ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9264/19 от 30.07.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Болочагин В.Ю. адм. дело N 33А-9264/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Сивохина Д.А. и Осиповой С.К.,

при секретаре Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 21 мая 2019 г., принятое по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Департамента градостроительства городского округа Самара, возложении обязанности осуществить действия.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

установила:

Департаментом градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) по заявлению ФИО1 предоставлена выписка от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01 из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД г. о. Самара), содержащая сведения о принадлежащем последнему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером По сведениям ИСОГД г.о. Самара данный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности ПК-1 по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее – Правила застройки и землепользования в г.Самаре), при этом в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) действие градостроительного регламента на него не распространяется. Также, как следует из указанной выписки, земельный участок с кадастровым номером находится на территории, в отношении которой постановлением администрации городского округа Самара от 11 декабря 2014 г. N 1878 утверждена документация по планировке территории в границах <адрес> (далее - Постановление N 1878).

Поскольку изложенные выше сведения ИСОГД г.о. Самары послужили основанием для приостановления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) кадастрового учета изменения вида разрешенного использования данного объекта недвижимого имущества, ФИО1, полагая данные сведения недостоверными, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Департамента по предоставлению из ИСОГД г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01, о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах территорий общего пользования, на которую не распространяется действие градостроительного регламента. Административным истцом также заявлены требования возложить на Департамент обязанность устранить нарушение его прав путем выдачи в течение 10 календарных дней после вступления выписки из ИСОГД г.о. Самара, содержащей сведения о том, что названный земельный участок не относится к территории общего пользования и на него распространяется градостроительный регламент территориальной зоны ПК-1. Кроме того, истец просил установить, что решение суда по данному административному иску является основанием для внесения Управлением Росреестра по Самарской области в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "деловое управление".

Решением Ленинского районного суда города Самары от 12 апреля 2018 г. административный иск удовлетворен. Обжалуемые действия Департамента признаны незаконными; на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и интересов ФИО1

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 июня 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Резолютивная часть решения Ленинского районного суда города Самары от 12 апреля 2018 г. дополнена указанием о возложении на Департамент обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать административному истцу выписку из ИСОГД г.о. Самара в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:06240001:225 без указания норм законодательства об ограничениях, связанных с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования.

Определением судьи Самарского областного суда от 21 сентября 2018 г. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Определением судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2019 г. решение Ленинского районного суда города Самары от 12 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19 июня 2018 г. отменены.

Дело передано на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Самары в ином составе судей.

В ходе нового рассмотрения ФИО3 руководствуясь частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представил уточненное исковое заявление, в котором просил признать незаконными действия Департамента по предоставлению из ИСОГД г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01, о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах территорий общего пользования, на которую не распространяется действие градостроительного регламента.

ФИО3 также просил возложить на Департамент обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение его прав и законных интересов путем внесения в ИСОГД г.о. Самара сведений, исключающих нахождение земельного участка с кадастровым номером в границах территории общего пользования.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 21 мая 2019 г. в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права

В соответствии с п. 1 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в ст. 310 КАС РФ.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок и основания принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 (далее - Положение), информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в п. п. "а" - "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района. В частности, к сведениям, подлежащим включению в указанные системы, относится основная часть проекта планировки территории (п. 8 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ).

Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 56 ГрК РФ).

Информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности (п. 5 Положения).

Как следует из ч. 1.1 ст. 57 ГрК РФ, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется в том числе органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных ч. 4 ст. 56 Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с ч. 1.2 и 1.3 данной статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных ч. 7.1 ст. 56 ГрК РФ.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 9 Положения).

Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе размещаемые в указанных информационных системах уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц (ч. 6 ст. 57 ГрК РФ).

Согласно п. 13 Положения предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы, в котором указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней со дня представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений (п. 16 Положения).

Из содержания приведенных норм следует, что уполномоченные органы местного самоуправления представляют по запросам заинтересованных лиц сведения, в том числе установленные документацией по планировке территории, которые содержатся в данных системах в неизмененном виде, и как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования и актуализации.

С учетом изложенного в рамках проверки действий Департамента по предоставлению сведений ИСОГД г.о. Самара по настоящему делу подлежали установлению следующие обстоятельства: какие сведения были запрошены административным истцом в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 63:01:0624001:225; соблюден ли Департаментом порядок их предоставления и соответствуют ли указанные в выписке сведения документам, на основании которых эти сведения внесены в ИСОГД г.о. Самара.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 300 кв.м, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права 63-АК N 086548, дата выдачи 11 февраля 2013 г.).

По сведениям ИСОГД г.о. Самара данный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности ПК-1 по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61.

С целью привидения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии Правилами застройки и землепользования в г.Самаре ФИО1 21 ноября 2017 г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении вида использования земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «деловое управление».

Управлением Росреестра по Самарской области государственный кадастровый учет согласно уведомлению от 24 ноября 2017 г. был приостановлен по причине отсутствия в ЕГРН сведений о границе территориальной зоны, в которой расположен учитываемый земельный участок, ФИО1 рекомендовано представить документ, содержащий актуальную информацию о расположении земельного участка в определенной территориальной зоне.

Департаментом по заявлению ФИО1 предоставлена выписка от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01 из ИСОГД г. о. Самара, содержащая сведения о принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером . По сведениям ИСОГД г.о. Самара данный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V - IV классов вредности ПК-1 по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г.Самаре, при этом в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента на него не распространяется. Из указанной выписки также следует, что земельный участок с кадастровым номером находится на территории, в отношении которой постановлением N 1878 утверждена документация по планировке территории в границах <адрес>.

Указанная выписка предоставлена ФИО1 в Управление Росреестра по Самарской области, после чего государственный кадастровый учет был приостановлен до 24 февраля 2018 г. по мотиву нераспространения на земельный участок действия градостроительного регламента.

Будучи несогласным с действиями Департамента по предоставлению из ИСОГД г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01 о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах территории общего пользования, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением об их оспаривании и о восстановлении нарушенного права.

Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку установил, что оспариваемые действия Департамента соответствуют нормативным правовым актам, следовательно указанная выше совокупность условий для признания оспариваемых действий незаконными отсутствует.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд счел доказанным факт соблюдения Департаментом порядка предоставления запрошенных ФИО1 сведений и соответствия указанных в выписке сведений документам, на основании которых эти сведения внесены в ИСОГД г.о.Самара.

Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых административным истцом действий Департамента соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статей 59, 60, 61 и 84 КАС РФ, и согласуются с положениями ГрК РФ, Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией в силу того, что Департаментом предоставлены сведения, которые запрашивал ФИО1 и которые являются актуальными (достоверными) и соответствующими действующим документам градостроительной планировки.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые действия Департамента по предоставлению из ИСОГД г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от 19 декабря 2017 г. N Д05-01-01/14184-01 о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах территорий общего пользования, на которую не распространяется действие градостроительного регламента являются законными и обоснованными, а выводы суда о соответствии данных действий нормативным правовым актам основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ оценку.

При данных обстоятельствах решение районного суда отмене не подлежит, а апелляционная жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –