ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9222/18А-019А от 09.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Ларионова Н.М. Дело №33а-9222/2018 А-019а

09 июля 2018 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Жуля А.В., Шавриной А.И.,

с участием представителя административного ответчика Прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А.,

при секретаре судебного заседания Устюговой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,

административное дело по административному иску Зырянова Михаила Юрьевича к Енисейской межрайонной прокуратуре, Прокуратуре Красноярского края об оспаривании результатов проверки,

по апелляционной жалобе административного истца Зырянова М.Ю.,

на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Зырянова Михаила Юрьевича к Енисейской межрайонной прокуратуре, Прокуратуре Красноярского края об оспаривании результатов проверки, отказать».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зырянов М.Ю. обратился с административным иском к Енисейской межрайонной прокуратуре об оспаривании результатов проверки.

Требования мотивированы тем, что по его обращению по факту незаконной организации и проведения в КГБУ «Енисейский педагогический колледж» международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» Енисейской межрайонной прокуратурой Красноярского края проведена проверка, по результатам которой дан ответ об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования. В своем обращении он указывал на то, что выставку необходимо прекратить и впредь не проводить подобные мероприятия в образовательных учреждениях, поскольку имеет место нарушение положений части 12 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части запрета создания и деятельности политических партий, религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных организациях. С результатами проверки административный истец не согласен, полагает, что проверка проведена неполно и поверхностно. Указывает на то, что основной причиной, по которой прокуратура не усмотрела оснований для запрета выставки, является крайняя занятость работников прокуратуры, спешка при принятии решений, неспособность признавать свои ошибки и принимать самостоятельные ответственные решения, возможно и ввиду того, что на рекламном плакате указано, что выставка имеет поддержку авторитетных государственных органов, таких как Министерство иностранных дел РФ. Лично для истца признание выставки, проведённой незаконно, важно тем, что она является лишь пока наиболее заметным примером нарушения законодательства об образовательном процессе. Кроме того, нарушения со стороны прокуратуры имели место и в части выдачи ответа на обращения, не подписанного заместителем прокурора П.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе Зырянов М.Ю. просит отменить решение суда, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные иску, ненадлежащую оценку судом представленных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных им требований.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Енисейского межрайонного прокурора И.И. Иванов просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя административного ответчика прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А., согласного с решением суда, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вопросы разрешения обращений граждан регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии со ст. 2 которого граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ст.10 данного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст.12 указанного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На основании ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 24 ноября 2017г. Зырянов М.Ю. обратился на личном приеме к заместителю Енисейского межрайонного прокурора П. с просьбой провести проверку в деятельности КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» в части незаконной организации выставочного проекта группы музея им. Н.К. Рериха. По мнению заявителя, данный выставочный проект религиозный, с явными признаками сектантства, в связи с чем его проведение в образовательном учреждении является нарушением п. 12 ст. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Обращение от Зырянова М.Ю. поступило в устной форме, по результатам личного приема составлена справка, обращение зарегистрировано 24 ноября 2017г. за

При обращении в прокуратуру Зырянов М.Ю. отказался сообщать свой адрес, пояснив, что за ответом придет лично, что не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения дела.

По результатам проведения проверки составлена справка, из которой следует, что старшим помощником Енисейского межрайонного прокурора Н. при участии помощника прокурора И. проведена проверка исполнения законодательства «Об образовании в Российской Федерации» в части недопущения создания и деятельности политических партий, религиозных организаций (объединений) в образовательных учреждениях, «О противодействии экстремистской деятельности» в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой установлено, что в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» осуществлена презентация международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». В перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации и запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ от 25.07.2002 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Международный Центр Рерихов, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Группа друзей Музея им. Н.К. Рериха не входят. В качестве религиозных организаций либо политических партий данные общественные организации не зарегистрированы. Нарушений не выявлено, оснований для мер прокурорского реагирования не установлено.

Также, в ходе проверки установлено, что никакой дополнительный раздаточный материал в виде брошюр либо буклетов не предлагался, специально выделенных экскурсоводов, поясняющих художественную ценность картин либо их религиозное значение, выставкой не предусмотрено.

Поскольку Зырянов М.Ю. не пришел за ответом, работники прокуратуры были вынуждены установить место его регистрации, после чего, 13 декабря 2017г. ответ был направлен почтой в его адрес.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, дав надлежащую оценку доводам и возражениям сторон, представленным доказательствам, пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным ответчиком положений Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" как в части предусматривающей срок рассмотрения обращения, так и в части направления ответа заявителю.

При этом, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца Зырянова М.Ю. о том, что ответ, направленный почтой, не был им получен, не приняв их во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о нарушении его прав со стороны административного ответчика, поскольку административный истец, сохраняя регистрацию по вышеуказанному адресу, должен предпринимать меры к получению почтовой корреспонденции. Доказательств того, что Зырянов М.Ю. до момента направления ответа почтой, лично обращался в Енисейскую межрайонную прокурату, и в выдаче ответа ему было отказано, суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанций, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.

Так, в целях проверки доводов сторон, судом направлен запрос в КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» о предоставлении информации в отношении выставочного проекта группы музея им. Н.К. Рериха о месте проведения выставки, её продолжительности, организаторах, основаниях для проведения.

Директором КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» дан ответ о том, что с 22 ноября 2017г. по 10 января 2018г. в Енисейском педагогическом колледже состоялась документальная выставка Международного Центра Рерихов "Пакт Рериха. История и современность", посвященная 143-летию Николая Рериха. Данный выставочный проект направлен на популяризацию миротворческих идей Николая Рериха, заложенных в Пакте Рериха и актуальности его идей в современном мире. Пакт Рериха - это первый в истории международный договор защиты культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью (в 1935 году его подписали 21 страна). Поэтому выставка «Пакт Рериха. История и современность» по содержанию несет огромный воспитательно-образовательный потенциал. Организатором выставки является Международный Центр Рерихов совместно с Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел Российской Федерации. Представителями Международного Центра Рериха в педагогическом колледже была красноярская группа друзей музея имени Н.К. Рериха, руководитель - П.В.А.. С 2015 г. группа организовала проведение Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в Красноярске, Железногорске, Зеленогорске, Дивногорске, Лесосибирске. Выставка была организована по рекомендации руководителя управления культуры, туризма, спорта и молодёжной политики города Енисейска.

В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица – директор КГБ ПОУ «Енисейский педагогический колледж» Погорельская Е.В. суду дала аналогичные объяснения, также пояснив, что во время открытия и во время выставки никаких призывов религиозного характера не было. Главной идеей пакта Рериха было сохранение культурного наследия, несмотря на военные конфликты. Никаких религиозных и антихристианских акцентов не было. В новостном ролике никаких религиозных тем не поднималось. Посещение выставки учащимися педагогического колледжа носило добровольный характер. Нарушения образовательного процесса допущено не было, потому что выставка не проводилась в учебное время, на образовательный процесс и реализацию образовательной программы выставка не влияла.

Международная общественная организация «Международный центр Рерихов», Международная общественная организация «Международный комитет по сохранению наследия Рерихов» зарегистрированы в качестве юридических лиц, не являются религиозными организациями либо политическими партиями, создание и деятельность которых запрещены в образовательных учреждениях, в перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», не входят.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж» нарушений положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Доводы жалобы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов материалами дела не подтверждены.

В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, сводятся к повторному изложению доводов административного истца, которые являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Зырянова М.И. - без удовлетворения.

Председательствующий судья Полынцев С.Н.

Судьи Жуль А.В.

Шаврина А.И.