ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9308/20 от 08.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-9308/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2020 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Чабаник Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Красноперекопска Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Государственное унитарное предприятие «Институт стратегического планирования» о понуждении выполнить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации города Красноперекопска Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 1 сентября 2020 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил обязать Администрацию города Красноперекопска Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять организационные и практические меры по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией города Красноперекопска Республики Крым требований градостроительного законодательства, в ходе которой, установлены нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку до настоящего времени информационная система обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым в установленном порядке не ведется. При этом, в силу пункта 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Указывает, что Администрацией города Красноперекопска Республики Крым не выполнены возложенные федеральным законодательством обязанности по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа. Обращение с настоящим исковым заявлением в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц указанными сведениями необходимо для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства и является условием эффективного управления развитием территорий.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 1 сентября 2020 г. административное исковое заявление Заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора удовлетворено. На Администрацию города Красноперекопска Республики Крым возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять организационные и практические меры по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым, признав бездействие Администрации города Красноперекопска в части непринятия указанных мер незаконным.

Не согласившись с решением суда, Администрацией города Красноперекопска Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывают, что ими организованы мероприятия по подготовке сведений, документов и материалов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Материалы, документы, информация, необходимая к внесению в ИСОГД, внесена в федеральную государственную информационную систему документов территориального планирования, а также систематизируется и ведется в бумажном виде. Ссылаются на то, что муниципальный ИСОГД в электронном виде не ведется по причине отсутствия программного продукта на региональном уровне, обеспечивающего электронное информационное взаимодействие с федеральным уровнем с раздачей на муниципалитеты в установленном законом порядке. Указывают, что Министерством строительства и архитектуры Республики Крым в настоящее время ведется работа по приведению нормативных правовых актов Республики Крым в соответствие с действующим законодательством. В текущем году Министерством строительства и архитектуры Республики Крым заключен государственный контракт по объекту закупки «Ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым (ГИСОГД РК)». В результате исполнения указанного контракта к 2022 году ГИСОГД РК будет введена в промышленную эксплуатацию, обеспечен доступ органам, уполномоченным на ее ведение, а сведения, документы и материалы, размещаемые в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, будут размещены в ГИСОГД РК.

В судебном заседании представитель Администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Государственного унитарного предприятия «Институт стратегического планирования» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией города Красноперекопска Республики Крым требований градостроительного законодательства, в ходе, которой установлено, что предусмотренные законом обязанности по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым, и предоставлению сведений, документов и материалов, содержащихся в указанной системе, не исполняются.

9 февраля 2019 г. в адрес Администрации города Красноперекопска Республики Крым было направлено представление №05-15-2019, в котором указывалось, что проведенной проверкой установлено, что организационные и практические меры по созданию информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде организационного систематизированного свода документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной длительности сведений в текстовой форме и в виде карт (схем) на электронных носителях, не приняты.

Рассмотрев данное представление, в адрес межрайонного прокурора Администрацией направлен ответ от 1 марта 2019 г. №02.01-24/391, в котором сообщалось, что без наличия созданной на региональном уровне Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с раздачей муниципалитетам и доступа таким, невозможно формирование и ведение ИСОГД на местном уровне. Во ФГИС ТП Администрацией необходимые документы территориального планирования и градостроительного зонирования размещены. В электронном виде и на бумажном носителях материалы, документы, информация, необходимая к внесению в ИСОГД систематизируется и ведется.

Также, 26 марта 2020 г. в адрес Администрации города Красноперекопска Республики Крым было направлено представление №Исорг-20350015-951-20/-20350015, в котором в том числе указывалось, что в нарушение статей 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией города Красноперекопска не обеспечивается ведение информационной системы.

По результатам рассмотрения данного представления, Администрацией города Красноперекопска дан ответ от 27 апреля 2020 г. №02-01-24/939, согласно которому между Администрацией города Красноперекопска Республики Крым и Министерством строительства и архитектуры Республики Крым заключено соглашение об информационном взаимодействии. Материалы, документы, информация, необходимая к внесению в ИСОГД, внесены в ФГИС ТП, а также систематизируются и ведутся в бумажном виде. Муниципальный ИСОГД в электронном виде не ведется по причине отсутствия программного продукта на региональном уровне, обеспечивающего электронное информационное взаимодействие с федеральным уровнем с раздаче на муниципалитеты в установленном законом порядке. Отсутствие возможности у органа местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым направлять в соответствии с действующим законодательством в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности также подтверждается письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 3 августа 2020 г. исх.№4283/02-15.

Удовлетворяя исковые требования и признавая бездействие незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией города Красноперекопска Республики Крым не выполнены возложенные федеральным законодательством на нее, как на орган местного самоуправления, обязанности по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 29 статьи 47 Устава муниципального образования городского округа Красноперекопск Республики Крым, принятого решением Красноперекопского городского совета от 27 ноября 2014 г. №54-1/14, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, отнесено к полномочиям администрации города Красноперекопска Республики Крым.

В соответствии с положениями пункта 6 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесено ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения (часть 1).

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах (часть 2).

Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (часть 3).

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) предусмотренные схемами территориального планирования Российской Федерации карты планируемого размещения объектов федерального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации;

2) предусмотренные схемами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемами территориального планирования субъектов Российской Федерации карты планируемого размещения объектов регионального значения и положения о территориальном планировании применительно к территории субъекта Российской Федерации;

3) предусмотренные схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, генеральными планами городских округов карты планируемого размещения соответственно объектов местного значения муниципального района, объектов местного значения поселения, объектов местного значения городского округа, карты функциональных зон, а также положения о территориальном планировании;

4) региональные нормативы градостроительного проектирования;

5) местные нормативы градостроительного проектирования;

6) правила землепользования и застройки;

7) правила благоустройства территории;

8) основную часть проекта планировки территории;

9) основную часть проекта межевания территории;

10) материалы и результаты инженерных изысканий;

11) сведения о создании искусственного земельного участка;

12) сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон;

13) положение об особо охраняемой природной территории, лесохозяйственные регламенты лесничества, расположенного на землях лесного фонда;

14) план наземных и подземных коммуникаций, на котором отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, в том числе на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, едином государственном реестре заключений;

15) решения о резервировании земель или решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

16) дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках;

17) иные сведения, документы, материалы (часть 4)

В соответствии с частью 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.

Как следует из части 1.1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных частью 4 статьи 56 настоящего Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 настоящего Кодекса, осуществления иных полномочий в области градостроительной деятельности с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

Частью 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, а также в случаях, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения указанных автоматизированных государственных информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». Указанным постановлением утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее также – Положение).

Пункт 1 настоящего Положения определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационная система), а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной.

В соответствии с Положением информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в п. п. «а» - «з» п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района (пункт 3)

Информационная система состоит: из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации; из дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности (пункт 5).

Сведения, подлежащие размещению в информационной системе и полученные в соответствии с частью 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации от органов государственной власти или органов местного самоуправления, регистрируются в книге учета сведений в день их поступления. В течение 14 дней с даты регистрации указанные сведения должны быть размещены в информационной системе (пункт 8).

Сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе (пункт 10).

Порядок ведения ИСОГД также регулируется приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 августа 2007 г. № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» (вместе с «Положением о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности», «Положением о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров»).

В соответствии с пунктом 3.26 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 156 в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке обеспечивает ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым.

Пояснениями специалиста ФИО2 в судебном заседании установлено, что в соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение государственной информационной системы возложено на Министерство строительства и архитектуры Республики Крым. В настоящее время ведутся работы по введению данной системы в эксплуатацию, которое будет завершено в 2021 году. Администрации муниципалитетов Республики Крым должны актуализировать информацию, перевести ее в цифровой вид, то есть привести ее в надлежащий вид до запуска системы. Администрация города Красноперекопска Республики Крым предоставила необходимую информацию в адрес Министерства строительства и архитектуры Республики Крым.

Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судебной коллегий, 3 августа 2020 г. Министерством строительства и архитектуры Республики Крым в адрес глав муниципальных образований Республики Крым направлено письмо №4283/02-15 в котором сообщалось о том, что во исполнение части 10 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в 2019 году Министерством строительства и архитектуры Республики Крым из национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации получены необходимые материалы и типовое тиражируемое программное обеспечение для создания ГИСОГД РК, осуществлена работа по настройке, пуску и наладке сервера, а так же установке среды виртуализации и типового тиражируемого программного обеспечения. С целью надлежащего исполнения требований, определенных Правилами к государственным информационным системам обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации Государственной программой развития строительной отрасли Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 г. № 700, в 2020-2021 гг. предусмотрено бюджетное финансирование мероприятий по ведению (развитию) ГИСОГД РК. В текущем году Министерством строительства и архитектуры Республики Крым заключен государственный контракт по объекту закупки «Ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым (ГИСОГД РК)». В результате исполнения указанного контракта к 2022 году ГИСОГД РК будет введена в промышленную эксплуатацию, обеспечен доступ органам, уполномоченным на ее ведение, а сведения, документы и материалы, размещаемые в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности муниципальных районов и городских округов, будут размещены в ГИСОГД РК. В связи с чем, рекомендовано незамедлительно приступить к организации мероприятий по подготовке сведений, документов и материалов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации для размещения в ГИСОГД РК.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Администрацией города Красноперекопска в настоящее время материалы, документы, информация, необходимая к внесению в ИСОГД ведутся в бумажном виде. Определен перечень сведений, документов, материалов, подлежащих размещению Администрацией города Красноперекопска Республики Крым в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым.

Распоряжением Администрации города Красноперекопска Республики Крым от 18 ноября 2020 г. №193-р начальник отдела архитектуры управления муниципального имущества, архитектуры и земельных отношений Администрации города Красноперекопска Республики Крым ФИО3 назначен ответственным лицом за ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Республики Крым.

Таким образом, поскольку в силу части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности обеспечиваются Министерством строительства и архитектуры Республики Крым и на основании заключенного контракта ГИСОГД РК будет введена в промышленную эксплуатацию и обеспечен доступ органам, уполномоченным на ее ведение к 2022 году, а в настоящее время ответчиком материалы, документы, информация, необходимая к внесению в ИСОГД ведутся в бумажном виде, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Администрацию города Красноперекопска Республики Крым обязанности принять организационные и практические меры по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым.

В части признания судом первой инстанции незаконным бездействия Администрации города Красноперекопска, судебная коллегия отмечает следующее.

Правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел являются задачами административного судопроизводства (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Требование обоснованности судебного решения предполагает необходимость подтверждения имеющих значение для дела фактов исследованными судом доказательствами, отвечающими критериям относимости и допустимости, либо обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании. Решение должно содержать исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных по делу фактов.

Соответствующая правовая позиция приведена в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

Приведенные выше положения части 1 статьи 176 и части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются процессуальными гарантиями реализации права на судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения судом предмета судебного разбирательства.

Предъявляя в суд административный иск, административный истец должен сформулировать требование к административному ответчику о признании незаконными конкретного решения, действия или бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, вытекающее из спорного правоотношения (пункт 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора не заявлял требования о признании незаконным бездействия по непринятию организационных и практических мер по ведению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Красноперекопск Республики Крым, ни в административном иске, ни путем подачи письменного заявления об изменении предмета административного иска.

Действующим законодательством не предусмотрено право суда в рассматриваемом случае выйти за пределы заявленных требований.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу вышел за пределы заявленных исковых требований.

Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 1 сентября 2020 г. подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 1 сентября 2020 г., - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Красноперекопска Республики Крым, заинтересованные лица – Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Государственное унитарное предприятие «Институт стратегического планирования» о понуждении выполнить определенные действия, - отказать.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова