судья Болохонова Т.Ю.дело № 33а-8952/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград13 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
судей Манаенковой Е.Н. и Балашовой И.Б.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюВаулиной Анны Дмитриевны к комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области об оспаривании решения и возложении обязанностипо апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 15 марта 2018 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ждановой С.В., возражения на апелляционную жалобу представителя комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области ФИО2, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с приведённым выше административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что в 2017 году она с отличием окончила муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 1» г.Волжского Волгоградской области и была награждена медалью «За особые успехи в учении», а с 1 сентября 2017 года является студенткой 1 курса очной формы обучения на бюджетной основе лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета. Указанные обстоятельства в соответствии с постановлениемАдминистрации Волгоградской области № 315 от 1 июля 1994 года «О мерах морального и материального поощрения выпускников общеобразовательных организаций, награждённых медалью «За особые успехи в учении» (далее также - Постановление№ 315)дают ей право претендовать на назначение именной стипендии Губернатора Волгоградской области. В связи с этим 18 октября 2017 года она обратилась к председателю комитета молодёжной политики Волгоградской области с заявлением о назначении такой стипендии, однако письмом комитета образования и науки Волгоградской области от 24 ноября 2017 года № И.08/14883 в назначении стипендии ей было отказано со ссылкой на положения Постановления№ 315, исключённые с 1 сентября 2017 года.Считая такой отказ незаконным, ФИО1, с учётом уточнённых в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) требований, просила признать незаконным решение комитета образования и науки Волгоградской области об отказе в назначении стипендии Губернатора Волгоградской области и возложить на комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области обязанность назначить ей указанную стипендию с 4 августа 2017 года.
Суд постановил приведённое выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить его, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы комитетом образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 в 2017 году с отличием окончила муниципальноеобразовательное учреждение «Лицей № 1» г.Волжского Волгоградской области и получила среднее общее образование с медалью «За особые успехи в учении».
Согласно справке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» от 4 октября 2017 года ФИО1 является студенткой 1 курса лечебного факультета названного университета очной формы обучения на бюджетной основе с 1 сентября 2017 года на основании приказа от 3 августа 2017 года № 292-КУ.
18 октября 2017 года ФИО1 обратилась в комитет молодёжной политики Волгоградской области с заявлением о назначении ей стипендии Губернатора Волгоградской области, ссылаясь на окончание общеобразовательной организации с медалью «За особые успехи в учении» и поступление в университет на очную форму обучения, которое было переадресовано в комитет образования и науки Волгоградской области.
24 ноября 2017 года комитет образования и науки Волгоградской области направил в адрес ФИО1 письменный ответ № И.08/14883 о возвращении приложенных к заявлению документов в связи с невозможностью назначения стипендии Губернатора Волгоградской области со ссылкой на отсутствие правовых к тому оснований.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истца отказал, ссылаясь на то,что ФИО1 обратилась с заявлением о назначении стипендии Губернатора Волгоградской области 18 октября 2017 года, после принятия Губернатором Волгоградской области 24 августа 2017 года постановления № 525 «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 1 июля 1994 года № 315 «О мерах морального и материального поощрения выпускниковобщеобразовательных организаций, награждённых медалью «За особые успехи в учении», которым с 1 сентября 2017 года были исключены пункты и положения Постановления № 315, касающиеся назначения стипендии Губернатора Волгоградской области, то есть когда право на назначении такой стипендии истцом было утрачено.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу подпункта 26 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности отнесено к мерам социальной поддержки и стимулирования обучающихся.
Из подпунктов 5, 7 пункта 2 этой же статьи следует, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде получения стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, а также иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Администрацией Волгоградской области 1 июля 1994 года принято постановление № 315 «О мерах морального и материального поощрения выпускников общеобразовательных организаций, награждённых медалью «За особые успехи в учении». На момент возникновения спорных правоотношений поименованное постановление действовало в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 24 августа 2017 года № 525.
Указанным постановлениемучреждены ежемесячные стипендии Губернатора Волгоградской области студентам образовательных организаций высшего образования, окончившим общеобразовательные организации Волгоградской области с медалью «За особые успехи в учении». Названные стипендии учреждены в целях формирования интеллектуального потенциала области, стимулирования потребности получения высшего образования, государственной поддержки развития индивидуальных способностей одарённых молодых людей (пункт 1).
Пунктом 2 поименованного Постановления утверждено Положение о стипендиях Губернатора Волгоградской области студентам образовательных организаций высшего образования, окончившим общеобразовательные организации Волгоградской области с медалью «За особые успехи в учении».
Из пункта 2.7названного Положения следует, что стипендия Губернатора не назначается студентам за первый и (или) второй курс, если они уже получали данную стипендию за эти курсы, обучаясь в другой образовательной организации высшего образования и по каким-либо причинам не окончили её.
В соответствии с пунктом 2.35 Положения о комитете образования и науки Волгоградской области, утверждённого постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 145 (утратил силу с 1 января 2018 года), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, комитет образования и науки Волгоградской области осуществляет выплату назначенной стипендии Губернатора Волгоградской области студентам первых и вторых курсов очной формы обучения образовательных организаций высшего образования, окончившим общеобразовательные организации Волгоградской области с медалью «За особые успехи в учении» и успешно обучающимся в образовательных организациях высшего образования.
Анализируя приведённые выше нормы, обстоятельства настоящего дела, учитывая, что ФИО1 на момент обращения с заявлением о назначении спорной стипендии 18 октября 2017 года в период действия Постановления № 315 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 24 августа 2017 года №525), учредившего ежемесячные стипендии Губернатора Волгоградской области студентам образовательных организаций высшего образования, окончившим общеобразовательные организации Волгоградской области с медалью «За особые успехи в учении», являлась студентом образовательной организации высшего образования, окончившей общеобразовательную организацию Волгоградской области с медалью «За особые успехи в учении» и не подпадала под ограничения пункта 2.7 Положения, утверждённого Постановлением № 315, судебная коллегия полагает, что у ФИО1 имелось право на назначение стипендии Губернатора Волгоградской области.
Доводывозражений комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области о нарушении порядка представления документов для назначения и выплаты ФИО1 спорной стипендии, со ссылкой на Положение, утверждённое Постановлением № 315, в редакции, действующей до 24 августа 2017 года, являются несостоятельными в силу того, что действующее на момент возникновения спорных правоотношений Положениене содержалонормы о порядке представления документов (пункт3 Положения «порядок представления документов» исключён с 1 сентября 2017 года).
При таких обстоятельствахрешение комитета образования и науки Волгоградской области об отказе в назначении стипендии от 24 ноября 2017 года нельзя считать законным и обоснованным.
Вместе с тем, Постановление № 315 признано утратившим силу в связи с изданием постановления Губернатора Волгоградской области от 31 мая 2018 года № 396, вступившего в силу со дня официального опубликования(опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru -4 июня 2018 года).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Системное толкование приведённых положений процессуального закона позволяет сделать вывод, что основанием для признания решения, (действий) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика, или принятого им решения.
При этом решение о признании бездействия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чём свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Исходя из того, что нормативный правовой акт, устанавливающий положения об учреждении ежемесячных стипендий Губернатора Волгоградской области утратил силу, восстановление нарушенных прав ФИО1 в таком виде, как они заявлены в административном исковом заявлении невозможно.Таким образом, с учётом положений статьи 227 КАС РФсовокупности условий для признания незаконным решения административного ответчика в рассматриваемом случае судебная коллегия не усматривает.
Между тем, с учётом обстоятельств настоящего дела,истец не лишена права иным способом защитить свои права и законные интересы.
Не влечёт отмену решения суда довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом допущено процессуальное нарушение, выразившееся в допуске к участию в деле представителей административного ответчика и заинтересованного лица, не представившихдипломы о наличии высшего юридического образования.
Как усматривается из протокола судебного заседания (л.д.126), в нём отражены сведения о представленных суду дипломах о высшем юридическом образовании представителями административного ответчика и заинтересованного лица, личность которых судом установлена, полномочия проверены в соответствии с требованиями статьи 58 КАС РФ.
Частью 4 статьи 310 КАС РФ предусмотрено, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Таких нарушений, в том числе тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, суд первой инстанции не допустил.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна:
Судья
Волгоградского областного суда С.В. Жданова