ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8895/2021 от 12.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-8895/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Тимофеевой А.А., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Савочкиной С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анисимова С.А., Комаровой Л.В. к Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым, заинтересованные лица – Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым, Советский филиал ГБУ РК «Крыммелиоводхоз», ФГБУ «Крымское УГМС», Главное управление МЧС России по Республике Крым, о признании незаконными действий (бездействия), решения, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Анисимова С.А. на решение Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения административного истца Анисимова С.А., являющегося также представителем административного истца Комаровой Л.В., представителя Администрации Советского района Республики Крым Музафарова С.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Анисимов С.А., Комарова Л.В. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просят: признать действия (бездействия) Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрации Советского района Республики Крым, а также решения, изложенные в ответе от 04 сентября 2019 года №КО-3/198/2 незаконными; обязать Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрацию Советского района Республики Крым совершить необходимые действия по определению размера ущерба, причиненного вышеуказанным происшествием от 19 августа 2017 года, принятию соответствующих решений в рамках предоставленных полномочий и выплате соответствующей компенсации собственникам пострадавшего жилого дома по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрацию Советского района Республики Крым совершить необходимые действия по признанию жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, в том числе организовать собрание соответствующей комиссии с принятием ею обоснованного и квалифицированного решения о соответствии (несоответствии) жилого дома по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Требования мотивированы тем, что 19 августа 2017 года в Советском районе Республики Крым в результате стихийного бедствия в селе Дятловка был сильно разрушен жилой дом по адресу: <адрес>, причинен значительный ущерб находящемуся в доме имуществу, сильно поврежден (затоплен) личный автомобиль, а также затоплен прилегающий земельный участок, в том числе находившийся на нем колодец. Последствия указанного происшествия ликвидировались исключительно собственными силами местного населения. В течение длительного периода по данному факту административные истцы направляли обращения в адрес органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц с просьбой оказать содействие по восстановлению разрушенного имущества, однако ответом от 04 сентября 2019 года №КО-3/198/2 Администрация Советского района Республики Крым, не признав указанное происшествие имеющим природный характер, вновь отказала в удовлетворении требований о предоставлении финансовой и иной помощи для целей восстановления разрушенного и/или компенсации утраченного имущества в селе Дятловка Советского района и ликвидации последствий указанного происшествия, а также в проведении обследования вышеуказанного жилого дома по <адрес> на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с решением Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года, административный истец Анисимов С.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение суда первой инстанции. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что указание суда первой инстанции в оспариваемом решении на то, что административный истец не уточнил какие именно действия (бездействия) просит признать незаконным, не соответствует действительности, поскольку в ходе судебного заседания 26 марта 2021 года Анисимовым С.А. под протокол были даны пояснения по данному вопросу. Указывает, что судом не дана должная оценка бездействию административного ответчика в течении периода с 19 августа 2017 года по 26 декабря 2017 года, которое привело к несоблюдению порядка установления необходимых критериев чрезвычайных ситуаций согласно приказа МЧС РФ №329 от 18 июля 2004 года, что привело к отказу в признании происшествия чрезвычайной ситуацией и нарушению прав истцов. Отмечает, что законом не возложена обязанность по проведению оценки и подтверждения размера ущерба на граждан, чье имущество пострадало в результате происшествия. При этом в марте 2020 года административным истцам стало известно об отмене постановления от 21 августа 2017 года №190 постановлением от 29 декабря 2017 года №297. Однако ни в одном из ранее полученных ответов от административного ответчика, в том числе от 04 сентября 2019 года, о принятии данного постановления не указывалось, что вызывает сомнения в его достоверности. Проведенный спустя 7 месяцев после происшествия осмотр пострадавших домовладений, оформленный заключением от 29 марта 2018 года, не содержит сведений об установлении размера ущерба для целей определения соответствия происшествия критериям информации, утвержденной приказом МЧС РФ №329 от 08 июля 2004 года. Полагает, что в рамках настоящего дела акт обследования имущества истцов не носит доказательственного характера. Просит учесть, что административным ответчиком было допущено бездействие в части не установления происшествия критериям чрезвычайной ситуации в период по 04 сентября 2019 года, а также в связи с не обращением согласно постановления Совета министров Республики Крым от 27 августа 2014 года №29 в Совет министров Республики Крым для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. Также судом не дана должная оценка бездействию административного ответчика по рассмотрению заявления административных истцов по признанию жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, в том числе организации соответствующей комиссии с принятием обоснованного решения. Считает, что указание суда на то, что доказательства нанесения ущерба домовладению Анисимова С.А. и Комаровой Л.В. суду не представлены и отсутствуют в материалах дела, не входили в предмет доказывания. Кроме того, просит учесть, что Прокуратура Советского района Республики Крым была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, однако рассмотрение дела прошло в отсутствие ее представителя, а решение от 09 апреля 2021 года не содержит указание на участие данного заинтересованного лица в деле.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Администрации Советского района Республики Крым Музафаровым С.С., председателем Ильичёвского сельского совета – главой Администрации Ильичёвского сельского поселения Захаровым А.А. поданы возражения об оставлении без изменения решения Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года.

В судебном заседании административный истец Анисимов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Администрации Советского района Республики Крым Музафаров С.С. просил оставить без изменений решение Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От Главы Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым Захарова А.А. и представителя Главного управления МЧС России по Республике Крым Тихоненко Г.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что административное исковое заявление не содержит конкретных сведений об оспариваемых решениях, действиях (бездействиях). Кроме того, суд также принимает во внимание, что доказательства нанесения ущерба домовладению Комаровой Л.В. и Анисимова С.А. не были представлены и отсутствуют в материалах дела.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, проверяя данные выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из содержания части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2021 года в долевой собственности Анисимова С.А. и Комаровой Л.В. находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м, с кадастровым номером .

Указанное обстоятельство также подтверждается договором купли-продажи жилого дома от 27 января 2016 года и передаточным актом.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы, ссылаясь на подтопление, произошедшее 19 августа 2017 года в с. Дятловка Советского района Республики Крым, просят возложить обязанность на Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрацию Советского района Республики Крым совершить необходимые действия по определению размера ущерба, причиненного вышеуказанным происшествием, и принятию соответствующего решения в рамках представленных полномочий и выплате компенсации.

Проверяя данные доводы административного искового заявления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Статьей 70 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 вышеназванного закона к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Закон Республики Крым от 19 января 2015 года N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 2 вышеуказанного Закона установлено, что за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент введения режима чрезвычайной ситуации).

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 вышеназванной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).

Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ закреплено, что органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации (часть 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ).

При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: местный уровень реагирования (решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района) (часть 8 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ).

Согласно части статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

Закон Республики Крым от 09 декабря 2014 года N 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон N 25-ЗРК/2014, в редакции, действовавшей на момент введения режима чрезвычайной ситуации) распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности государственных органов Республики Крым и органов местного самоуправления в Республике Крым, организаций и населения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (далее - чрезвычайных ситуаций), снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 11 Закона N 25-ЗРК/2014 к полномочиям органов местного самоуправления относятся: жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством; введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 38 утвержден Порядок сбора и обмена в Республике Крым информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).

Пунктом 3 Порядка установлено, что мероприятия по сбору и обмену информацией осуществляются: исполнительными органами государственной власти Республики Крым через федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Крым» (далее - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым») и дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Республики Крым; территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым через дежурно-диспетчерские службы и органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым через единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Республики Крым.

В соответствии с пунктом 9 Порядка при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также планировании мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым, исполнительными органами государственной власти Республики Крым осуществляется представление информации в Главное управление МЧС России по Республике Крым через ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым».

Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 года N 151 утверждено Положение о территориальной подсистеме Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Положение).

В силу пункта 6 Положения на каждом уровне ТСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с пунктом 7 Положения координационными органами ТСЧС являются: на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Республики Крым.

Исходя из пункта 27 Положения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств ТСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: местный уровень реагирования.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 августа 2014 года N 295 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым» утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым, которое определяет механизм использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым (далее - резервный фонд), предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый период. Бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, имевших место в текущем финансовом году.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08 июля 2004 года №329 утверждены критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России.

Так в разделе 2.5 вышеуказанного Приказа – «Опасные гидрологические явления», установлены общие критерии для данного явления (число погибших - 2 чел. и более; число госпитализированных - 4 чел. и более; прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ; гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более). Установлены критерии, учитывающие особенности источника ЧС (высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель). Указано, что решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

Таким образом, необходимым условием для реализации Анисимовым С.А. и Комаровой Л.В. права на возмещение ущерба, предоставляемого гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, является причинение ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Как следует из сообщения о погодных условиях на 19 августа 2017 года, предоставленного начальником ФГБУ «Крымское УГМС» от 17 марта 2020 года № 37/М, 19 августа 2017 года в период с 00 часов 00 минут по 01 час 20 минут наблюдалась гроза, в период с 00 часов 40 минут по 02 часа 20 минут наблюдался дождь, количество осадков 2,0 максимальная скорость ветра 5 м/с. При этом, указано, что в районе <адрес> метеорологической станции нет. Данные предоставлены по наблюдению близлежащей метеостанции Нижнегорский (Нижнегорский район).

Согласно Протокола № 1 заседания комиссии по ЧС и ОПБ Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым от 21 августа 2017 года по факту затопления домовладений <адрес> в ночь с 18 по 19 августа в связи с сильным ливнем, грозой шквалом 20-25 м/с, негодностью дренажной системы было решено ввести режим чрезвычайной ситуации на территории Советского района Республики Крым, привлечении сил и средств гражданской обороны Советского района Республики Крым к ликвидации ЧС в с. Дятловка, выделении средств из резервного фонда Советского района Республики Крым на восстановление домовладений в с. Дятловка.

21 августа 2017 года Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым принято постановление № 190 от 21 августа 2017 года «О введении режима чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым», согласно которому с 21 августа 2017 года на территории муниципального образования Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики введен режим чрезвычайной ситуации.

21 августа 2017 года Комарова Л.В. обратилась с заявлением к Главе Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым о помощи в ликвидации последствий стихийного бедствия, восстановления жилья и колодца (в виде денежной компенсации или стройматериалами).

Как следует из информационного письма Администрации Советского района Республики Крым от 28 августа 2017 года № 01-36/3255 адресованного Главе Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым введение на территории Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики режима чрезвычайной ситуации не целесообразно, поскольку указанное в протоколе заседания комиссии по ЧС и ОПБ Ильичёвского сельского поселения № 1 от 21 августа 2017 года и постановлении Администрации Ильичёвского сельского поселения № 190 от 21 августа 2017 года происшествие не соответствует критериям информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МЧС России № 329 от 08 июля 2004 года, при этом также указано, что не предоставлено ни одного акта установленной формы о причиненном ущербе каким-либо гражданам или юридическим лицам.

Согласно ответу за подписью Главы Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым Захарова А.А. от 01 сентября 2017 года №842, ФИО14, Комаровой Л.В. было сообщено, что рассмотрев полученные протоколы Администрацией Советского района на комиссии по ЧС и ОПБ Советского района Республики Крым 28 августа 2017 года было принято решение о том, что рассматривать вопрос о введении чрезвычайной ситуации на территории Ильичёвского сельского поселения нецелесообразно, так как данное чрезвычайное происшествие не соответствует критериям информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МЧС России №329 от 08 июля 2004 года.

29 декабря 2017 года Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым принято постановление № 297 «Об отмене постановления от 21 августа 2017 года №190 «О введении режима чрезвычайной ситуации техногенного характера на территории Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым. Указанное постановление не отменено.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Исходя из изложенного, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, а также их должностными лицами обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

При рассмотрении административного дела в рамках заявленных административными истцами требований, на основании оценки доказательств установлено и материалами дела подтверждено совершение Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым действий по введению режима чрезвычайной ситуации техногенного характера 21 августа 2017 года, а в последующем отмены введенного режима 29 декабря 2017 года, с принятием соответствующих постановлений в рамках представленных полномочий, тогда как бездействие, само по себе, предполагает отсутствие совершения каких-либо действий.

При этом, постановление Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым от 29 декабря 2017 года №297 «Об отмене постановления от 21 августа 2017 года №190 «О введении режима чрезвычайно ситуации техногенного характера на территории Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым» не отменено и не обжаловано.

В силу прямого указания в части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Исходя из предписаний статьи 125 названного Кодекса, изменение оснований заявленных требований должно быть оформлено в виде соответствующего письменного заявления, подписанного с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, а также должно быть изложено дополнительное основание и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Исполнение этой процессуальной обязанности необходимо, поскольку в силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Материалы дела не содержат сведений о том, что административные истцы воспользовались правом, закрепленным в части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на изменение основания или предмета административного иска.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, пояснения истца Анисимова С.А., данные им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут расцениваться как изменение основания или предмета административного иска, с учетом вышеприведенных положений закона.

При таких обстоятельствах, поскольку административными ответчиками факт затопления, произошедший 19 августа 2017 года в селе Дятловка Советского района Республики Крым, не был признан чрезвычайной ситуацией, оснований для их обращения в Совет министров Республики Крым по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктом 7 постановления Совета министров Республики Крым от 27 августа 2014 года №295 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым», не установлено.

Учитывая изложенное, доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы о том, что административными ответчиками было допущено бездействие, выразившиеся в не совершении определенных действий по определению размера ущерба, причиненного происшествием от 19 августа 2017 года, принятию соответствующих решений в рамках представленных полномочий и выплате компенсации, не нашли своего подтверждения в суде, и опровергаются установленными выше обстоятельствами.

Давая оценку действиям (бездействиям) Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым при рассмотрении обращения административных истцов и предоставлении ответа от 04 сентября 2019 года №КО-3/198/2, данного в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В августе 2019 года Анисимов С.А. и Комарова Л.В. обратились в адрес административных ответчиков с заявлением, зарегистрированным 09 августа 2019 года под №КО-3/198/2 Администрацией Советского района Республики Крым и 13 августа 2019 года под №1048 Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым, в котором просили повторно предоставить финансовую (и иную) помощь для целей восстановления разрушенного и компенсации утраченного имущества в с. Дятловка Советского района и ликвидации последствий стихийного бедствия, произошедшего 19 августа 2017 года в с. Дятловка Советского района Республики Крым в результате стихийного бедствия, а также произвести обследование вышеуказанного жилого дома по <адрес> на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания.

По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, Администрацией Советского района Республики Крым был дан ответ Анисимову С.А. от 04 сентября 2019 года №КО-3/198/2, в котором сообщено, что ситуация, произошедшая 19 августа 2017 года в селе Дятловка Советского района Республики Крым не соответствует критериям информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МЧС России №329 от 08 июля 2004 года, а является последствием неблагоприятных погодных условий в связи с выпадением осадков на территории Кировского, Судакского и Феодосийского муниципальных образований. Данное заключение было сделано на основании проведенного обследования домовладений в селе Дятловка 29 марта 2018 года Межведомственной рабочей группой, созданной на внеплановом заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Советского района Республики Крым, Комиссией были составлены акты обследования и произведена фото и видео фиксация домовладений и прилегающей территории. На основании изложенного, Администрация Советского района Республики Крым отказала в признании факта подтопления села Дятловка Советского района Республики Крым чрезвычайной ситуацией. В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 27 августа 2014 года №295 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым» выплата компенсации не предусмотрена. 29 марта 2018 года Межведомственной рабочей группой проведен индивидуальный осмотр дома по адресу: <адрес> с фото и видео фиксацией. На момент осмотра был выявлен сильный износ дома, произошло отслоение штукатурного слоя глины с соломой. Отсутствует фундамент и отмоска. Хозяйственные постройки находятся в аварийном состоянии из-за отсутствия надлежащего и своевременного ухода. В случае несогласия с ответом, разъяснены положения пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о праве обратиться в жалобой на принятое решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными федеральными законами (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (далее - Закон N 59-ФЗ).

Названным федеральным законом гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ).

Исходя из части 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Указанные законоположения предполагают, что во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные обстоятельства по настоящему административному делу, исходя из содержания ответа от 04 сентября 2019 года №КО-3/198/2, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу о том, что заявление административных истцов от 09 августа 2019 года в части проведения обследования жилого дома на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания, Администрацией Советского района Республики Крым рассмотрено не было, ответ на данный вопрос по существу не предоставлен, при этом достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об исполнении обязанностей в соответствии с положениями части 1 статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, административным ответчиком не представлено.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым от 04 октября 2021 года №1062, заявления от Комаровой Л.В. и Анисимова С.А. о признании жилого дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания в Администрацию Ильичёвского сельского поселения, не поступало.

Однако как было установлено выше, заявление административных истцов о предоставлении финансовой (и иной) помощи, а также проведении обследования жилого дома на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания, было зарегистрировано Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым 13 августа 2019 года вх. 1048.

Проанализировав представленные доказательства применительно к положениям Федерального закона N 59-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление административных истцов 13 августа 2019 года вх. 1048 Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым рассмотрено не было, что нарушило право административных истцов на получение от органа местного самоуправления письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает, что Администрацией Советского района Республики Крым было допущено бездействие по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части проведения обследования жилого дома на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания, а Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым - по не рассмотрению заявления административных истцов от 13 августа 2019 года вх. №1048, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Разрешая требования административных истцов о возложении обязанности на Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрацию Советского района Республики Крым совершить необходимые действия по признанию жилого дома пригодным (непригодным) для проживания, в том числе организовать собрание соответствующей комиссии с принятием ею обоснованного и квалифицированного решения о соответствии (несоответствии) жилого по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение N47).

Согласно пунктам 1,2 Положения N47 оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу пункта 7 Положения N47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 Положения N47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

По информации предоставленной в суд апелляционной инстанции Администрацией Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым от 04 октября 2021 года №1062, по вопросу признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания принято постановление от 22 октября 2019 года №314 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в Ильичёвском сельском поселении Советского района Республики Крым и создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в Ильичёвском сельском поселении Советского района Республики Крым».

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18 января 1996 года N 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, суд не может обязать административных ответчиков, являющихся органами местного самоуправления, уполномоченными создавать соответствующие межведомственные комиссии, принять конкретное решение при осуществлении ими полномочий при признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными).

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что возложение на Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым и Администрации Советского района Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В., в том числе по вопросу о признанию их дома пригодным (непригодным) для проживания, приведет к восстановлению нарушенных прав административных истцов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Прокуратура Советского района Республики Крым судом первой инстанции к участию в деле не привлекалась, данный вопрос судом не разрешался. Само по себе указание в карточке дела данного лица в качестве участника процесса не влечет за собой привлечение прокуратуры. При таких обстоятельствах, довод о ненадлежащем извещении данного лица не может быть принят во внимание.

В силу изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Анисимова С.А., Комаровой Л.В. о признании незаконными бездействий Администрации Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления административных истцов от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части проведения обследования жилого дома, и Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления административных истцов от 13 августа 2019 года вх. №1048.

В этой части необходимо принять новое решение о признании незаконными бездействия Администрации Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части произведения обследования жилого дома на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания, с возложением обязанности повторно рассмотреть данное заявление в указанной части и признании незаконным бездействия Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 13 августа 2019 года вх. №1048, с возложением обязанности повторно рассмотреть данное заявление.

В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Советского районного суда Республики Крым от 09 апреля 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Анисимова С.А., Комаровой Л.В. о признании незаконными бездействий Администрации Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части проведения обследования жилого дома по <адрес> на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания, Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 13 августа 2019 года вх. №1048, в указанной части принять по делу новое решение.

Признать незаконным бездействие Администрации Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части проведения обследования жилого дома по адресу: <адрес> на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания.

Признать незаконным бездействие Администрации Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым по не рассмотрению заявления Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 13 августа 2019 года вх. №1048.

Возложить на Администрацию Советского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 09 августа 2019 года вх. №КО-3/198/2 в части проведения обследования жилого дома по адресу: <адрес> на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания.

Возложить на Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Анисимова С.А., Комаровой Л.В. от 13 августа 2019 года вх. №1048.

Возложить обязанность на Администрацию Ильичёвского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрацию Советского района Республики Крым сообщить в Советский районный суд Республики Крым и Анисимову С.А., Комаровой Л.В. об исполнении решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу

В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Анисимова С.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: А.А. Тимофеева

Судья: Н.В. Кучеренко