ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8995/2017 от 20.06.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Исмагилов А.Т. дело № 33а-8995/2017

учет 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Мочаловой Ю.Р., Сибгатуллиной Л.И.

при секретаре судебного заседания Чуешовой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 9 февраля 2017 года № 16/092/004/2016-4014 об отказе в государственной регистрации права собственности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по Республике Татарстан) об оспаривании решения.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., предназначенного для садоводства, общей площадью 826 кв.м., расположенного по адресу: ...., категории земель – земли населенных пунктов.

В 2016 году административным истцом на земельном участке построен объект недвижимости – жилой дом.

10 декабря 2016 года административным истцом в адрес Альметьевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан подано заявление об осуществлении государственной регистрации на созданный объект недвижимости. К заявлению приложены декларация об объекте недвижимого имущества от 3 декабря 2016 года и квитанция об уплате государственной пошлины.

9 февраля 2017 года административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости по основанию, что согласно полученной от органов местного самоуправления информации, вид разрешенного использования земельного участка для садоводства не предполагает строительство объектов капитального строительства, также возведение жилых домов.

В этой связи ФИО1 выражая свое несогласие с приятым решением, просит признать незаконным и отменить решение от 9 февраля 2017 года № 16/092/004/2016-4010 об отказе в государственной регистрации права на созданный объект недвижимости и возложить на административного ответчика обязанность осуществить регистрационные действия.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РТ в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, мотивируя тем, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно, кроме того пояснила, что Альметьевский отдел управления Росреестра по Республике Татарстан не является надлежащим административным ответчиком по делу.

Представитель МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель МБУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» в судебном заседании в удовлетворении административного иска просил отказать, указав также, что земельный участок административного истца подпадает под ограничения, в частности на земельный участок распространяется охранная зона объектов нефтедобычи.

Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований.

С решением суда не согласилось Управление Росреестра по Республике Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.

В обоснование жалобы указывается, что отказ в государственной регистрации жилого дома на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, вынесен на законных основаниях.

Вместе с тем, согласно сведениям кадастра недвижимости, на часть земельного участка с кадастровым номером .... установлены ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, так как это охранная зона нефтепровода.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 19 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.

В силу статьи 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на садовых и дачных земельных участках, разрешается возведение жилых строений, хозяйственных строений и сооружений.

Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным законом порядке (пункт 1); документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3); истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.3 названного Федерального закона объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается; отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (пункт 5).

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для садоводства, площадью 826 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Альметьевск, СНОГ «Нефтепроводчик», участки 83,84.

Согласно декларации об объекте недвижимого имущества, административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан для регистрации жилого помещения на данном участке.

Уведомлением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 9 февраля 2017 года № 16/092/004/2016-4014 административному истцу отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности, поскольку согласно полученным от исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, МБУ «Управления архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» ответам, вид разрешенного использования земельного участка – «для садоводства» не предполагает строительство объекта капитального строительства и возведение жилого дома.

Как следует из ответа исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 декабря 2016 года по запросу Управления Росреестра по Республике Татарстан, на земельном участке, принадлежащем административному истцу с видом разрешенного использования «для садоводства», не предусмотрено строительство объектов капитального строительства.

Аналогичного содержания ответ направлен и из МБУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» 23 декабря 2016 года.

По информации МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» от 18 января 2017 года следует, что по градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Альметьевск» (утвержденных решением Совета АМР от 25.12.2009 года № 366) рассматриваемый земельный участок административного истца (город Альметьевск, СНОГ «Нефтепроводчик», участки 83,84) отнесен к территориальной зоне индивидуального жилищного строительства (Ж-1). В связи с тем, что отсутствует проект планировки в районе СНОГ «Нефтепроводчик», данный земельный участок не сформирован в границах красных линий, границы территорий общего пользования не определены.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что административный истец, обращаясь с заявлением о государственной регистрации права собственности на дом, возведенный на названном земельном участке, представил все необходимые правоустанавливающие документы, в том числе, документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения садоводства земельном участке, а именно декларацию об объекте недвижимого имущества с описанием его характеристик.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует вышеприведенным нормам законодательства и сделан при правильной оценке обстоятельств дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно сведениям кадастра недвижимости, на часть земельного участка с кадастровым номером .... установлены ограничения по возведению на нем объектов недвижимого имущества, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, так как это охранная зона нефтепровода, отклоняется судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции было установлено и отражено в решении, что нефтепровод, проходящий по границе участка № 84 с кадастровым номером .... от скважины 689, является недействующим, следовательно, данное обстоятельство не может являться основанием для ограничения реализации прав административного истца по регистрации права собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке обстоятельств административного дела, изложенные в апелляционной жалобе аргументы не опровергают сделанных судом выводов, и, следовательно, правовых оснований для отмены решения суда не содержат.

Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, подробно исследованы доказательства по делу, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи