Судья Асабаева Д.Т. адм. дело №33А-9297/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 августа 2021 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А., судей Клюева С.Б. и Ромадановой И.А., при секретаре Туроншоевой М.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2327/2021 по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя по доверенности Королева Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 24 мая 2021 года, Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия установила: Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, министру социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 о признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований указано, что письмом от 21.01.2021 г. №06346 Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в адрес Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Однако в установленный постановлением от 28.11.2018 г. №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видом деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» десятидневный срок ответ административного ответчика на обращение в адрес административного истца не поступил. Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии, выразившемся в нарушении установленных сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1, выразившееся в нарушение сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности. Протокольным определением суда от 04.05.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководитель Департамента ресурсного обеспечения и организации закупок ФИО2 Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 24 мая 2021 года в удовлетворении административного иска оставлен без удовлетворения. В апелляционной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» ставит вопрос об отмене решение суда, полагает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ. В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ). Порядок рассмотрения обращений граждан РФ предусмотрен нормами Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ). В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст.17 Федерального закона от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений »). В соответствии с п.3.1. Устава Благотворительного Регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» для достижения уставных целей, Движение имеет право в обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками Движения. Данное полномочие утверждено компетентным федеральным органом государственной власти в лице Министерства юстиции Российской Федерации. Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 21.01.2021 г. Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» в адрес министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 в форме электронного документа направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запрос порядка взаимодействия. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» устанавливает для исполнительной власти субъектов Российской Федерации: «учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности». При этом, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации). Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г. Москве 3-5 декабря 2018 г. включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2018 года, и утверждены Президентом Российской Федерации 16.01.2019 № Пр-38ГС. Государственный совет Российской Федерации (далее - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета, в том числе, являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. (Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»). Таким образом, решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 ст. 17.3 Федерального закона №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Правительством РФ принято постановление от 28.11.2018 г. №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видом деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее по тексту Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями), которым утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организация с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями. В соответствии с пунктами 2,3,4 указанного Порядка, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию: а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо; б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо; в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц; г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии); д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии); е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения. В соответствии с Положением о департаменте организации социального обслуживания, опеки и попечительства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее -департамент) департамент является структурным подразделением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. К основным задачам департамента относится, в том числе, обеспечение социального обслуживания безнадзорных детей, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями и других категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В рамках задач департамента к функциям департамента относится рассмотрение письменных обращений, заявлений и жалоб граждан, организаций и государственных органов и подготовка ответов в пределах своей компетенции, организация работы по проведению социокультурных, организационных, научных мероприятий в учреждениях социального обслуживания, а также по проблемам благополучия семьи и детей Самарской области, взаимодействие с органами исполнительной власти Самарской области, ведомствами, организациями, СМИ в сфере деятельности департамента, взаимодействие с общественными организациями в сфере социального обслуживания населения, социальной адаптации отдельных категорий граждан (прилагается). Кроме того, обязанность по контролю и координации деятельности государственных служащих департамента, а также координация деятельности специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплена в должностном регламенте заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области - руководителя департамента организации социального обслуживания, опеки и попечительства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 Согласно приказу министерства от 01.01.2018 г. №488 «О предоставлении полномочий» на заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководителя департамента организации социального обслуживания, опеки и попечительства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 возложены полномочия по подписанию документов, связанных с организацией и проведением конкурсов, комиссий, мероприятий программ, организация которых относится к вопросам деятельности департамента, а также по подписанию ответов, информационно-методических писем, запросов в подведомственные министерству учреждения и иных писем по вопросам относящимся к компетенции департамента. Из материалов дела следует, что предложение организатора Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 21.01.2021 г., направленное в адрес министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 в форме электронного документа, зарегистрировано министерством 22.01.2021 г. и в соответствии с выше указанными положениями письмо добровольческой организации отписано ФИО2, что следует из резолюции. 05.02.2021 г. заместителем министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 дан ответ на предложение организатора добровольческой деятельности, согласно которому министерство полагает возможным рассмотреть вопрос о сотрудничестве в рамках реализации проекта с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и в целях организации указанного сотрудничества просит предоставить информацию: план проводимых мероприятий с указанием конкретной даты, численности и категории участников в соответствии с темой вебинара; информацию об источниках финансирования; детальные предложения по организации взаимодействия. Сообщено, что информацию необходимо направить в адрес электронной почты: bykreeva@socio.samregion.ru. При этом, из представленной в суд апелляционной инстанции скрин-копии страницы электронной почты - bykreeva@socio.samregion.ru, следует, что по адресу 8817@apmo.ru направлен ответ заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 от 05.02.2021г., в ответном письме от 08.02.2021г. на который от адвоката Юриса Королева получено сообщение следующего содержания «Ответы на все вопросы и пояснения содержатся в предложении. Детальные пояснения получите в рамках административного судопроизводства», имеются вложения: 06358Предложение08022021на31л.pdf.sig; 06358Предложение08022021на31л.pdf.; 28516Доверенность28012021на2л.pdf. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 13.05.2021г., вступившим в законную силу 16.06.2021г. признано незаконным бездействие заместителя министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководителя Департамента ресурсного обеспечения и организации закупок ФИО2, выразившиеся в нарушении сроков принятия решения по предложению организатора добровольческой деятельности от 08.02.2021 г. № 06358. Установив, что обращение – предложение организатора Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 21 января 2021 г. № 06346 рассмотрено административным ответчиком с соблюдением сроков, установленных действующим законодательством, на него 5 февраля 2021 г. дан ответ исх. 5-11/72, в котором указано на возможность рассмотрения вопроса о сотрудничестве в рамках реализации проекта с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и в целях организации указанного сотрудничества и содержится просьба предоставить информацию об источниках финансирования и детальные предложения по организации взаимодействия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии по делу необходимой совокупности условий, предусмотренных КАС РФ для признания оспариваемого бездействия незаконным. Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств получения ответа на предложение, оформленного в виде решения государственного органа в соответствии с требованиями профильного законодательства, опровергаются материалами административного дела и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену или изменение судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда определила: решение Октябрьского районного суда г.Самары от 24 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя по доверенности Королева Ю.В. - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Мотивированное определение изготовлено 25 августа 2021 г. Председательствующий – Судьи – |