ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-930/2017 от 07.04.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Перелыгина И.В. Дело № 33а-930/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 апреля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

судей: Бондаревой Н.А., Простомолотова О.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Города Томска о признании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка незаконным, возложении обязанности подготовить и выдать испрашиваемый план

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 28 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя администрации Города Томска ФИО3, считавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Города Томска, в котором просила признать незаконным решение администрации Города Томска от 26.08.2016 № 01-01-21/1957 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/; обязать администрацию Города Томска подготовить и выдать градостроительный план данного земельного участка.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является собственником названного земельного участка, предназначенного под строительство и последующую эксплуатацию индивидуального жилого дома. 05.07.2016 она обратилась муниципальное бюджетное учреждение «Архитектурно-планировочное управление» с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа. Обжалуемым решением в его подготовке было отказано на том основании, что в соответствии с постановлением администрации Города Томска от 25.11.2013 № 2310-з «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории поселка Наука в городе Томске» принадлежащий ей земельный участок расположен в габаритах красных линий магистральной дороги общегородского значения - /__/, на ее земельном участке предусмотрено строительство объекта транспортной инфраструктуры, в связи с чем в силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план не может быть подготовлен. Ссылаясь на то, что градостроительный план земельного участка по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях применительно к конкретному земельному участку. Подготовка и выдача градостроительного плана по заявлению собственника, либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

Определением судьи Советского районного суда г. Томска от 20.12.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Архитектурно-планировочное управление» (далее – МБУ «АПУ»).

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1 с участием её представителей ФИО2 и ФИО4, которые настаивали на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска ФИО3 просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснил, что ФИО1 отказано в выдаче градостроительного плана на основании пункта 2 Положения о порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 12.09.2014 № 905, в связи с противоречием намерений застройщика положениям утвержденной градостроительной документации города.

Представитель заинтересованного лица МБУ «АПУ» ФИО5 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Обжалуемым решением суд отказал в удовлетворении административного иска ФИО1

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение. Приводит доводы о несогласии с отказом в выдаче градостроительного плана земельного участка, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что реализация права на получение градостроительного плана земельного участка не находится в зависимости от целей, для которых данный документ испрашивается. При этом градостроительная документация, содержащая параметры и ограничения возможного строительства на данном земельном участке, не может служить основанием к отказу в подготовке и выдаче испрашиваемого градостроительного плана. Ссылаясь на статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указывает, что градостроительный план утверждается применительно к земельным участкам как предназначенным для строительства, так и не подлежащим застройке. Отказ администрации Города Томска препятствует реализации ее прав собственника в отношении принадлежащего ей земельного участка.

Относительно апелляционной жалобы администрацией Города Томска и МБУ «АПУ» поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, представителя МБУ «АПУ», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В части 17 статьи 46 этого же Кодекса отмечено, что в случае, если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В целях установления порядка подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, на основании статей 3, 8, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 16 и 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации Города Томска от 12.09.2014 № 905 утверждено Положение о порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, пунктом 2 которого предусмотрено, что заявление, содержащее намерения, не соответствующие требованиям действующего законодательства и (или) муниципальным правовым актам и связанные с подготовкой градостроительного плана земельного участка, не является основанием для подготовки градостроительного плана земельного участка.

Постановлением администрации Города Томска от 20.05.2014 № 398 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа». Одним из оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги названо то, что земельный участок не является застроенным и не предназначен для строительства (подпункт 4 пункта 2.13).

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора дарения от 22.04.2010 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство и последующую эксплуатацию индивидуального жилого дома.

В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке сроком на 10 лет административный истец 21.06.2016 обратилась в администрацию Города Томска с соответствующим запросом.

В ответе на данное обращение от 21.06.2016 было указано, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по существу необходимы, в том числе: градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка.

05.07.2016 ФИО1 обратилась с запросом в МБУ «АПУ» о подготовке градостроительного плана земельного участка на принадлежащий ей участок, указав, что объекты капитального строительства на участке отсутствуют.

По результатам рассмотрения в адрес заявителя администрацией Города Томска 26.08.2016 направлен ответ № 01-01-21/1957, содержащий отказ в предоставлении данной муниципальной услуги со ссылками на положения части 1 статьи 44, части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения о порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, утверждённого постановлением администрации Города Томска от 12.09.2014 № 905. Отказ мотивирован тем, что земельный участок, в отношении которого подано заявление о подготовке градостроительного плана, в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования «Город Томск» расположен на территории, на которой планируется размещение магистральной дороги общегородского назначения продолжение /__/, с выходом в Академгородок, являющейся частью малого транспортного кольца. Также указано, что в соответствии с постановлением администрации Города Томска от 25.11.2013 № 2310-з «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории поселка «Наука» в городе Томске» рассматриваемый земельный участок расположен в габаритах красных линий магистральной дороги общегородского значения – продолжение /__/, на котором предусмотрено строительство объекта транспортной инфраструктуры.

Разрешая заявленные ФИО1 требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащий на праве собственности административному истцу земельный участок в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории находится в границах планируемого линейного объекта (автомобильной дороги). В связи с тем, что намерения застройщика по строительству индивидуального жилого дома противоречат положениям утвержденной градостроительной документации города, суд пришел к выводу о законности принятого администрацией Города Томска решения об отказе в выдаче градостроительного плана на названный участок.

Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, направленные на критику судебного решения, выводов суда не опровергают и не являются основанием к его отмене.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).

Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, а также границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, к которым в том числе относятся автомобильные дороги, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Действительно, сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы. Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, на стадии выдачи разрешения на строительство происходит проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Из пункта 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, а также утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Данные акты представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными. Ими предусмотрено отнесение территории, на которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, к зоне инженерной и транспортной инфраструктуры на которой планируется размещение магистральной дороги общегородского значения – продолжение /__/.

В свою очередь постановлением администрации Города Томска № 2310-з от 25.11.2013 утвержден проект планировки и проект межевания территории поселка ИЖС «Наука» в городе Томске, в соответствии с которым земельный участок административного истца расположен в габаритах красных линий магистральной дороги общегородского значения - продолжение /__/.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Изложенное позволяет заключить, что документами территориального планирования в совокупности с документацией по планировке территории, которые являются действующими, спорный земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен в красных линиях магистральной дороги общегородского значения, то есть не может быть использован для строительства индивидуального жилого дома.

Вопрос о законности запрета на строительство в зоне расположения принадлежащего административному истцу земельного участка находится за пределами предмета оспаривания по настоящему делу.

Из материалов дела следует и было подтверждено представителем административного истца в суде апелляционной инстанции, что градостроительный план требуется ФИО1 для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, градостроительный план земельного участка является для административного истца одним из необходимых документов, необходимых для осуществления такого строительства, а не справочным (ознакомительным) документом.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, судебная коллегия соглашается с наличием в данном случае оснований для отказа в выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в связи с противоречием намерений застройщика положениям утвержденной градостроительной документации, что предусмотрено пунктом 2 Положения о порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 12.09.2014 № 905.

Доводы апелляционной жалобы со ссылками статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что градостроительный план утверждается применительно к земельным участкам как предназначенным для строительства, так и не подлежащим застройке, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

Так, статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит общие положения о назначении и видах документации по планировке территории, к которой в силу части 5, помимо проекта планировки территории и проекта межевания территории, относится и градостроительный план земельного участка. В частях 2 и 3 приведенной нормы указано, что подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

При этом особенности подготовки градостроительных планов земельных участков установлены в статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из содержания части 1 которой следует, что подготовка градостроительных планов осуществляется в отношении земельных участков либо застроенных, либо предназначенных для строительства объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).

Рассматриваемый земельный участок в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории не предназначен для строительства объектов капитального строительства.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов ФИО1, указав, что административный истец имеет возможность на реализацию своих прав иными способами, в том числе, в порядке гражданского судопроизводства.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны позиции административного истца и его представителей в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном решении.

Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, материальный закон применен верно и процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: