФИО1, и их дочь ФИО2). ФИО3 членом молодой семьи не является. По состоянию на 2019 год (дата подачи заявления и документов в администрацию Изобильненского городского округа) семья ФИО13 зарегистрирована по адресу: <адрес>, данное жилое помещение на праве собственности принадлежит административному истцу ФИО1, общая площадь помещения составляет 45,5 кв.м.

В соответствии с решением Думы Изобильненского городского Ставропольского края N 93 от 20.02.2018 г. "Об учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которая является продолжением программы на 2002 - 2010 годы, и утверждены соответствующие Правила, в которых закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджет социальной выплаты и определены условия его возникновения.

В силу подпункта «а» пункта 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 30.01.2019 N 62) основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно условиям п. 6 Правил предоставления социальных выплат участником программы может быть молодая семья, соответствующая определенным требованиям, в том числе быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В силу пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Между тем абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 предусмотрена специальная норма для определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, в силу которой при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В связи с тем, что члену молодой семьи, состоящей из трех человек, на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 45,5 кв.м., (45,5 : 3= 15,1) что превышает норму (12 кв.м.) для определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, молодая семья ФИО13 не соответствует критерию нуждаемости в жилых помещениях исходя из требований абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050.

При этом, исходя из смысла положений абз. 2 п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 размер жилой площади занимаемой исключительно членами молодой семьи имеет значение применительно к договорам социального найма, а не к жилым помещениям, находящимся в собственности молодой семьи.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, может служить основанием для признания нуждающейся в жилом помещении ФИО3 (матери истца ФИО1), которая членом молодой семьи не является.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административных истцов в данном случае отсутствует.

Учитывая изложенное, решение районного суда, которое указанных обстоятельств и норм права не учитывает, на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, и удовлетворении апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 21 октября 2020 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО1 действующих в своих интересах и в интересах не совершеннолетней дочери ФИО2 о признании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на социальную выплату – отказать в полном объеме.

Апелляционные жалобы удовлетворить.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи