ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9222/2023 от 18.10.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Коткина О.П.

УИД 38RS0031-01-2023-000041-17

Судья-докладчик Трофимова Е.Н.

№ 33а-9222/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Ларичевой И.В., Трофимовой Е.Н.,

при секретаре Моисеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1687/2023 по административному иску дачного некоммерческого товарищества «Прибрежное-2» к администрации Ушаковского муниципального образования, главе администрации Ушаковского муниципального образования С., Думе Ушаковского муниципального образования о признании незаконной выкладки проекта документа территориального планирования, обязании устранить нарушения прав

по апелляционной жалобе дачного некоммерческого товарищества «Прибрежное-2» на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 12 апреля 2023 г.

УСТАНОВИЛА:

ДНТ «Прибрежное-2» обратилось в суд с административным иском к администрации Ушаковского муниципального образования, главе администрации Ушаковского муниципального образования, Думе Ушаковского муниципального образования о признании незаконной выкладки проекта документа территориального планирования, обязании устранить нарушения прав.

В обоснование административного иска с учетом уточнений указано, что 29 апреля 2019 г. администрацией Ушаковского МО вынесено постановление № 264 «О назначении публичных слушаний о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования» и в ФГИС ТП на согласование был выложен проект изменений в генеральный план Ушаковского МО под №_2561244310200103013202209161 (карточка согласования). Проект доступен в системе с 23 ноября 2022 г.

24 мая 2022 г. решением Иркутского районного суда Иркутской области по административному делу № 2а-1373/2022 по административному исковому заявлению ДНТ «Прибрежное-2» глава Ушаковского МО С. обязан выложить в ФГИС ТП проект внесения изменений в генеральный план Ушаковского МО по включению земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят в границы населенного пункта д. Бурдаковка Иркутского района Иркутской области.

Постановление от 29 апреля 2019 г. № 264 «О назначении публичных слушаний о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования» издано без учета ранее принятых проектов от 2017 г. о внесении изменений в генеральный план Ушаковского МО.

Согласно выписке из ЕГРН от 30 мая 2018 г. № 38/173/001/2018-1501 площадь земельного участка составляла 133947 кв.м, в дальнейшем, по данным ЕГРН площадь составила 4544 кв.м, и местоположение участка в стороне от первичной постановки на государственный кадастровый учет.

На месте исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят образованы другие – кадастровые номера Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, а вместо смежной территории поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером Номер изъят.

Исходя из сути проекта внесения изменений в генеральный план, участки с кадастровыми номерами Номер изъят (новые Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят), Номер изъят и смежная территория (Номер изъят) должны быть переведены из земель лесного фонда в земли населенных пунктов для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

На сайте федеральной государственной информации системы территориального планирования (ФГИС ТП) Ы1р8://Гщ81р.есопоту.еоу.ги/ опубликован проект внесения изменений в генеральный план Ушаковского МО применительно к п. Патроны УИН (25612431020103013202211292), дата публикации 29 ноября 2022 г., в котором не учтены согласования и назначения территории спорных земельных участков, а также их площадь по отношению в ранее утвержденному проекту от 2017 г.

По поручению административного истца ООО «(данные изъяты)» 13 марта 2023 г. провело землеустроительную экспертизу, согласно выводам которой:

земельный участок с кадастровым номером Номер изъят включен в состав проекта с площадью 9.1 га. (91000 кв.м.);

земельный участок с кадастровым номером Номер изъят включен в состав проекта с площадью 13.3947 га. (133947 кв.м.).

В отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – раздел или выдел из данного земельного участка не осуществлялся с момента его образования. Проводились работы по исправлению ошибки в ЕГРН. До исправления ошибки площадь земельного участка была 91000 кв.м, а после исправления ошибки уменьшилась на 1758 кв.м, и стала 89242 кв.м. Кадастровый номер земельного участка не изменялся.

Проект под номером УИН 25612431020103013202209161 доработан и на официальном сайте ФГИС ТП размещен под новым номером УИН 25612431020103013202303031.

Земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят или их части не включены в данный проект. В проекте присутствуют смежные земельные участки, расположенные с южной стороны, относительно земельного участка с кадастровым номером Номер изъят.

Выложенный проект в ФГИС ТП не соответствует требованиям, указанным в статье 9 Градостроительного кодекса РФ. Границы земельных участков описаны неверно с наложением друг на друга и без учета ранее утвержденного проекта от 2017 года с иной площадью.

Поскольку ДНТ «Прибрежное 2» создано для осуществления деятельности по ведению садоводства, то не включение в границы населенного пункта лишает административного истца права входить в границы жилого населенного пункта поселка Бурдаковка.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 12 апреля 2023г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ДНТ «Прибрежное-2» по доверенности М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Повторяя обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, указывает, что судом не принят во внимание факт нарушения прав административного истца, выразившийся в бездействии административного ответчика. Судом не дана оценка заключению кадастрового инженера ООО «(данные изъяты)». Решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, с нарушением п. 4 ст. 330 ГПК РФ.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Основаниями для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в апелляционном порядке по доводам жалобы не установлено.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО «(данные изъяты)» выполнило работы по подготовке предложений по внесению изменений в генеральный план Ушаковского МО, в части изменения назначения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят и смежной территории (проект № 112-17.1-изм.ГП).

10 мая 2017 г. ДНТ «Прибрежное-2» обратилось к главе Ушаковского МО с заявлением, согласно которому просило включить в схему генерального плана Ушаковского МО земельные участки, как земли населенного пункта д. Бурдаковка и установить вид разрешенного использования под дачное строительство.

17 ноября 2017 г. ДНТ «Прибрежное-2» обратилось к главе Ушаковского МО, просило в связи с выполненными работами по внесению изменений в генеральный план Ушаковского МО, в части изменения назначения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят и смежной территории по договору № 112-17.1 от 11 октября 2017 г. с ООО «(данные изъяты)», назначить публичные общественные слушания и опубликовать проект на сайте.

Постановлением администрации Ушаковского МО от 24 ноября 2017 г. № 582 «О назначении публичных слушаний по проекту внесении изменений в генеральный план Ушаковского МО, в части назначения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят и смежной территории» по проекту № 112-17.1-изм ГП назначены публичные слушания и утвержден план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, а 26 декабря 2017 г. проведены публичные слушания.

В соответствии с заключением по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Ушаковского МО, в части назначения территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят и смежной территории, сделаны выводы и рекомендации о принятии проекта.

Т.е. предложение ДНТ «Прибрежное-2» главой Ушаковского МО принято, произведена разработка проекта изменений, проведены по нему общественные слушания, подготовлены материалы для размещения во ФГИС ТП.

В силу ч. 8 ст. 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:

в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа;

предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса;

на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;

предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Порядок согласования урегулирован Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

Согласно п. 3.1 данного порядка в случае поступления от федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка заключений, содержащих положения о несогласии с проектом документа территориального планирования, глава местной администрации (муниципального района, поселения, городского округа) в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, установленного статьями 21 и 25 Кодекса, для согласования проектов документов территориального планирования, принимает решение о создании согласительной комиссии.

При подготовке генерального плана проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (ч. 11 ст. 24 ГрК РФ).

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Согласно ст. 57.1 ГрК РФ Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) – информационно – аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, и необходимым для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования.

Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации:

стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

стратегия пространственного развития Российской Федерации отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

стратегии социально-экономического развития макрорегионов;

стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и планы мероприятий по их реализации;

стратегии социально-экономического развития частей территорий субъектов Российской Федерации (при наличии), стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), национальные проекты, межгосударственные программы, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения; проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов; документы территориального планирования; программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Согласно ч. 3 ст. 57.1 ГрК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что обязанность разместить во ФГИС ТП проект изменений в генеральный план возложено на главу муниципального образования.

Решением думы Ушаковского МО от 30 декабря 2015 г. № 34 утвержден Генеральный план Ушаковского МО применительно к населенным пунктам: с. Пивовариха, д. Худякова, п. Добролет, з. Поливаииха, п. Горячий Ключ, д. Новолисиха, п. Патроны, д. Бурдаковка, п. Еловый, п. Светлый, п. Солнечный.

В целях создания условий для устойчивого развития территории Ушаковского МО, создания условий для планировки его территории, с учетом положений ч.2, 3 ст. 24 ГрК РФ, постановлением администрации Ушаковского МО от 18 февраля 2019 г. № 103 «О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования» организована работа по подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Ушаковского МО и Правила землепользования и застройки Ушаковского МО.

Согласно информации администрации Ушаковского МО предложений при внесении изменений в генеральный план Ушаковского МО, внесёнными решением Думы Ушаковского МО от 30 октября 2020 г. № 46 «О внесении изменений в решение Думы Ушаковского муниципального образования от 30 декабря 2015 г. № 34 «Об утверждении генерального плана Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области применительно к населенным пунктам: с. Пивовариха, д. Худякова, л. Добролет, з. Поливаниха, п. Горячий Ключ, д. Новолисиха, п. Патроны, д. Бурдаковка, п. Еловый, п. Светлый, п. Солнечный от ДНТ «Прибрежное-2» не поступало.

Постановление администрации Ушаковского МО от 29 апреля 2019 г. № 264 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования» издано по вопросу «Внесение изменений в генеральный план Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» в соответствии с постановлением администрации Ушаковского МО в соответствии с постановлением администрации Ушаковского МО от 8 апреля 2019 г. № 185 «О подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план Ушаковского муниципального образования».

Во исполнение постановления 16 августа 2022 г. по внесению изменений в генеральный план Ушаковского МО и правила землепользования и застройки применительно к населенному пункту п. Патроны произведены публичные слушания.

Проект внесения изменений в генеральный план Ушаковского МО применительно к населенному пункту п. Патроны и материалы по его обоснованию размещены в ФГИС ТП 16 сентября 2022 г. (карточка согласования УИН 256124310201030132022:09161) – разработан в отношении населенного пункта п. Патроны и не может предусматривать включение земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, поскольку предусматривает включение их в границы населенного пункта д. Бурдаковка.

Проект внесения изменения в генеральный план Ушаковского МО по включению земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят в границы населенного пункта д. Бурдаковка от 2017 года добавлен в ФГИС ТП 29 ноября 2022 г., что подтверждается скриншотом с сайта ФГИСТ.

Добавление проекта осуществлялось в соответствии с Инструкцией по работе с Федеральной государственной системой территориального планирования (ФГИС ТП) разработанной министерством регионального развития Российской Федерации, с учетом представленных возможностей ФГИС ТП.

Документу, размещенному в ФГИС ТП, присвоен статус «Неактуальная редакция». Согласно информации, содержащейся в ФГИС ТП статус «неактуальная редакция» присваивается документам/проектам документов, если их данные не актуальны на момент размещения в ФГИС ТП. Указанные документы/проекты документов не доступны для редактирования и снятия с публикации. При размещении документов в ФГИС ТП возможность установления статусов пользователем не предусмотрено.

Присвоение оператором федеральной информационной системы - Министерством экономического развития Российской Федерации, статуса «Неактуальная редакция» обусловлено действием решения Думы Ушаковского МО от 30 октября 2020 г. № 46 «О внесении изменений в решение Думы Ушаковского муниципального образования от 30 декабря 2015 г. № 34 «Об утверждении генерального плана Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области применительно к населённым пунктам: с. Пивовариха, д. Худякова, п. Добролет, з. Поливаниха, п. Горячий Ключ, д. Новолисиха, п. Патроны, д. Бурдаковка, п. Еловый (образуемый населённый пункт), п. Светлый (образуемый населённый пункт), п. Солнечный (образуемый населенный пункт)».

При вышеуказанных обстоятельствах, учитывая, что соблюден порядок выкладки проекта в части внесения изменений в генеральный план в части изменения назначения территории в границах участков Номер изъят; Номер изъят в ФГИС ТП, проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Ушаковского МО, выложенного под номером УИН (25612431020103013202209161), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые административным истцом действия ответчиков не нарушают права ДНТ «Прибрежное-2».

Судебная коллегия также не усматривает нарушение прав и законных интересов ДНТ «Прибрежное-2», находит доводы апелляционной жалобы в этой части необоснованными.

Доводам административного истца о нарушении порядка выкладки проектов в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции дана полная развернутая оценка, и они признаны несостоятельными.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска ДНТ «Прибрежное-2», постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.

Иных доводов для отмены или изменения решения суда, обстоятельств, которые имели бы правовое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют изложенную правовую позицию в суде первой инстанции, исследованную судом, нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом по делу судебном акте. Мотивы, по которым суд признал заявленные истцом требования необоснованными и отклонил приведенные им в судебном заседании доводы, подробно приведены судом в обжалуемом судебном решении. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного судом решения не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как об этом указывает представитель административного истца в апелляционной жалобе.

Выводы суда первой инстанции относительно вида судопроизводства, в котором подлежали рассмотрению заявленные требования, обоснованы, поскольку им постановлено правильное по существу решение суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 12 апреля 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Л.Л. Каракич

Судьи И.В. Ларичева

Е.Н. Трофимова