ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8898/18 от 24.07.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Перцева Ю.В. Дело № 33а-8898/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2018 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Ефремовой Л.Н., Набок Л.А.,

при секретаре – Ивановой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Самарской области на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03 мая 2018 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области – ФИО1 (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФИО2 у. – ФИО3 (по ордеру), представителя Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области – ФИО4 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 у. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий и решений ГУ УМВД России по Самарской области и Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, указав, что 29.11.2016 он подал в ОВМ У МВД России по г.Тольятти ГУ МВД России по Самарской области заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22. 06.2006 №637 (далее – Государственная программа). В апреле 2017 года административному истцу выдано свидетельство участника Государственной программы серии СС 00440340 от 30.01.2017, после чего им подано заявление о приеме в гражданство РФ. В январе 2018 года истцу стало известно, что 21.07.2017 на основании заключения ГУ МВД России по Самарской области его заявление о приеме в гражданство РФ снято с рассмотрения. 01.03.2018 административный истец обратился с заявлением в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области, требуя предоставить сведения о принятом решении по его заявлению от 29.11.2016. Из ответа Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 16.03.2018 административному истцу стало известно, что решением от 28.12.2016 ему отказано в участии в Государственной программе в связи с несоответствием критериям отбора - отсутствием профессионального образования или квалификации, подтвержденных соответствующими документами. Указанное решение повлекло принятие ГУ МВД России по Самарской области решения от 28.12.2016 об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программе, а также аннулирование свидетельства от 30.01.2017. Перечисленные решения административный истец считает незаконными, поскольку в заявлении от 29.11.2016 содержались все необходимые сведения, в том числе сведения о профессиональном образовании, подтвержденные соответствующими документами.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец с учетом уточнений просил:

- признать незаконными действия ГУ МВД России по Самарской области по предоставлению в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области неполных данных об образовании ФИО2 у. по заявлению от 29.11.2016;

- признать незаконным решением Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области об отказе ФИО2 у. в участии в Государственной программе;

- признать незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 28.12.2016 об отказе в выдаче Арзикулову БТ.у. свидетельства участника Государственной программы;

- обязать ГУ МВД России по Самарской области предоставить Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области для рассмотрения и принятия решения заявление, поданное Арзикуловым БТ.у. 29.11.2016 в ОВМ У МВД России по г.Тольятти ГУ МВД России по Самарской области об оформлении его участия в Государственной программе, с указанием полных данных об образовании;

- обязать Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 у. от 29.11.2016 и принять решение с учетом критериев отбора, установленных на дату подачи заявления с учетом изменения паспортных данных ФИО2 у.

Решением суда от 03 мая 2018 года требования ФИО2 у. удовлетворены. Признаны незаконными действия ГУ МВД России по Самарской области по предоставлению в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области неполных данных об образовании ФИО2 у. по заявлению от 29.11.2016. Признано незаконным решением Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области об отказе ФИО2 у. в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 28.12.2016. Признано незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 28.12.2016 об отказе в выдаче ФИО2 у. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. ГУ МВД России по Самарской области обязано предоставить Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области для рассмотрения и принятия решения заявление, поданное ФИО2 у. 29.11.2016 в ОВМ У МВД России по г.Тольятти ГУ МВД России по Самарской области об оформлении его участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием полных данных об образовании. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области обязано повторно рассмотреть заявление ФИО2 у. от 29.11.2016 и принять решение с учетом критериев отбора, установленных на дату подачи заявления с учетом изменения паспортных данных ФИО2 у.

С указанным решением не согласился представитель Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения в части признания незаконными действий и решения ГУ МВД России по Самарской области, ссылаясь на отсутствие нарушений в их действиях при передаче анкетных данных, а также считая срок обращения в суд пропущенным.

В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД России по Самарской области – ФИО1 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель ФИО2 у. – ФИО3 и представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области – ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, находя его законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ч.2 ст.306, ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В Самарской области во исполнение данного Указа Президента РФ постановлением Правительства Самарской области от 04.02.2014 №48 утверждена государственная программа Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы.

Согласно п. 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решение о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17 Государственной программы).

Уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, ответственным за реализацию Региональной государственной программы согласно паспарту Региональной программы переселения является Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

В разделе 6 Региональной государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 04.02.2014 №48, содержащем критерии отбора соотечественников для участия в Государственной программе, определено, что право на участие в Государственной программе имеют соотечественники, имеющие профессиональное образование и опыт работы по востребованным на рынке труда Самарской области профессиям, которые подтверждены документально.

Согласно п. 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

Распоряжением Правительства РФ от 16.02.2013 №196-р утверждена форма заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно подстрочному описанию формы заявления при заполнении сведений об образовании и (или) квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки в заявлении необходимо указать наименование и реквизиты документа об образовании и (или) о квалификации, наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность и выдавшей соответствующий документ, ее местонахождение (населенный пункт).

Направление информации между государственными органами при реализации Государственной программы в рассматриваемый период осуществлялось в Порядке, утвержденном Приказом ФМС России от 02.08.2007 N 164, пунктом 5 которого предусмотрено, что территориальный орган ФМС России направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, электронный вариант заявления соотечественника.

В свою очередь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации принимается и направляется в территориальный орган ФМС России решение об участии (отказе в участии) соотечественника в программе с указанием конкретной вакансии и срока ее бронирования за потенциальным участником Государственной программы, размера заработной платы и вариантами первоначального жилищного обустройства (пункт 10 Порядка).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 29.11.2016 ФИО2 у. в ОВМ У МВД России по г.Тольятти ГУ МВД России по Самарской области подано заявление об оформлении его участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 №637.

В пункте 12 заявления им указаны следующие сведения об образовании и о наличии документов, подтверждающих образование: «образование среднее, в 2016 году окончил учебный центр «ТЕХНОСЕРВИС» автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования г.Тольятти Самарской области, по специальности - электрогазосварщик, присвоена квалификация электрогазосварщик пятого разряда, удостоверение 761/16-004 выдано 02 августа 2016 года АНО ДПО учебный центр «ТЕХНОСЕРВИС» г.Тольятти Самаркой области».

Таким образом, в заявлении, поданным ФИО2 у. 29.11.2018 в компетентный орган, в соответствии с требованиями действующего законодательства указаны наименование и реквизиты документа, подтверждающего наличие профессионального образования и квалификацию заявителя.

Между тем, в электронном варианте заявления, переданном ГУ МВД России по Самарской области в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области для согласования, сведения о наличии такого документа, отсутствовали, что административными ответчиками не оспаривалось. Данное обстоятельство повлекло принятие Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области 28.12.2016 решения об отказе истцу в участии в Государственной программе по причине его несоответствия критериям отбора ввиду отсутствия профессионального образования или квалификации, подтвержденных соответствующими документами, что в свою очередь явилось основанием для принятия ГУ МВД России по Самарской области решения от 28.12.2016 об отказе в выдаче ФИО2 у. свидетельства участника Государственной программы.

Из материалов дела также следует, что в связи с принятием вышеуказанных решений от 28.12.2016, ГУ МВД России по Самарской области 21.07.2017 принято решение об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, выданного ФИО6 у. 30.01.2017, выданного без законных оснований.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями приведенных выше нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца, обоснованно исходя из того, что оспариваемые решения приняты административными ответчиками на основании недостоверной, не соответствующей действительности информации об отсутствии у заявителя образования и квалификации, подтвержденных документально, тогда как соответствующая информация представлена заявителем в полном объеме.

Восстановительная мера в виде возложения на административных ответчиков обязанности по предоставлению полного варианта заявления ФИО2 у. от 29.11.2016 и повторному принятию решения с учетом критериев отбора, установленных на дату подачи заявления, является исполнимой в рамках предоставленных ответчикам полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановление нарушенных прав истца и не предрешает существа решения, которое должно быть принято.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ГУ МВД России по Самарской области не допущено нарушений закона при передаче информации, поскольку нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации Государственной программы, не содержат обязательных требований к содержанию электронных документов, передаваемых из одного органа в другой в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в части обязательного указания наименования учебного заведения и реквизитов документов об образовании, судебной коллегией отклоняются. Утвержденная форма заявления об участии в Государственной программе прямо предусматривает необходимость указания наименования и реквизитов документа об образовании. Нормативные правовые акты, на которые ссылается ответчик, не предусматривают возможность передачи электронного варианта заявления в усеченном виде с опущением каких-либо сведений. При этом наличие профессионального образования, подтвержденного документально, является условием участия в Государственной программе, соответственно, предоставление в уполномоченный орган сведений о документе об образовании имеет существенное значение для разрешения данного вопроса. Таким образом, действия ответчика по непредоставлению таких сведений, учитывая, что это повлекло нарушение прав административного истца, правильно признаны судом незаконными.

Доводы жалобы о том, что при наличии решения Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области об отказе истцу в участии в Государственной программе, ГУ МВД России по Самарской области не могло вопреки решению Министерства выдать заявителю свидетельство об участии в программе, судебной коллегией также отклоняются, поскольку решение Министерства основано на недостоверной информации и принято именно по вине ГУ МВД России по Самарской области.

В апелляционной жалобы, равно как и в суде первой инстанции, представитель ГУ МВД России по Самарской области ссылается на пропуск срока обращения в суд.

Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства того, что истцу до 2018 года было известно о принятых решениях от 28.12.2016 об отказе в участии в программе и об отказе в выдаче свидетельства и от 21.07.2017 об аннулировании свидетельства. Судебная коллегия, также как и суд первой инстанции, находит обоснованными доводы административного истца о том, что о принятии оспариваемых решений ему стало известно лишь в марте 2018 года из ответа Министерства труда №38/733 от 13.03.2018 года (л.д.7) и из отзыва ГУ МВД России по Самарской области, датированного 13.03.2018 года, представленного в рамках рассмотрения Жигулевским городским судом Самарской области административного дела №2а-600/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 у к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. В суд с настоящим административным иском ФИО2 у. обратился 03.04.2018, то есть в пределах установленного ст. 219 КАС РФ процессуального срока.

Вопреки доводам жалобы о том, что процессуальный срок обращения в суд следует исчислять с момента получения решений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области и ГУ МВД России по Самарской области от 28.12.2016, в материалы дела не представлены доказательства получения истцом данных решений.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 03 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел РФ по Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –