ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8809/2018 от 19.03.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Уварова О.А. Дело № 33а-8809/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Брыкова И.И., Редченко Е.В.,

при секретаре Фрейдине В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2018 года апелляционную жалобу кадастрового инженера Агаркова И.В. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 08 декабря 2017 года по делу по административному исковому заявлению кадастрового инженера Агаркова <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав о признании незаконным решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав от 31.08.2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления (жалобы на решение о приостановлении осуществления кадастрового учета), обязании рассмотреть по существу заявление от 22.08.2017.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Агаркова И.В. – Мельникова Д.А., представителя Управления Росреестра по Московской области – Сорокина А.А.,

установила:

кадастровый инженер Агарков И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области, апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Московской области (далее – апелляционная комиссия) о признании незаконным решения апелляционной комиссии от 31.08.2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления административного истца (жалобы на решение о приостановлении осуществления кадастрового учета), обязании комиссии рассмотреть по существу заявление от 22.08.2017.

В обоснование заявленных требований указал, что является кадастровым инженером, который по заказу собственника земельного участка в с. Абрамцево Сергиево-Посадского района Московской области подготовил межевой план участка, содержащий его (участка) уточненные координаты. 20.07.2017 было подано заявление о государственном кадастром учете изменений сведений о местоположении границ участка с приложением вышеуказанного межевого плана, однако 25.07.2017 Управление Росреестра по Московской области приостановило осуществление кадастрового учета в связи с несоответствием представленного межевого плана требованиям действующего законодательства.

22.08.2017 он, Агарков И.В. обжаловал данное решение в апелляционную комиссию, однако в принятии жалобы к рассмотрению было неправомерно отказано.

По мнению административного истца, оспариваемое решение от 31.08.2017 вынесено при отсутствии к тому оснований, нарушает его права и интересы как кадастрового инженера, подготовившего межевой план.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 08 декабря 2017 года требования административного истца оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе кадастровый инженер Агарков И.В. просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильное применение судом положений действующего законодательства о кадастровой деятельности и о кадастром учете.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, в целях внесения в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка, принадлежащего гр. Астафьевой О.В., было проведено его (участка) межевание, результатом чего стало составление кадастровым инженером Агарковым И.В. межевого плана участка.

20.07.2017 в Управление Росреестра по Московской области Астафьевой О.В. в лице ее представителя Агаркова И.В. было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением вышеуказанного межевого плана.

Уполномоченный орган 25.07.2017 приостановил осуществление кадастрового учета со ссылкой, что представленный межевой план не соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921.

Решение о приостановлении кадастрового учета было обжаловано кадастровым инженером Агарковым И.В. 22.08.2017 (вх. № 50/17-1060) в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Московской области, которая решением от 31.08.2017 отказала в принятии заявления к рассмотрению со ссылкой на положения пункта 21 положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии (л.д. 15).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета обращалась Астафьева О.В., именно ей было адресовано уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 25.07.2017, именно данное лицо в случае несогласия с таким уведомлением имело возможность обратиться в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Московской области; по мнению суда, права кадастрового инженера Агаркова И.В. в данном случае не нарушены, поскольку с заявлением об осуществлении кадастрового учета Агарков И.В. лично, как кадастровый инженер, не обращался, следовательно, оснований для обжалования указанного решения непосредственно у кадастрового инженера Агаркова И.В. не имелось.

Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета положений действующего законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (часть 2 статьи 26.1 Закона).

В силу части 3 указанной выше статьи Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Таким образом, в силу прямого указания закона кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, наделен правом самостоятельного обжалования решения о приостановлении кадастрового учета.

Указанные выше нормоположения нашли свое развитие в Положении о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193, согласно пункту 20 которого заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется:

физическим или юридическим лицом, представившим заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы (далее - заявление) в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представителем;

кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении;

представителем юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (далее - заявители).

При этом, согласно пункту 35 Положения, апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении в строго обозначенных случаях, а именно: если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 настоящего Положения, о чем в течение трех рабочих дней информируется заявитель.

В ходе судебного разбирательства на факт нарушения заявителем хотя бы одного из обозначенных выше пунктов представитель Управления Росреестра по Московской области не ссылался.

Следовательно, при принятии оспариваемого решения апелляционной комиссией были нарушены нормы, регламентирующие порядок рассмотрения заявлений (жалоб), а также право кадастрового инженера на реализацию гарантированного законом способа досудебного порядка урегулирования возникшего в сфере осуществления кадастрового учета спора.

При таких данных постановленное по делу решение об отклонении административного иска кадастрового инженера Агаркова И.В. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 08 декабря 2017 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административный иск кадастрового инженера Агаркова <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Московской области от 31.08.2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления кадастрового инженера Агаркова <данные изъяты> от <данные изъяты>

Обязать апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Московской области рассмотреть по существу заявление кадастрового инженера Агаркова <данные изъяты> от 22.08.2017 № 50/17-1060.

Председательствующий

Судьи