ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9392/20 от 01.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-9392/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2020 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Чабаник Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Яловой Людмилы Александровны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица – Совет министров Республики Крым, начальник управления градостроительства и развития территории Заяц Ирина Вячеславовна о признании действий, решения и постановления незаконными, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г., которым административный иск удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Яловая Л.А. обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о невозможности подтвердить принадлежность Яловой Людмилы Александровны к льготной категории граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка; признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенное в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 об отказе Яловой Л.А. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый ; признать незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым об исключении Яловой Л.А. из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка; обязать административных ответчиков устранить нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , бесплатно в собственность, мотивируя тем, что 11 июля 2016 г. в Администрацию города Симферополя в установленном порядке истцом подано заявление о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в собственность для жилищного строительства в границах населенного пункта, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла не более 10кв.м, в связи с тем, что она была зарегистрирована в общежитии по <адрес>, без предоставления жилой площади. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2019 г. №1128-р/ДСП в том числе Яловой Л.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером . 19 октября 2019 г. в адрес истца поступило письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 15 октября 2019 г. №51589/01-06/1 о том, что для подготовки приказа Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает справку на текущую дату о принадлежности гражданина к льготной категории и соответствии его условиям предоставления земельного участка. При поступлении запроса Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым по устному требованию сотрудников вышеуказанного департамента Яловой Л.А. был предоставлен необходимый пакет документов для обновления учетного дела, в том числе копия свидетельства о браке от 8 июля 2017 г. с ФИО3 и справка о регистрации от 29 октября 2019г. № 1807, выданная управляющей компанией ООО «УК «АВЕНТИН». Согласно данной справки, она с супругом с 11 апреля 2018 г. зарегистрирована в <адрес> общей площадью 58,7 кв.м, в которой на момент выдачи справки и фактически в настоящее время зарегистрировано - 9 человек. 6 марта 2020 г. истцом было получено письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 о том, что по результатам рассмотрения заявления Яловой Л.А. было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , бесплатно в собственность, поскольку МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации <адрес> Республики Крым дана информация о невозможности подтвердить принадлежность к льготной категории Яловой Л.А. 11 апреля 2020 г. в адрес истца поступило письмо МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от 7 апреля 2020 г. № 5709/40/09-06, в котором сообщалось, что на основании предоставленных документов установлено, что обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м.. Также, в письме сообщалось, что информация о том, что принадлежность к отдельной категории граждан не актуальна, была направлена в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. 17 апреля 2020 г. поступило письмо МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым от 14 апреля 2020 г. № 932/40/05-10, в котором сообщалось о принятии решения об исключении Яловой Л.А. из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка. С указанными действиями и решениями истец не согласна, считает их незаконными, поскольку ни она, ни супруг (член семьи истца) ФИО3, не являются ни собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ни нанимателями по договорам социального найма или иным договорам других помещений.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г. административное исковое заявление Яловой Людмилы Александровны удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в неподтверждении принадлежности Яловой Людмилы Александровны к льготной категории граждан. На Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о подтверждении принадлежности Яловой Людмилы Александровны к льготной категории граждан. Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2020 г. № 2519, в части исключения Яловой Людмилы Александровны из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В остальной части иска отказано. С Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Яловой Людмилы Александровны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей. С Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Яловой Людмилы Александровны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Не согласившись с решением суда, Администрацией города Симферополя Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что поскольку Яловая Л.А. проживает совместно с членом семьи супругом Белоус Г.В. в жилом помещении общей площадью 57,9 кв.м, по адресу: <адрес>, то обеспеченность общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м, в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с ним члена семьи (57,9/2=28,95). Ссылаются на то, что Администрация города Симферополя при принятии оспариваемого постановления исходила из буквального толкования закона, содержащего установленное законодателем понятие «член семьи», что свидетельствует о законности принятого ненормативного правового акта.

В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя Республики Крым Скорик Е.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Яловая Л.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Ененко В.В. просила решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, оставить без изменения.

Начальник управления градостроительства и развития территории ЗаяцИ.В., представители Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Совета министров Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 июля 2016 г. Яловая Л.А. обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.

К указанному заявлению была приложена справка о регистрации ГБПОУ РК «Симферопольский профессиональный техникум», согласно которой Яловая Л.А. была зарегистрирована 31 июля 2008 г. по адресу: <адрес> (общежитие), совместно с дочерью ФИО2

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11 октября 2016 г. №2389 Яловая Л.А. поставлена в очередь на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для индивидуального жилищного строительства (подпункт 53), в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015г. №66-ЗРК/2015, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения не более 10 кв.м.

Письмом от 15 июля 2019 г. №2176/40/05-10 Администрация города Симферополя Республики Крым сообщила Яловой Л.А. о возможности предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (2.1), кадастровый .

В ответ на письмо от 15 июля 2019 г. №2176/40/05-10 Яловая Л.А. дала письменное согласие на получение земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 9 сентября 2019 г. №1128-р/ДСП определена возможность предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенных в <адрес>.

Пунктом 3 указанного распоряжения утвержден перечень земельных участков, указанных в пункте 1, предоставляемых гражданам бесплатно, согласно которому Яловая Л.А. значится под №5 на предоставление земельного участка с кадастровым номером .

11 октября 2019 г. Яловая Л.А. обратилась в Совет министров Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес>.

31 января 2020 г. Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлен ответ №1/9285/24/Д1-25/4, согласно которому на основании пункта 4.1 раздела IV Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2019 г. № 41, Департаментом обновлено учетное дело Яловой Л.А. Согласно представленной справки о регистрации от 29 октября 2019 г. № 1807, выданной ООО «УК «АВЕНТИН», заявитель Яловая Л.А. проживает совместно с членом семьи - супругом ФИО3 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 58,7 кв.м. На основании представленных документов, обеспеченность заявителя общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м. В связи с изложенным, принадлежность Яловой Л.А. к отдельной категории граждан, предусмотренной подпунктом 9 статьи 4 Закона, не актуальна.

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14 февраля 2020 г. №51589/01-06/3 Яловой Л.А. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ввиду информации МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о невозможности подтвердить принадлежность к льготной категории граждан.

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2020 г. №2519 Яловая Л.А. исключена из очереди на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для индивидуального жилищного строительства (подпункт 8), на основании подпункта 1 пункта 3.3 раздела 3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2019 г. № 41, в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений более 10 кв.м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с заявителем члена его семьи.

Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2020 г. №2519 в части исключения Яловой Л.А. из очереди является незаконным и как следствие являются незаконными действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в неподтверждении принадлежности Яловой Л.А. к льготной категории.

С выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований в указанной части судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Согласно пункта 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015) (в редакции, действующей на момент обращения Яловой Л.А. с заявлением) к льготным категориям граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации, из числа лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 (в редакции, действующей на момент обращения Яловой Л.А. с заявлением) граждане, граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.

В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.

Статья 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 на основании Закона Республики Крым от 25 декабря 2019 г. № 30-ЗРК/2015 изложена в новой редакции.

Так, пунктом 9 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 в новой редакции предусмотрено, что право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют следующие категории совершеннолетних граждан Российской Федерации лица, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Для целей применения пункта 9 части 1 настоящей статьи к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его супруг (супруга), дети и родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 г.№ 41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Порядок № 41).

Согласно пункту 2.1.2. Порядка № 41 к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех его страниц) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если Заявление предоставлено представителем заявителя; 3) копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к льготной категории граждан; 4) копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания заявителя на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более 5 лет, предшествующих дате подачи Заявления.

В соответствии с пунктом 2.2.3. Порядка № 41 основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015, а также включение его в Список ранее в другом или том же муниципальном районе или городском округе.

Согласно пункта 3.3 гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа, в том числе, в связи с выявлением отсутствия оснований для включения в Список.

В силу пункта 4.1. Порядка №41 документы, которые включены в учетное дело, подлежат обновлению перед предоставлением гражданину земельного участка, путем предоставления оригиналов документов, предусмотренных пунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящего Порядка.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016г. № 365 утвержден Порядок определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым (далее Порядок №365).

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка №365 в случае отсутствия у муниципального образования в Республике Крым земельных участков для предоставления гражданам уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в течение трех месяцев с момента предоставления заключения подает в Совет министров Республики Крым Обращение об определении и предоставлении гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

Согласно пункта 5.8 Порядка №365 на основании заявления гражданина Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 30 рабочих дней со дня поступления в Совет министров Республики Крым Обращения, указанного в пункте 5.7 настоящего Порядка, готовит распоряжение Совета министров Республики Крым или приказ Министерства о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство, которое направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается под расписку.

Для подготовки распоряжения Совета министров Республики Крым или приказа Министерства Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает справку на текущую дату о принадлежности гражданина к льготной категории и соответствии его условиям предоставления земельного участка:

- в Государственном комитете по межнациональным отношениям и депортированных граждан Республики Крым - в отношении граждан, которые поставлены в очередь в соответствии с Порядком ведения Реестра;

- в уполномоченном органе местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым - в отношении граждан, поставленных в очередь в соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Справка представляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктом 5.8 Порядка №365, 15 октября 2019 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия в адрес Администрации города Симферополя Республики Крым направлен запрос о предоставлении сведений об актуальности данных относительно заявителя как принадлежащего к льготной категории граждан и соответствии его условиям предоставления земельного участка.

6 ноября 2019 г. Яловой Л.А. в адрес Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым подано заявление, в котором сообщалось, что Яловая Л.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Проживает и ведет совместное хозяйство с: ФИО3 (супруг), ФИО4 (мать супруга – свекровь), ФИО5 (сестра супруга), ФИО6 (племянник супруга), ФИО1 (племянницей супруга), ФИО8 (муж сестры супруга).

На основании пункта 4.1 раздела IV Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2019 г. № 41, Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя обновлено учетное дело Яловой Л.А.

Административным истцом предоставлен пакет документов для обновления учетного дела, в том числе копия свидетельства о браке от 8 июля 2017 г. с ФИО3 и справка о регистрации от 29 октября 2019 г. № 1807, выданная управляющей компанией ООО «УК «АВЕНТИН».

Согласно вышеуказанной справке, Яловая Л.А. с супругом ФИО3 с 11 апреля 2018 г. зарегистрированы в <адрес>, общей площадью 58,7 кв.м. На момент выдачи справки в указанной квартире были зарегистрированы 9 человек.

Анализируя указанную справку Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым пришло к выводу, что обеспеченность Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений составляет более 10 кв.м, в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с заявителем члена его семьи (57,9 кв.м/2).

Вместе с тем, определяя количество членов семьи заявителя Яловой Л.А. с целью применения норм закона о принадлежности заявителя к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исходя из предоставленных сведений о занимающих указанную квартиру лицах, следует исходить из следующего.

Статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В подпункте «б» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом, необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

По смыслу вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания других родственников членами семьи собственника юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.

Из представленных суду апелляционной инстанции документов следует, что , расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: ФИО4 (1/2 доля), ФИО5 (1/6 доля), ФИО6 (1/6 доля), ФИО1 (1/6 доля).

11 июля 2018 г. Белоус Н.Г. обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП №2 «Киевский» УМВД России по г. Симферополю с заявлением о регистрации сына ФИО3 и его жены Яловой Л.А. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, Яловая Л.А. и ее супруг ФИО3 одновременно были зарегистрированы в квартире на доле, принадлежащей ФИО4 как члены ее семьи.

Учитывая изложенное, расчет жилой площади должен производится, исходя из доли, принадлежащей ФИО4 в расчете на Яловую Л.А. и каждого совместно проживающего с гражданином члена семьи ((58,9/2)/3=9,82 кв.м), в связи с чем, обеспеченность Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений составляет не более 10 кв. м.

При таких обстоятельствах, вывод Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым о непринадлежности Яловой Л.А. к льготной категории в соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015, судебная коллегия признает преждевременным, сделанным без учета всех обстоятельств, необходимых для определения обеспеченности общей площадью жилых помещений, в связи в чем судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о незаконности действий Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в неподтверждении принадлежности Яловой Людмилы Александровны к льготной категории граждан и возложении на них обязанности повторно рассмотреть вопрос о подтверждении принадлежности Яловой Людмилы Александровны к льготной категории граждан.

Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2020 г. № 2519, в части исключения Яловой Людмилы Александровны из очереди на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, поскольку при его принятии не были учтены вышеназванные положения закона и установленные судом обстоятельства, влияющие на определение обеспеченности Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенного в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3, исходя из следующего.

Как следует из вышеназванного письма, основанием для отказа в предоставлении Яловой Л.А. земельного участка послужила информация Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о невозможности подтвердить принадлежность ее к льготной категории граждан, изложенная в письме от 31 января 2020 г. №1/9285/24/01-25/4.

Вместе с тем, поступивший ответ от 31 января 2020 г. №1/9285/24/01-25/4 не соответствует положениям действующего законодательства об определении обеспеченности жилым помещением и об отнесении к льготным категориям граждан, в связи с чем, отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленный письмом от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 не может быть признан законным и обоснованным.

Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства судебная коллегия считает, что отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенный в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 об отказе Яловой Людмиле Александровне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый подлежит признанию незаконным, с возложением на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обязанности повторно рассмотреть заявление Яловой Людмилы Александровны о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , бесплатно в собственность.

Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствует предмет спора, является несостоятельным.

Как пояснил в судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, письмо от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 является отказом в предоставлении земельного участка и влечет правовые последствия для истца.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.71.2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 157 Министерство рассматривает заявления о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство в целях реализации постановления Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 г. № 365 «Об утверждении Порядка определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым».

Доводы жалобы о том, что обеспеченность Яловой Л.А. общей площадью жилых помещений составляет более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не нашли своего подтверждения в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Таким образом, решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенного в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 об отказе Яловой Людмиле Александровне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый и обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , бесплатно в собственность подлежит отмене, с принятием в этой части нового решения об удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 августа 2020 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенного в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 об отказе Яловой Людмиле Александровне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый и обязании повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , бесплатно в собственность, - отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, изложенный в письме от 14 февраля 2020 г. № 51589/01-06/3 об отказе Яловой Людмиле Александровне в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление Яловой Людмилы Александровны о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , бесплатно в собственность.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова