Судья Ооржак А.М. Дело № 33а-882/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 22 августа 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Кунгаа Т.В. и Осмоловского И.Л.
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Патриот» к временно исполняющему обязанности министра внутренних дел по Республике Тыва Макарову В.М., Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Республике Тыва при рассмотрении заявки на выдачу служебного оружия во временное пользование, обязании Министерства внутренних дел по Республике Тыва выдать Обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Патриот» служебное оружие во временное пользование согласно поданной заявке, взыскании с административного ответчика суммы уплаченной госпошлины при подаче административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Патриот» (далее – ООО ЧОП «Патриот», Общество) обратилось в суд с административным иском к временно исполняющему обязанности министра внутренних дел по Республике Тыва (далее – врио министра) Макарову В.М., Министерству внутренних дел по Республике Тыва (далее – МВД по Республике Тыва, Министерство) о признании бездействия Министерства внутренних дел по Республике Тыва при рассмотрении заявки на выдачу служебного оружия во временное пользование незаконным, просило обязать МВД по Республике Тыва выдать ООО ЧОП «Патриот» служебное оружие во временное пользование согласно поданной заявке, взыскать с административного ответчика сумму уплаченной госпошлины при подаче административного искового заявления. В обоснование иска административным истцом указано, что 13 октября 2017 года Общество обратилось с заявкой в МВД по Республике Тыва с целью получения во временное пользование служебного огнестрельного оружия, наличие которого в соответствии с требованиями п. «а» ч. 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства России от 23 июня 2011 года № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» для деятельности частного охранного предприятия является обязательным. Для получения во временное пользование служебного оружия в МВД по Республике Тыва предоставлены все установленные Порядком документы. Сотрудник секретариата МВД по Республике Тыва, осуществлявший прием документов, принял у представителя Общества требуемые документы, что подтверждается имеющейся подписью в правом нижнем углу копии заявки. МВД по Республике Тыва до настоящего времени решение о выдаче или отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование не принято, то есть в выдаче во временное пользование служебного оружия Обществу фактически отказано, что является нарушением законодательства.
07 февраля 2017 года представитель ООО ЧОП «Патриот» Онопко В.А., действующий на основании доверенности подал уточненный административный иск, в котором просил признать действия (бездействие) административного ответчика при рассмотрении заявки на выдачу служебного оружия во временное пользование незаконным, обязать Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Отдел Росгвардии по Республике Тыва, Отдел) выдать ООО ЧОП «Патриот» во временное пользование служебное оружие и патроны к нему.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2017 года к участию в административном деле в качестве соответчика привлечен Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Тыва.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2018 года производство по административному иску Общества в части требований к Отделу Росгвардии по Республике Тыва, врио министра Макарову В.М. прекращено в связи с отказом административного истца от данной части исковых требований.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2018 года административный иск Общества к МВД по Республике Тыва о признании незаконным бездействия при рассмотрении заявки на выдачу служебного оружия во временное пользование, возложении обязанности выдать служебное оружие во временное пользование удовлетворено в части. Признано незаконным бездействие Министерства по не рассмотрению заявки ООО ЧОП «Патриот» на выдачу служебного оружия во временное пользование от 13 октября 2017 года. Суд обязал Министерство в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить о результатах рассмотрения заявки Общества от 13 октября 2017 года на выдачу служебного оружия во временное пользование.
Не согласившись с решением суда, представитель МВД по Республике Тыва Педченко В.В., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новое решение либо направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что решение суда является незаконным в связи с неправильным применением норм материального права. В связи с изменением федерального законодательства в части возложения на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в сфере оборота оружия, решение вопроса о выдаче оружия во временное пользование находится в компетенции войск национальной гвардии. Правом на выдачу лицензий на осуществление частной охранной деятельности обладает Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, соответственно и заявка на выдачу служебного оружия подаётся в соответствующее подразделение лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии, в связи с чем в компетенцию МВД по Республике Тыва решение данного вопроса в рассматриваемый период не входило. По факту повторно поданной заявки ООО ЧОП «Патриот» от 13 октября 2017 года следует исходить из того, что в соответствии с п. 147.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707, ответ на обращение не дается, если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.
В судебном заседании представитель МВД по Республике Тыва по доверенности Педченко В.В. жалобу поддержал полностью, просил её удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель Отдела Росгвардии по Республике Тыва по доверенности Аванесян Е.О. с жалобой не согласился, просил в её удовлетворении отказать.
Генеральный директор ООО ЧОП «Патриот» Бегзи А.Ю. с жалобой также не согласился, просил в её удовлетворении отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – ФЗ «Об оружии») юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
В соответствии с п.п. 91, 92 и 94 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814) частные охранные организации получают служебное оружие в органах внутренних дел во временное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 91). Для получения служебного оружия во временное пользование руководитель частной охранной организации представляет в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, заявку, в которой указывает имеющееся в частной охранной организации и требуемое количество служебного оружия (далее именуется - заявка). Форма заявки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 92). Орган внутренних дел в течение месяца со дня получения заявки и документов, предусмотренных пунктом 92 настоящих Правил, проверяет достоверность сведений, изложенных в представленных документах, и принимает в установленном порядке решение о выдаче или об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом установленных норм обеспечения (п.94).
Согласно п. 2 Приказа МВД России от 29 июля 2013 г. № 581 «Об утверждении правил организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям» (далее – Правила организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям) в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», в органах внутренних дел в установленном порядке создаются соответствующие комиссии, которые:
2.1. Осуществляют прием служебного оружия, принадлежащего организациям, территориальными органами МВД России по месту нахождения учетных дел организаций;
2.2. Рассматривают заявки (в случае подачи) на получение организациями служебного оружия во временное пользование, составленные по форме, утвержденной приказом МВД России от 8 августа 2011 г. N 930;
2.3. Организуют проведение осмотра и проверки технологического состояния имеющегося в организациях служебного оружия в случае его приема-передачи (кроме случаев сдачи организацией патронов к служебному оружию для последующего уничтожения).
2.4. Оформляют в 2 экземплярах акт приема-передачи оружия и акт технического состояния оружия (первые экземпляры передаются организации, вторые - в подразделение обеспечения вооружением органа внутренних дел).
2.5. В случае принятия в соответствии с пунктом 95 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, решения об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование организации, сдавшей служебное оружие, сообщают указанной организации, подразделениям вооружения, а также подразделениям лицензионно-разрешительной работы основания отказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08 июня 2017 года генеральный директор Общества подал на имя врио министра Макарова В.М. заявку на получение частным охранным предприятием служебного оружия во временное пользование. Заявка была оформлена по форме, утвержденной приказом МВД России от 08 августа 2011 года № 930. К заявке были приложены копии акта освидетельствования скрытых работ, акт обследования помещений, акт обследования состояния ТСО и инженерно-технической укреплённости объекта. Исходя из анализа приведенных норм, на период обращения охранного предприятия рассмотрение вопроса о выдаче служебного оружия во временное пользование относился к компетенции МВД по Республике Тыва.
Письмом МВД по Республике Тыва от 15 июня 2017 года заявка Общества на получение во временное пользование служебного оружия была направлена в Центр лицензионно-разрешительной работы (далее – ЦЛРР) Отдела Росгвардии по Республике Тыва. В этот же день МВД по Республике Тыва направило уведомление Генеральному директору Общества о направлении его обращения в ЦЛРР Отдела Росгвардии по Республике Тыва.
13 октября 2017 года ООО ЧОП «Патриот» повторно подало на имя врио министра Макарова В.М. заявку на получение частным охранным предприятием служебного оружия на временное пользование.
Из письма прокуратуры Республики Тыва от 29 декабря 2017 года Генеральному директору Общества следует, что в нарушение п. 94 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, МВД по Республике заявка Общества от 08 июня 2017 года была перенаправлена для рассмотрения в ЦЛРР Отдела ФСВНГ РФ по Республике Тыва, о чем Общество было письменно уведомлено 15 июня 2017 года. Заявка от 13 октября 2017 года сотрудниками МВД по Республике Тыва была оставлена без ответа.
С учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что МВД по Республике Тыва в течение установленного срока не принято решение о выдаче или об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом предусмотренных норм обеспечения, ответ на заявку административного истца от 13 октября 2017 года не дан.
Как следует из подпункта «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» пункты 12, 17 и 19 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.
Из пункта 19 части 1 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона следует, что войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями, выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Как указано выше, в силу п. 2 Правил организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», в органах внутренних дел в установленном порядке создаются соответствующие комиссии.
При таких обстоятельствах в МВД по Республике Тыва должна действовать комиссия, обеспечивающая исполнение требований регламентированных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Правилами организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям.
В состав комиссии должны входить указанные в п.п. 3 (ЦЛРР Отдела Росгвардии по Республике Тыва) и 4 (Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Тыва) Правил организации приема и выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия во временное пользование частным охранным организациям службы.
На основании п. 91 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 частные охранные организации получают служебное оружие в органах внутренних дел во временное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МВД по Республике Тыва, как ведомство, наделенное полномочиями по выдаче частным охранным организациям на обслуживаемой территории служебное оружие во временное пользование, получив от ООО ЧОП «Патриот» заявку на получение частной охранной организацией служебного оружия во временное пользование от 13 октября 2017 года, должно было направить в ЦЛРР Отдела Росгвардии по Республике Тыва для подготовки заключения о выдаче (об отказе в выдаче) оружия и патронов к нему во временное пользование.
Согласно п.п. 1, 3.2, 13 и 14 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии от 17 ноября 2016 года № 360 «Об утверждении порядка подготовки Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами заключения о выдаче (об отказе в выдаче) оружия и патронов к нему во временное пользование юридическим и физическим лицам» настоящий Порядок определяет подготовку Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами заключения о выдаче (об отказе в выдаче) оружия и патронов к нему во временное пользование юридическим и физическим лицам (приложение к настоящему Порядку (рекомендуемый образец) в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1). Основаниями подготовки заключения являются поступление в территориальный орган Росгвардии документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для получения в органах внутренних дел служебного оружия и патронов к нему во временное пользование частными охранными организациями (п. 3.2). Первый экземпляр заключения о выдаче оружия и патронов к нему, указанных в подпункте 3.2 настоящего Порядка, юридическому лицу вместе с заявкой направляется в территориальный орган МВД России на региональном уровне (п. 13). При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче оружия и патронов к нему во временное пользование юридическому (физическому) лицу, первый экземпляр заключения об отказе в выдаче оружия и патронов к нему во временное пользование направляется соответствующему заявителю (п. 14).
На основании заключения ЦЛРР Отдела Росгвардии по Республике Тыва, подготовленной на основании заявки ООО ЧОП «Патриот», МВД по Республике Тыва должно заключить с частной охранной организацией, в отношении которой принято решение о выдаче служебного оружия во временное пользование, соответствующий договор, к которому прилагаются расчеты расходов органа внутренних дел, связанных с приобретением, хранением и транспортированием указанного оружия, а также платы за временное пользование этим оружием либо направить ответ на обращение об отказе в выдаче служебного оружия во временное пользование с учетом установленных норм обеспечения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 147.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707, ответ на обращение не дается, если обращение содержит вопросы, решение которых не входят в компетенцию органа внутренних дел, необоснован, поскольку вопрос о получении частной охранной организацией служебного оружия во временное пользование на момент обращения ООО ЧОП «Патриот» в МВД по Республике Тыва (13 октября 2017 года) в силу п. 91 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 входило в полномочия органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия МВД по Республике Тыва, выразившегося в не направлении ответа ООО ЧОП «Патриот» на заявку от 13 октября 2017 года, правомерно возложил на МВД по Республике Тыва обязанность представить ответ на заявку административного истца в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Иных правовых оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу представителя МВД по Республике Тыва по доверенности Педченко В.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 августа 2018 года.
Председательствующий
Судьи