ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9311/2022 от 28.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Бардин М.Ю. Дело № 33а-9311/2022

г. Красногорск МО

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам

Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Климовского Р.В., Соколовой Н.М.,

при секретаре - помощнике судьи Трибой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 марта 2022 года апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения от <данные изъяты> № КУВД-001/2021-21600192/4 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, обязании осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области – ФИО2, ФИО1,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований – л.д. 156) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав; просила суд обязать административного ответчика осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности административного истца в отношении объекта недвижимости - жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г/о Истра, д. Павловское, СНТ «Сокол-2» ВМФ, <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указала, что <данные изъяты> обратилась к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050116:274; к заявлению прилагался подготовленный кадастровым инженером технический план здания. Сначала кадастровый учет и регистрация права были приостановлены, затем вынесено оспариваемое решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.

По утверждению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, нарушает ее права и интересы, поскольку все необходимые документы в уполномоченный орган были представлены; разъяснений о том, каким образом должен быть указан адрес объекта недвижимости, от ответчика получить не удалось.

Решением Истринского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 года требования административного истца удовлетворены: суд признал незаконным оспариваемое решение от <данные изъяты><данные изъяты> и обязал Управление Росреестра по <данные изъяты> осуществить кадастровый учет в отношении дома по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 159-161, 170).

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, ошибочное истолкование материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.

Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва ФИО1 на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ, Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом) (пункт 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 согласно свидетельству на право собственности <данные изъяты>, выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 13-15), является собственником земельного участка площадью 1027,00 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> Право собственности ФИО1 в ЕГРН не зарегистрировано, однако участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:08:0050116:274, правообладателем значится ФИО1 (л.д. 16).

<данные изъяты>ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о кадастровом учете и регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на данном земельном участке (л.д. 128, 129), приложив к заявлению технический план здания, подготовленный кадастровым инженером на основании представленной ФИО1 Декларации об объекте недвижимости (л.д. 60-64).

<данные изъяты> Управление приостановило кадастровый учет и государственную регистрацию права, указав, что с заявлением о кадастровом учете и государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; в Декларации некорректно заполнена строка «Адрес (местоположение) объекта недвижимости»; в техническом плане некорректно заполнена строка «7» («Адрес объекта недвижимости) раздела «Характеристики объекта недвижимости» (л.д. 72-73).

В целях устранения отмеченных регистратором недостатков административный истец дважды представлял в уполномоченный орган откорректированные технические планы зданий, обращался с заявлением о разъяснении того обстоятельства, в чем заключается некорректность указания на адрес объекта недвижимости, разъяснений не получил.

Решением Управления Росреестра по <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, поскольку в Декларации некорректно заполнена строка «Адрес (местоположение) объекта недвижимости», не представлен оригинал договора дарения земельного участка и садового дома от 1994 года (л.д. 37-38).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями части 12 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ, согласно которым до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно части 13 указанной выше статьи при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия:

1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

В целях кадастрового учета вновь возведенного (иное не доказано) объекта недвижимости и регистрации права собственности на него ФИО1 представила в уполномоченный орган документы, предусмотренные вышеуказанной правовой нормой, а именно: технический план и правоустанавливающий документ на земельный участок - свидетельство на право собственности, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <данные изъяты> в 1995 году. Требование о предоставлении договора дарения участка не основано на законе.

Действительно, ФИО1 не заполнила графы раздела 2 Декларации об объекте недвижимости «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» (л.д. 60).

Вместе с тем, согласно пункту 12 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений (приложение N 4 к приказу Минэкономразвития от <данные изъяты><данные изъяты>) в реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра. В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса объекта недвижимости, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", адрес объекта недвижимости вносится в Декларацию на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в строке "Иное" указывается местоположение объекта недвижимости с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара), а также, при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения.

Во исполнение данных требований ФИО1 в строке «Иное» Декларации указала следующий адрес заявленного к учету объекта недвижимости: <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 61), - в установленном порядке адрес объекту недвижимости никогда не присваивался.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что некорректное указание административным истцом в Декларации адреса вновь возведенного объекта недвижимости не могло послужить основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета и регистрации права: кадастровый инженер в техническом плане подтвердил, что здание возведено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в ЕГРН имеются сведения об адресе данного земельного участка. На наличие иных причин к отказу в кадастровом учете и регистрации права, кроме как указанных в уведомлении от <данные изъяты>, административный ответчик в ходе судебного разбирательства не ссылался.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта как основанного на материалах дела и не противоречащего требованиям закона.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что в тексте обжалуемого решения упомянут межевой план, который в уполномоченный орган не поступал, не опровергает правомерность обжалуемого судебного акта, - допущенная судом описка подлежит исправлению в порядке статьи 184 КАС РФ.

Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции; они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы. Доводы апеллянта сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по <данные изъяты> – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи