Судья Петухова В.Г.
Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-9098/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2018 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Каракич Л.Л.
судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,
при секретаре Колесниковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению администрации Алексеевского муниципального образования Киренского района Иркутской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о признании незаконными и отмене решений об определении кадастровой стоимости земельных участков,
по апелляционной жалобе администрации Алексеевского муниципального образования Киренского района Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г.,
установила:
в обоснование административного искового заявления указано, что общество с ограниченной ответственностью «Витим-Лес» (далее – ООО «Витим-Лес») является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером 38:09:110003:151, площадью 14373 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, улица 19 партсъезда, 50б;
- с кадастровым номером 38:09: 110003:152, площадью 92569 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, местоположение: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, улица 19 партсъезда, 50а;
- с кадастровым номером 38:09:110003:153, площадью 22772 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения котельной, местоположение: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, улица Кирпичная, 38.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года №517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, и составила, соответственно: 16013246 рублей 76 копеек, 103132974 рубля 28 копеек, 25370740 рублей 64 копейки. Земельные участки отнесены в девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области (далее – Комиссия) от 30 ноября 2017 года № 22.34 и от 14 декабря 2017 года № 23.28 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами была установлена в размеры рыночной стоимости:
- для земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:151 в размере 862380 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером 38:09: 110003:152 в размере 4258174 рубля;
- для земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153 в размере 1366320 рублей.
Административный истец считает указанные решения Комиссии незаконными, поскольку они приняты в нарушение требований Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263. Отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка, на основании которых приняты решения Комиссии, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности. Оспариваемые решения нарушают права и законные интересы административных истцов, так как в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков снизится размер поступлений денежных средств в бюджет муниципального образования от переданного в аренду недвижимого имущества.
При подготовке данного дела к судебному разбирательству определением судьи Иркутского областного суда от 30 марта 2018 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Администрация Киренского муниципального района Иркутской области.
Определением суда Иркутской области от 19 апреля 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Регион-Оценка», оценщик Чарусова Анна Игоревна.
Определением Иркутского областного суда от 31 мая 2018 г. по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, а также по установлению соответствия отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153, составленных оценщиком ООО «Регион-Оценка» от 2 ноября 2017 года № 104-1-С/17, от 15 ноября 2017 года № 161-С/17, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.
Административный истец просил суд признать незаконными и отменить:
- решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 30 ноября 2017 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153;
- решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 14 декабря 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:151;
- решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 14 декабря 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:152.
Решением Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Администрации Алексеевского муниципального образования Киренского района Иркутской области о признании незаконными и отмене решений об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153 отказано.
Не согласившись с решением Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г. глава Алексеевского муниципального образования Селиванов А.М. подал апелляционную жалобу на решение суда.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что решение суда считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
9 июня 2017 г. между администрацией Алексеевского муниципального образования (Арендодатель) с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Витим-Лес» (Арендатор), с другой стороны, был заключен договор № 08-юл/17 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды. По указанному договору Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное владение и пользование на условиях аренды: земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:09:110003:151, расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. 19 партсъезда, №50б, общей площадью 14373,0 кв.м, для размещения производственной базы. На земельном участке имеется объект недвижимого имущества – нежилое здание, наименование объекта – сушильный цех лесоперерабатывающего комплекса; кадастровый номер 38:09:020103:112, принадлежащий Арендатору на праве собственности на основании государственной регистрации права от 24.12.2014 № 38-38-14/016/2014-854. Согласно договора размер арендной платы составляет 405 935 руб., арендная плата составляет 33828,0 руб. Размер арендной платы был рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка 160 013 246,76 руб.
9 июня 2017 г. между администрацией Алексеевского муниципального образования (Арендодатель) с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Витим-Лес» (Арендатор), с другой стороны, был заключен договор № 09-юл/17 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды. По указанному договору Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное владение и пользование на условиях аренды: земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:09:110003:152, расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. 19 партсъезда, №50а, общей площадью 92569,0 кв.м, для размещения производственной базы. На земельном участке имеется объект недвижимого имущества – нежилое здание, наименование объекта – цех перерабатывающего лесокомплекса №1 общей площадью 434,3 кв.м ; кадастровый номер 38:09:020103:111, принадлежащий Арендатору на праве собственности на основании государственной регистрации права от 24.12.2014 № 38-38-14/016/2014-8545. Согласно договора размер арендной платы составляет в год 2614420,9 руб., арендная плата в месяц составляет 217868,4 руб. Размер арендной платы был рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка 103132 974руб.
31 июля 2017 г. между администрацией Алексеевского муниципального образования (Арендодатель) с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «Витим-Лес» (Арендатор), с другой стороны, был заключен договор № 10-юл/17 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды. По указанному договору Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное владение и пользование на условиях аренды: земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:09:110003:153, расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. Кирпичная № 38, общей площадью 22772,0 кв.м, для размещения котельной. На земельном участке имеется объект недвижимого имущества – нежилое здание, назначение объекта – котельная; кадастровый номер 38:09:000000:347, принадлежащий Арендатору на праве собственности на основании государственной регистрации права от 29 июня 2016 г. № 38-38/014-38/014/011/2016-1437/2. Согласно договора размер арендной платы составляет 643148,30 руб., арендная плата составляет в месяц составляет 53597,70 руб. Размер арендной платы был рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка 25370740,64 руб.
21 ноября 2017 г. и 4 декабря 2017 г. ООО «Витим-Лес» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости трех земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151; 38:09:110003:152; 38:09:110003:153.
Согласно Решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 30 ноября 2017 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153 была уменьшена с 25370740,64 руб. до 1366320 руб. (определена в размере рыночной стоимости на основании представленного ООО «Витим-Лес» отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости). Дата утверждения кадастровой стоимости 30 ноября 2017 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 30 ноября 2017 г. №22.34, дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость – 22 июня 2017 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 января 2018 г. № 3800/601/18-59215.
Согласно Решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 04 декабря 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:151 была уменьшена с 16013246,76 руб. до 862380 руб. (определена в размере рыночной стоимости на основании представленного ООО «Витим-Лес» отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости). Дата утверждения кадастровой стоимости 14 декабря 2017 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 14.12.2017 №23.28, дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость – 02 июня 2017 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 января 2018 г. № 3800/601/18-59214.
Согласно Решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 4 декабря 2017 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:152 была уменьшена с 103132974,28 руб. до 4258174 руб. (определена в размере рыночной стоимости на основании представленного ООО «Витим-Лес» отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости). Дата утверждения кадастровой стоимости 14.12.2017, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 14.12.2017 №23.28, дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость – 2 июня 2017 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 января 2018 г. № 3800/601/18-59249.
Поясняет, что Администрация Алексеевского муниципального образования не получила от Управления Росреестра по Иркутской области уведомления о принятии Комиссией по рассмотрению споров решений о результатах определения кадастровой стоимости при рассмотрении споров. Информация о данных решениях была получена 19 февраля 2018 г. №49.
29 января 2018 г. ООО «Витим-Лес» обратилось с заявлением на имя Главы Администрации Алексеевского МО с просьбой пересчитать арендную плату по договорам № 08-юл/17 от 9 июня 2017; №10- юл/17 от 31 июля 2017 г., №09-юл/17 от 9 июня 2017 года с даты заключения договоров в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153.
Считает решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 14.12.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:151), от 14.12.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:152), от 30.11.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:153), незаконными и нарушающими права и законные интересы Администрации Алексеевского муниципального образования, в том числе наносящему ущерб бюджету Алексеевского муниципального образования «Киренский район», в связи со значительным уменьшением платежей по договорам с ООО «Витим-лес».
Полагает, что установленная Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области рыночная стоимость указанных участков недостоверна и необоснованна, что подтверждается представленным администрацией Алексеевского МО отчетом об оценке смежного земельного участка.
Считает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка проведенной судебной экспертизе, что повлекло принятие незаконного решения.
В связи с изложенным, просит суд отменить решение Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г. по данному административному делу, принять по делу новый судебный акт.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Рубцова И.А. просит решение Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г. по данному административному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, по правилам статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А., представителя ООО«Витим-Лес» Евдокимовой Е.В. просивших решение Иркутского областного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ч. 2 ст. 245 КАС РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Часть 5 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административные дела об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости рассматриваются по правилам главы 22 указанного кодека.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Земельного кодекса российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
На основании пунктов 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют данные о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153 (л.д.86-94 том 1), поэтому эти земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с данной нормой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с положениями статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений - по нормативу 50 процентов.
В бюджеты городских поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений - по нормативу 50 процентов.
Таким образом, администрация Алексеевского муниципального образования вправе оспорить в суде решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области в отношении спорных земельных участков.
ООО «Витим-Лес» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153. Арендная плата согласно приложенным к договорам аренды расчетам исчисляется из кадастровой стоимости земельных участков (л.д.20-40 том 1), поэтому арендатор вправе обратиться с заявлением в комиссию и в суд о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, актами утверждения кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 82-94 том 1, л.д. 51-53 том 2) земельный участок с кадастровым номером 38:09:110003:151, общей площадью 14373 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. 19 Партсъезда, 50б, поставлен на государственный кадастровый учет 2 июня 2017 г., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Для размещения производственной базы». С момента постановки на учет вид разрешенного использования земельного участка не менялся.
Аналогичная история земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:152, общей площадью 92569 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. 19 Партсъезда, 50а.
Земельный участок с кадастровым номером 38:09:110003:153, общей площадью 22772 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Киренский район, р.п. Алексеевск, ул. Кирпичная, 38, поставлен на кадастровый учет 22 июня 2017 г., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для размещения котельной». С момента постановки на учет вид разрешенного использования земельного участка не менялся.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана в соответствии с Приложением № 2 Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 г. с учетом удельного показателя кадастровой стоимости по 9-й группе разрешенного использования «Земельные участки. Предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» 1114, 12 рублей.
Кадастровая стоимость земельных участков составила:
- с кадастровым номером 38:09:110003:151 16013246 рублей 76 копеек;
- с кадастровым номером 38:09:110003:152 103132974 рубля 28 копеек;
- с кадастровым номером 38:09:110003:153 25370740 рублей 64 копейки.
ООО «Витим-Лес», считая экономически необоснованным результат государственной кадастровой оценки земельных участков, находящихся в пользовании общества, обратилось в ООО «Регион-Оценка», заключив с последним договор на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153.
Согласно отчету об оценке ООО «Регион-Оценка» от 2 ноября 2017 г. № 104-1-С/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:151 по состоянию на 2 июня 2017 года составила 862380 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:152 по состоянию на 2 июня 2017 года составила 4258174 рубля.
Согласно отчету об оценке ООО «Регион-Оценка» от 15 ноября 2017 года № 161-С/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153 по состоянию на 22 июня 2017 г. составила 1366320 рублей.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности ООО «Витим-Лес» оспорило в комиссию результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Проверяя полномочия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, процедуру принятия оспариваемых решений, суд пришел к следующему.
В соответствии положениями Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263, в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 259, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № АКПИ16-1364(далее по тексту – Порядок создания и работы
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 г. № п/58 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области» создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области и утвержден ее состав
Судом первой инстанции установлено, что порядок создания и работы Комиссии, а также порядок рассмотрения заявлений ООО «Витим-Лес» от 21ноября 2017 г. и от 16 ноября 2017 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151; 38:09:110003:152; 38:09:110003:153 соблюдены.
В силу пункта 20 Порядка рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности.
При обращении в Комиссию ООО «Витим-Лес» вместе с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков представило полный пакет необходимых документов, в том числе отчеты об оценке, подготовленные оценщиком ООО «Регион-Оценка» Чарусовой А.И. Согласно отчету об оценке ООО «Регион-Оценка» от 2 ноября 2017 г. №104-1-С/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:151 по состоянию на 2 июня 2017 г. составила 862380 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:152 по состоянию на 2 июня 2017 г. составила 4258174 рубля. Согласно отчету об оценке ООО «Регион-Оценка» от 15ноября 2017 г. №161-С/17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153 по состоянию на 22 июня 2017 г. составила 1366320 рублей.
При удовлетворении заявлений общества, Комиссия пришла к выводу, что отчеты об оценке соответствуют Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Административный истец, не согласившись с выводами Комиссии, настаивал на проведение по делу судебной оценочной экспертизы, которая назначена по его ходатайству определением суда от 31 мая 2018 года. Её проведение поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы. Перед экспертами поставлены вопросы о соответствии отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153 требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки (ФСО), и определении рыночной стоимости указанных земельных участков.
17 июля 2018 г. заключение эксперта ФБУ Иркутская лаборатория судебной экспертизы Петренко М.А. поступило в суд с выводами о несоответствии отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153 требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки. Экспертом определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152 по состоянию на 2 июня 2017 года, соответственно 934245 рублей и 5091295 рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:09:110003:153 по состоянию на 22 июня 2017 года составила 1411864 рубля.
В силу ч. 8 ст. 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно частям 1-4, 8 ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу, что эксперт не обосновал свои выводы при ответе на поставленные вопросы о соответствии отчетов об оценке законодательству об оценочной деятельности, при этом суд учел, что в судебном заседании эксперт Петренко М.А. изменила часть своих выводов относительно допущенных при составлении отчетов об оценке нарушений Федеральных стандартов оценки, что так же вызвало у суда сомнения в их правильности и обоснованности.
Признавая заключение эксперта не допустимым доказательством по делу, суд первой инстанции установил, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153 не может быть признана достоверной, поскольку данное заключение составлено с нарушением федеральных стандартов оценки.
Считает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка проведенной судебной экспертизе, что повлекло принятие незаконного решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции дана неправильная оценка проведенной судебной экспертизе, что повлекло принятие незаконного решения, как основанный на неправильном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что при рассмотрении данного административного дела ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы лицами, участвующими в деле не заявлялось.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, пока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Судом установлено, что Комиссия, принимая оспариваемые решения, исходила из того, что представленные ООО «Витим-Лес» отчеты об оценке, составленные оценщиком ООО «Регион-Оценка» от 2 ноября 2017 г. № 104-1-С/17, от 15 ноября 2017 г. № 161-С/17 земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153, соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что в отчетах ООО «Витим-Лес» проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки; приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость земельных участков, оценщик правомерно использовал сравнительный подход, при этом отказ от доходного и затратного подхода в отчете обоснован и сомнений не вызывает, также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. Вполне понятна последовательность определения стоимости объектов оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчеты содержат сведения и документы, подтверждающие, что оценщик Чарусова А.И. является субъектом оценочной деятельности.
В связи с чем оснований сомневаться в правильности выводов оценщика у суда не имелось, так как представленные отчеты о рыночной стоимости объектов оценки соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки. Отчеты об оценке мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Показания оценщика Чарусовой Л.А., а также свидетеля ФилипповойЕ.И. являются последовательными, обоснованными и мотивированными.
Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, административным истцом в административном иске не приводится, недостатков, способных повлиять на достоверность результата проведения оценки, судом первой инстанции не установлено.
Кроме того, исследовав вопрос о пропуске административным истцом установленного срока на обращение в суд с заявленными требования, суд пришел к обоснованному выводу, что административный истец за защитой своего права обратился за пределами установленного процессуальным законом срока.
Так, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов.
Судом достоверно установлено, что административный истец был уведомлен посредством электронной связи о дате и времени заседаний Комиссии по рассмотрению заявлений ООО «Витим-Лес» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:09:110003:151, 38:09:110003:152, 38:09:110003:153, однако возражений в Комиссию в установленный срок не представил, не направил своего представителя для участия в заседании комиссии. О результатах рассмотрения Комиссией указанных заявлений административный истец уведомлен также посредством электронной связи 7 и 14 декабря 2017 г. соответственно. В суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Комиссии истец обратился только 20 марта 2018 г., то есть за пропуском трехмесячного срока.
Доводы представителей административного истца о том, что Администрации Алексеевского муниципального образования стало известно о вынесении оспариваемых решений Комиссии исключительно при обращении 29 января 2018 г. ООО «Витим-Лес» с заявлением о пересчете арендной платы, судом обоснованно не приняты во внимание. Так как в январе 2018 года административный истец в суд не обращался, направив 9февраля 2018 г. запрос в Управление Росреестра по Иркутской области; ответ на который поступил 27 февраля 2018 г. В суд истец обращается только 20марта 2018 года.
Судом правильно не принят во внимание довод представителей административного истца о неполучении копии решения Комиссии, поскольку этот факт правового значения для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд не имеет, так как Администрация Алексеевского муниципального образования была уведомлена в декабре 2017 года о результатах рассмотрения заявлений ООО «Витим-Лес» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Является бездоказательным довод административного истца о неполучении по электронной почте уведомлений Комиссии.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о том, что администрация Алексеевского муниципального образования не получила от Управления Росреестра по Иркутской области уведомления о принятии Комиссией по рассмотрению споров решений о результатах определения кадастровой стоимости при рассмотрении споров. Информация о данных решениях была получена 19 февраля 2018 г. №49, судебной коллегией отклоняется, как основанный на неправильном толковании обстоятельств дела.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На уважительность причины пропуска срока обращения в суд представители Администрации Алексеевского муниципального образования не ссылались, полагая его не пропущенным, не просили суд о его восстановлении.
С учетом изложенного, суд пришел обоснованному к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Доводы о необходимости установления иной рыночной стоимости участков, установленной заключением судебной экспертизы, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 14.12.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:151), от 14.12.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:152), от 30.11.2017 (кадастровый номер земельного участка 38:09:110003:153), являются незаконными и нарушающими права и законные интересы администрации Алексеевского муниципального образования, в том числе наносящему ущерб бюджету Алексеевского муниципального образования «Киренский район», в связи со значительным уменьшением платежей по договорам с ООО «Витим-лес»; судебной коллегией отклоняется, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленная Комиссией рыночная стоимость указанных участков недостоверна и необоснованна, что подтверждается представленным администрацией Алексеевского МО отчетом об оценке смежного земельного участка, является несостоятельным, так как рыночная стоимость смежного земельного участка не влияет на рыночную стоимость рассматриваемых земельных участков.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы учтены проверены и судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, то решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривают.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Иркутского областного суда от 7 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Алексеевского муниципального образования Киренского района Иркутской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Л. Каракич
Судьи Л.В. Гусарова
Н.М. Усова