№ 33а-8886/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 15 ноября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Михалевой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Шипилова Михаила Михайловича - Никифорова Евгения Олеговича на решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 августа 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Шипилова Михаила Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шипилов М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Орску, Управлению Росреестра по Оренбургской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 32382,9 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под площадку перспективного развития, адрес объекта: (адрес)
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 69 528 353,10 рублей по состоянию на 01 января 2012 года. До настоящего времени очередная государственная кадастровая оценка не проводилась.
Прежним собственником земельного участка ОАО «Орский завод технологического оборудования» была оспорена указанная кадастровая стоимость. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2013 года № 94 кадастровая стоимость земельного участка определена равной рыночной стоимости в размере 4 400 512,28 рублей с 28 декабря 2012 года.
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная в размере, равном рыночной стоимости, должна была применяться для целей налогообложения с 1 января 2013 года.
Очередная государственная кадастровая оценка земельных участков до настоящего времени не проводилась.
Административный истец является собственником указанного земельного участка с января 2014 года. Как следует из полученных им налоговых уведомлений № 145469750 от 18 октября 2016 года, № 80732498 от 27 октября 2017 года, в качестве налоговой базы для расчета земельного налога за 2014 - 2015 гг. использовалась кадастровая стоимость в совершенно ином размере – 15 994 238,14 рублей, в связи с чем земельный налог значительно увеличился.
На обращение административного истца филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области сообщил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 15 994 238,14 рублей постановлением Правительства Оренбургской области № 666-п от 11 сентября 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области».
Не согласившись с начисленным земельным налогом за 2014 - 2015 гг., административный истец обратился с заявлением в ИФНС России по г. Орску с просьбой произвести перерасчет налогов, в удовлетворении которого было отказано и указано, что в качестве налоговой базы земельного участка с кадастровым номером № была принята его кадастровая стоимость, сведения о которой были представлены органом, осуществляющим ведение государственного кадастра недвижимости.
Заявление в Управление Росреестра по Оренбургской области об указании в Едином государственном реестре недвижимости даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 400 512,28 рублей с 28 декабря 2012 года и предоставлении ИФНС России по г. Орску сведений о необходимости применения в качестве налоговой базы в отношении земельного участка кадастровой стоимости в размере 4 400 512,28 рублей для пересчета земельного налога за 2014 и 2015 годы оставлено без удовлетворения.
Административный истец просил суд признать незаконными действия ИФНС России по г. Орску, выразившиеся в отказе произвести перерасчет земельного налога за принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № за 2014 год и 2015 год, применив в качестве налоговой базы актуальную для указанных налоговых периодов кадастровую стоимость равную рыночной в размере 4 400 512,28 рублей, установленную Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2013 года № 94, и возложить на ИФНС России по г. Орску обязанность произвести указанный перерасчет земельного налога; признать незаконными действия Управления Росреестра по Оренбургской области, выразившиеся в отказе 1 июня 2018 года указать в Едином государственном реестре недвижимости дату начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 400 512,28 рублей с 28 декабря 2012 года и предоставить ИФНС России по г. Орску сведения о применении кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка в размере 4 400 512,28 рублей, установленную Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2013 года № 94, для пересчета земельного налога за 2014 и 2015 годы; возложить на Управление Росреестра по Оренбургской области обязанность указать в Едином государственном реестре недвижимости дату начала применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 400 512,28 рублей с 28 декабря 2012 года и предоставить ИФНС России по г. Орску сведения о применении кадастровой стоимости в отношении земельного участка с номером № в размере 4 400 512,28 рублей, установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2013 года № 94, для пересчета земельного налога за 2014 и 2015 годы.
Определением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 августа 2018 года исковые требования ФИО1 к ИФНС России по г. Орску оставлены без рассмотрения.
Решением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения отказано.
С таким решением не согласился представитель ФИО1 – ФИО2, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 387 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Частью 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Исчисление кадастровой стоимости земельных участков может проводиться двумя способами: либо путем проведения кадастровой государственной оценки, либо путем установления рыночной стоимости объекта на индивидуальной основе.
Физические и юридические лица при несогласии с кадастровой стоимостью недвижимости могут оспорить стоимость в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представив отчет о рыночной стоимости объекта.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Оренбургской области была проведена в 2012 году для всех земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет на дату проведения работ – 1 января 2012 года.
В приложении № 4 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 69 528 353, 10 рублей и внесена в ЕГРН 28 декабря 2012 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27 июня 2013 года ООО «Орский завод технологического оборудования», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения стоимости объекта недвижимости. Решением Комиссии от 25 июля 2013 года № 94 определена с 28 декабря 2012 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от 27 мая 2013 года № 227, равной 4 400 512,28 рублей.
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 400 512, 28 руб. внесена 7 августа 2013 года.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 23 декабря 2013 года ФИО1 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 9 января 2014 года 56-АВ 328040.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 сентября 2014 года № 666-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области», а именно пунктом 238677 Приложения № 3 были внесены изменения в кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, которая установлена в размере 15 994 238 руб. 13 коп.
17 октября 2014 года в ЕГРН были внесены соответствующие изменения кадастровой стоимости.
Изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка произошло в связи с изменением в сторону уменьшения средних удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Оренбургской области, определенных по состоянию на 1 января 2012 года, внесенных в Постановление № 1122-п Постановлением № 666-п.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года № 427-п в постановление Правительства Оренбургской области от 11 сентября 2014 года № 666-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года № 1122-п» внесены изменения, согласно которым постановление № 666-п вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. Постановление № 666-п в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков и улучшает их положение, действует с 1 января 2014 года.
Действие постановления № 666-п распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года. В первоначальной редакции данный документ в той части, в какой он порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действовал во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 № 427-п, данный документ в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков и улучшает их положение, действует с 1 января 2014 года.
23 декабря 2016 года ФИО1 обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 20 января 2017 года № 577 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере рыночной стоимости земельного участка, установленной в отчете об оценке № с8130-2 от 11 июня 2013 года, равной 4 400 512,28 рублей.
31 января 2017 года сведения о кадастровой стоимости, установленные решением Комиссии, внесены в Единый государственный кадастр недвижимости и подлежат применению с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку отказ Управления Росреестра Оренбургской области от 1 июня 2018 года указать в Едином государственном реестре недвижимости дату начала применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 4 400 512,28 рублей с 28 декабря 2012 года и предоставить ИФНС России по г. Орску сведения о применении кадастровой стоимости в отношении указанного земельного участка, установленной решением Комиссии от 25 июля 2013 г. № 94, для пересчета земельного налога за 2014 и 2015 гг. является законным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении правовых норм и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с Законом об оценочной деятельности сведения об установленной стоимости объектов передаются в орган регистрации для внесения сведений в ЕГРН.
Сведения о кадастровой стоимости, в том числе в части даты, спорного земельного участка административным ответчиком вносились в ЕГРН в рамках действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем основания для их изменений отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами; имеющиеся же допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Доводы апелляционной жалобы о применении установленной решением Комиссии от 25 июля 2013 года кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 4 400 512,28 рублей, как налоговой базы за 2014-2015 гг., не являются основанием к отмене состоявшегося судебного постановления с учетом следующего.
Согласно абзацу 3 статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 21 июля 2014 года) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 21 июля 2014 года) в течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 5 статьи 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено этим законом.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено названным Законом.
Таким образом, внесение сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в порядке их поступления на основании представленных документов, предусмотренных законом, не свидетельствует о нарушении органом кадастрового учета порядка внесения таких сведений.
При этом хронологическая последовательность внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, с учетом установленных постановлением Правительства Оренбургской области № 666-п положений о его вступлении в силу и применении, не исключает права административного истца на применение для целей, предусмотренных законодательством, рыночной стоимости земельного участка, установленной в качестве кадастровой решением Комиссии от 25 июля 2013 года, до проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Однако требование истца о применении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит разрешению в рамках налогового спора об определении налоговой базы и размере земельного налога за определенный налоговый период.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: