ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9359/2016 от 21.09.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Амержанова Р.О. Дело № 33а-9359/2016 (016а)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Старостиной Г.Г.,

при секретаре Матюхиной К.В.,

рассмотрела в судебном заседании 21 сентября 2016 года

дело по апелляционной жалобе Главы ФИО1 ФИО2 на решение Таврического районного суда Омской области от 08 июля 2016 года, которым удовлетворены требования ФИО3, бездействие органа местного самоуправления признано незаконным, на Администрацию поселения возложена обязанность установить водоразборную колонку в радиусе 100 метров от жилого дома.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации ФИО1 ФИО4 Омской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложения обязанности.

В обоснование заявленного требования указала, что <...> приобрела по договору купли-продажи <...> в рп Таврическое. В квартире отсутствует центральное водоснабжение, которое можно провести только после установки по <...> водоразборной колонки, которая там ранее находилась.

На ее иждивении находятся несовершеннолетние дети, трое из которых приемные. Поход за водой на соседнюю улицу, особенно в зимнее время, стал для нее затруднительным.

<...> получен ответ из Госжилинспекции Омской области, согласно которому в отношении администрации ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, выдано предписание об устранении нарушения, однако до настоящего времени вопрос с установкой водоразборной колонки не решен.

Ее обращения в администрацию поселения остаются без ответа, в связи с чем просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным, возложить на Администрацию обязанность установить водоразборную колонку в соответствии с техническим нормами и правилами в радиусе 100 метров от <...> в рп Таврическое ФИО4 Омской области.

В судебном заседании административный истец ФИО3 требования поддержала.

Представитель администрации ФИО1 ФИО5 против удовлетворения требований возражала.

Представитель АО «Омскоблводопровод» ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась.

Судом постановлено изложенное решение.

В апелляционной жалобе Глава Администрации ФИО1 ФИО4 Омской области ФИО7 с решением не согласился, просит его отменить. Указывает, что на органы местного самоуправления обязанность по установке водоразборных колонок действующим законодательством не возложена, организацией, осуществляющей передачу воды через свои сети, является АО «Омскоблводопровод». Администрация обязана организовать водоснабжение населения, а не оказывать непосредственно услуги. Водоразборные колонки переданы Администрацией во временное возмездное владение и пользование. Существующая по адресу <...> водоразборная колонка, поврежденная при ДТП в январе 2016 года, восстановлена через гарантирующую организацию АО «Омскоблводопровод». Приведенные в решении положения СНиП 2.04.02-84 регламентируют иные правоотношения, к спорным правоотношениям неприменимы, не содержат требований к месту расположения водоразборной колонки.

В суде апелляционной инстанции представители сторон позицию, изложенную в суде первой инстанции, поддержали.

В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что истец ФИО3 наряду с ФИО8 и ФИО9 является собственником 1/3 доли в праве на <...> в рп Таврическое Таврического района Омской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...>№ <...>.

По обращению истца Государственной жилищной инспекцией Омской области проведено обследование многоквартирного <...> в рп Таврическое, в результате которого выявлено нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в части организации режима бесперебойного круглосуточного холодного водоснабжения в течение года (расстояние до водоразборной колонки превышает 100 метров).

По результатам обследования в отношении администрации Таврического городского поселения возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии со ст.7.23 КоАП РФ, выдано предписание об устранении выявленного нарушения. Одновременно истцу разъяснено право защищать свои интересы в судебном порядке.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО3 указывает, что принадлежащая ей квартиры централизованным водоснабжением не оснащена. Поскольку она проживает в данном жилом помещении с несовершеннолетними детьми, четверо из которых приемные, обеспечение водой для нее жизненно важно, при том, что ближайшая колонка, из которой истец может взять воду, расположена на соседней улице Гагарина, в зимнее время дойти до нее затруднительно.

Кроме того, в зимний период времени близлежащая колонка замерзает, в связи с чем ей приходится ездить за водой на другую улицу, что очень далеко. Предложенный вариант подключения к централизованной системе холодного водоснабжения для нее недоступен ввиду высокой стоимости договорных работ (<...> рубля).

Оценивая правовую основу заявленного требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, верно применил нормы действующего законодательства.

Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 4 статьи 2 указанного Федерального закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При таком положении выводы суда первой инстанции относительно того, что Администрация Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области является надлежащим ответчиком по данному делу, судебная коллегия полагает правильными.

Сети водоснабжения, расположенные на территории рп Таврическое, являются собственностью Таврического городского поселения Таврического района Омской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>№ <...> и выпиской из ЕГРП.

Сам по себе факт передачи принадлежащих поселению сетей в аренду ОАО «Омскоблводопровод», признанному Постановлением Администрации ФИО1 ФИО4 Омской области от <...>№ <...>-П гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории ФИО1 ФИО4 Омской области, не свидетельствует о том, что обществу переданы полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, холодным водоснабжением является снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно п.123, п.124 указанных Правил, предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем. Обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.

Пунктами 4, 7 ст.2 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что градостроительная деятельность должна вестись на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, с соблюдением требований технических регламентов.

Согласно пп.5, 8 п.1 ст.8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 №123 утверждены Строительные нормы и правила (СНиП 2.04.02-84) «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Согласно п.8.20 указанных Строительных норм и правил, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Вокруг водозаборной колонки надлежит предусматривать отмостку шириной 1 м с уклоном 0,1 от колонки.

Оценивая установленные по делу обстоятельства в совокупности с приведенными выше нормами права, судебная коллегия отмечает, что положения действующего законодательства обязывают органы местного самоуправления обеспечивать питьевой водой население в границах муниципального образования.

Письменный договор по холодному водоснабжению через водоразборную колонку ФИО3 не заключен, но фактически указанная услуга ей оказывается, выставляются счета за пользование холодной водой, за истцом числится задолженность, в связи с чем факт наличия договорных отношений по предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку подтвержден.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ближайшая колонка, которой истец имеет возможность пользоваться, находится у <...>, на расстоянии порядка 200 метров. Данная колонка восстановлена в январе 2016 года, после обращения истца в Государственную жилищную инспекцию Омской области. Начало и конец <...> подключены к спутниковой водопроводной сети, подключение истца к указанной ветке невозможно технически. Колонка у <...> расположена на ветке, заканчивающейся у Администрации района, где расположен колодец, наличие технической возможности подключения не исследовалось. Зимой, когда водопровод замерзает, истец привозит воду с улиц Кирова и 8 Марта, однако жители этих улиц колодец закрывают. Ранее на <...> у здания МФЦ имелась колонка, которая уничтожена.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО10,ФИО11, ФИО12, а также данными плана водопроводных сетей рп Таврическое, техническим паспортом на сети водопровода и канализации рп Таврическое.

Отсутствие водоразборной колонки в радиусе не более 100 м от указанного дома нарушает права истца на удовлетворение жизненно важных потребностей в питьевой воде.

Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации ФИО1 ФИО4 Омской области судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Обязанность органа местного самоуправления по установке водоразборных колонок следует из делегированных ему полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

Таким образом, решение вопросов местного значения исполняется за счет средств местных бюджетов, и только в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения органом местного самоуправления третьим лицам вместе с причитающимися на исполнение данных обязательств субвенциями не переданы, возложение на Администрацию городского поселения обязанности установить водоразборную колонку в радиусе ста метров от принадлежащего истцу дома судебная коллегия полагает правомерным.

В силу п.7 ст.2 Градостроительного Кодекса РФ, градостроительная деятельность должна вестись, в том числе, с соблюдением требований технических регламентов. Нормы, которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, установлены СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984г. №123. В связи с чем, требования п.8.20 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», предписывающие установку водоразборной колонки в радиусе не более 100 метров от жилого дома, являются обязательными при организации водоснабжения в населенном пункте.

С учетом изложенного, обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным. При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Таврического районного суда Омской области от 08 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи