ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-942/19 от 13.03.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Космачева О.В. дело № 33а –942/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 марта 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Волынчук Н.В., Туникене М.В.,

при секретаре Бурганцовой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску ФИО6 к Смоленскому городскому Совету о признании решения об удалении в отставку недействительным по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Смоленского городского Совета ФИО7, ФИО8, представителя Губернатора Смоленской области ФИО9 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО6 обратился в суд с административным иском о признании недействительным решения Смоленского городского Совета № 745 от 21.12.2018 г., которым по инициативе Губернатора Смоленской области он, как Глава города Смоленска, был удален в отставку на основании п.2 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации).

В обоснование требований указал, что в качестве основания в представленном
обращении Губернатором Смоленской области приведены в основном факты, относящиеся к деятельности Администрации г. Смоленска, а не к установленным Уставом города Смоленска полномочиям Главы города Смоленска. Как Глава города Смоленска, он от выполнения возложенных на него полномочий не устранялся и не допускал действий, делающих невозможным реализацию полномочий Администрации г. Смоленска и ее структурных подразделений. Неисполнение приведенных в обращении Губернатора Смоленской области решений судов в сфере дорожной деятельности, охраны окружающей среды и благоустройства, неисполнение предписания о приведении Правил землепользования и застройки города Смоленска в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности обусловлено недостаточностью бюджетных средств для выполнения указанных мероприятий. Актуализированная схема теплоснабжения на 2019 год постановлением от 12.04.2018 г. была им утверждена, однако впоследствии ввиду возникших разногласий между Администрацией г. Смоленска и ПАО «Квадра» постановление отменено, и Администрацией г. Смоленска принято решение о разработке схемы теплоснабжения самостоятельно органом местного самоуправления, что ввиду недостаточности денежных средств запланировано на 2019 год. Неисполнение решения суда от 15.11.2017 г. в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - участка канализационной сети обусловлено не зависящими от Администрации г. Смоленска причинами, связанными с переходом на электронную форму подачи документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации, возможность реализации которой на ФГИС ЕГРН технически не обеспечена. В отношении предписаний Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 9 от 04.04.2017 г., № 3 от 31.01.2018 г., № 4 от 02.03.2018 г., № 5 от 12.03.2018 г., № 30 от 22.09.2016 г. приводит доводы о несогласии Администрации г. Смоленска с изложенными в них обстоятельствами. По выявленным органами пожарного надзора нарушениям в рамках выданного 02.08.2018 г. предписания об устранении выявленных нарушений Администрацией г. Смоленска организована работа по их устранению, более того, срок устранения нарушений установлен до 20.05.2019 г. Указанные в обращении Губернатора Смоленской области факты привлечения его к административной ответственности не могут являться основанием для привлечения его к другому виду ответственности, такому, как удаление в отставку, так как за одно нарушение предусмотрен один вид ответственности.

Административный истец ФИО6 и его представитель ФИО10 в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика Смоленского городского Совета ФИО11, ФИО12, ФИО8 административный иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Губернатор Смоленской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, его представитель ФИО9 возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 30.01.2019 г. административный иск оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО6 просит решение суда отменить и принять новое – об удовлетворении заявленных требований. По его мнению, суд первой инстанции необоснованно признал несостоятельным его довод о недостаточности бюджетных средств для исполнения судебных постановлений и не учел, что по его инициативе увеличены суммы по соответствующей статье бюджета, предусматривающей расходы на исполнение судебных решений, что Администрацией г.Смоленска в 2017-2018 годах приняты меры для исполнения многочисленных судебных решений, в том числе по аналогичным вопросам местного значения. Делая вывод о непринятии им достаточных мер для реализации возложенных на него полномочий, суд не принял во внимание подтверждающие обратное письменные доказательства и показания свидетелей: сведения об окончании исполнительных производств в отношении Администрации г. Смоленска за 2017-2018 годы, переписку и обращения Главы г.Смоленска, в том числе, в адрес Смоленского городского Совета, Губернатора Смоленской области с просьбой оказать помощь в изыскании денежных средств для исполнения судебных решений, показания свидетелей ФИО1 и ФИО2. Ссылаясь на непринятие мер по исполнению решения Заднепровского районного суда г.Смоленска от 15.11.2017 г. о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка канализационной сети, суд не учел, что у Администрации г. Смоленска отсутствует возможность сдать документы для постановки указанного имущества на учет не только в электронном виде, но и лично через СОГБУ МФЦ по причине финансовой невозможности оплатить услуги, в том числе, нотариальные. Указывая на то, что право оценивать деятельность главы муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, суд без должного внимания и оценки оставил его доводы о принятии Смоленским городским Советом докладов о результатах работы за 2016 -2017 годы, отсутствии претензий и вопросов по исполнению возложенных на него полномочий, о денежных поощрениях его работы Губернатором Смоленской области. По каждому основанию, послужившему поводом для удаления его в отставку, им как Главой города Смоленска проводилась необходимая работа, а тот факт, что это не всегда приводило к требуемому результату, не может расцениваться как самоустранение от исполнения обязанностей. Вывод суда о том, что привлечение его к административной ответственности само по себе не исключает возможность применения к нему ответственности, установленной п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по фактам длительного неисполнения обязанностей по решению вопросов местного значения, то есть о возможности двойного вида ответственности, не основан на нормах права и противоречит ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и правовым позициям Европейского Суда по правам человека. Суд не учел, что большая часть вмененных ему оснований неисполнения вопросов местного значения относится к компетенции Администрации города Смоленска, Смоленский городской Совет также является участником формирования и контроля за бюджетом муниципального образования, однако он единолично должен нести ответственность в виде досрочного удаления в отставку. Такое основание, как уклонение от исполнения полномочий в сфере водоснабжения, не могло быть положено в основу удаления его в отставку, поскольку самотечный коллектор от жилой застройки микрорайона «Королевка» до разгрузочного коллектора нижней зоны по ул. ФИО14 на момент вынесения Губернатором Смоленской области инициативы об удалении его в отставку уже был введен в эксплуатацию, работы по его строительству и приему были выполнены в установленные сроки, а вводу в эксплуатацию препятствовал неполный пакет документов, представленный СМУП «Горводоканал». Также не обоснован и не подтверждается материалами дела вывод суда о непринятии им мер по вопросу организации теплоснабжения, учитывая, что актуализированная схема теплоснабжения на 2019 год была утверждена постановлением в 2018 году, затем постановление им отменено, и проект схемы возвращен на доработку ввиду необходимости обеспечения теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, при этом само по себе отсутствие такой схемы не повлияло на права жителей города Смоленска на обеспечение благоприятных условий проживания, что подтверждено показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4. Вывод суда в части неисполнения им обязанностей в области градостроительной деятельности, а именно, по неисполнению предписания № 30 от 22.09.2016 г., выданного Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, также не может быть признан обоснованным, поскольку им приняты все исчерпывающие меры, а факт отсутствия денежных средств в бюджете на 2016 и 2017 годы, необходимых для разработки документации для устранения указанных в предписании нарушений, не может быть вменен ему в вину. В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО3, ФИО2, что негативных последствий для города неисполнение тех или иных полномочий по конкретным вопросам местного значения не наступило и на жизнедеятельности города не отразилось. Он действовал исключительно в интересах города Смоленска.

В возражениях на апелляционную жалобу Смоленский городской Совет просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 – без удовлетворения. Ссылается на то, что судом сделан правильный вывод о принятии оспариваемого решения Смоленского городского совета в пределах компетенции, с соблюдением процедуры и норм, установленных ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», данный вывод административным истцом в жалобе не оспаривается. Суд дал правильную оценку основаниям, указанным в инициативе Губернатора Смоленской области от 03.12.2018 г. о непринятии ФИО6 исчерпывающих мер для исполнения обязанностей по решению вопросов местного значения, при этом обоснованно указал, что отсутствие достаточного количества бюджетных средств не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей по решению вопросов местного значения, учитывая наличие у Администрации г. Смоленска полномочий по составлению проекта местного бюджета, внесению в него изменений и исполнению. Ссылка на положительную динамику сокращения количества возбужденных исполнительных производств и рост бюджетного финансирования на исполнение судебных решений не свидетельствует о достаточности принятых мер, учитывая наличие конкретных неисполненных судебных актов, в частности решения Заднепровского районного суда от 15.11.2017 г. по постановке на учет бесхозяйного имущества, и отсутствие доказательств принятия достаточных и эффективных мер в рамках изыскания бюджетного финансирования. Судом обоснованно сделан вывод о том, что право оценивать деятельность Главы муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, и принятие Смоленский городским Советом без замечаний отчетов о результатах деятельности Главы города Смоленска не свидетельствует о положительной оценке качества его деятельности, учитывая, что Смоленским городским Советом решения по данным вопросам приняты не были, оценок работе Главы города Смоленска не давалось. При этом в ходе судебного заседания подтвердилось неисполнение административным истцом в течение 3-х и более месяцев полномочий по решению вопросов местного значения, неисполнение всех указанных полномочий либо одного из них является основанием для удаления в отставку. Судом обоснованно указано, что привлечение ФИО6 к административной ответственности само по себе не исключает применение к этому лицу ответственности в рамках реализации представительным органом муниципального образования норм п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопреки доводам жалобы, неисполнение административным истцом вопросов местного значения, в частности, в области использования автомобильных дорог, в сферах охраны окружающей среды и организации благоустройства, а также неисполнение судебных актов привело к массовым нарушениям прав граждан, проживающих на территории Смоленской области, в связи с чем решение об удалении Главы города Смоленска в отставку принято обоснованно, и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Смоленской области ФИО13 – ФИО9 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 – без удовлетворения. Ссылается на то, что судом обоснованно сделан вывод о том, что оспариваемое решение Смоленского городского Совета от 21.12.2018 г. № 745 «Об удалении Главы города Смоленска ФИО6 в отставку» принято в пределах компетенции и с соблюдением процедуры и норм, установленных статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дана правильная оценка основаниям, указанным в инициативе Губернатора Смоленской области от 03.12.2018 г., в том числе, непринятию исчерпывающих мер для исполнения возложенных обязанностей по решению вопросов местного значения. Суд обоснованно признал, что отсутствие достаточного количества бюджетных средств для исполнения судебных актов не является основанием для освобождения от установленных законом обязанностей по решению вопросов местного значения, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не ставит в зависимость от наличия источников финансирования на данные цели, кроме того, Администрация г. Смоленска является участником бюджетного процесса, наделена полномочиями по составлению проекта местного бюджета, внесению в него изменений и его исполнению. Доказательств принятия достаточных и эффективных мер в части изыскания необходимого и достаточного бюджетного финансирования для исполнения вступивших в законную силу судебных актов в ходе судебного разбирательства не представлено. Ссылка административного истца на положительную динамику сокращения количества возбужденных исполнительных производств и рост бюджетного финансирования на исполнение судебных решений не свидетельствует о достаточности принятых мер, учитывая, что в рамках заявленной Губернатором Смоленской области инициативы были выдвинуты конкретные неисполненные судебные акты, иные обстоятельства самоустранения административного истца от должного исполнения возложенных на него законом обязанностей. Судом обоснованно сделан вывод о том, что право оценивать деятельность Главы муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, и суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, оценивать целесообразность принятого депутатами решения. В ходе судебного заседания подтвердилось неисполнение административным истцом в течение 3-х и более месяцев полномочий по решению вопросов местного значения, при этом суд обоснованно указал, что основанием для удаления в отставку является как неисполнение всех указанных полномочий, так и одного из них. Также в решении правильно указано, что привлечение ФИО6 к административной ответственности само по себе не исключает применение к этому лицу ответственности в рамках реализации представительным органом муниципального образования норм п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопреки доводам жалобы, неисполнение административным истцом вопросов местного значения, в частности, в области использования автомобильных дорог, в сферах охраны окружающей среды и организации благоустройства, а также неисполнение судебных актов привело к массовым нарушениям прав граждан, проживающих на территории Смоленской области. Таким образом, судом принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене по доводам жалобы, сводящимся к переоценке выводов суда и основанным на ошибочном толковании норм материального права.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4).

Как следует из пункта 2 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, что согласуется с положениями статьи 37 указанного закона, согласно которым местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Согласно статье 1 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 г. № 164 (далее – Устав) Глава города Смоленска - высшее должностное лицо, избираемое Смоленским городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию города Смоленска и наделенное Уставом города Смоленска в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава города Смоленска подконтролен и подотчетен населению города Смоленска и Смоленскому городскому Совету (пункт 5 статьи 37 Устава).

Статьей 38 Устава города Смоленска определены полномочия Главы города Смоленска, в соответствии с которыми Глава города Смоленска, в том числе: 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) организует управление городским хозяйством, социальной и другими сферами; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Смоленска полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами; 7) представляет на утверждение Смоленскому городскому Совету проекты бюджета города Смоленска, планов и программ развития города Смоленска, отчеты об их исполнении, проекты нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города Смоленска, проекты решений по иным вопросам местного значения либо отнесенным к компетенции Смоленского городского Совета; 12) формирует Администрацию города Смоленска в соответствии со структурой, утвержденной Смоленским городским Советом, и руководит ее деятельностью на принципе единоначалия; 16) утверждает схему теплоснабжения; 24) принимает решение о подготовке проектов генерального плана города Смоленска, правил землепользования и застройки города Смоленска, а также решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план города Смоленска и правила землепользования и застройки города Смоленска, устанавливает порядок подготовки местных нормативов градостроительного проектирования; принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения; 25) осуществляет иные полномочия, отнесенные Уставом города Смоленска к полномочиям Администрации города Смоленска, а также предусмотренные федеральным и областным законодательством.

В соответствии с пунктом 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе, неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 2 пункта 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 39 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164, полномочия Главы города Смоленска прекращаются досрочно в случае удаления в отставку по инициативе депутатов Смоленского городского Совета или по инициативе высшего должностного лица Смоленской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Принятие решения об удалении Главы города Смоленска в отставку находится в исключительной компетенции Смоленского городского Совета (пункт 10 части 1 статьи 25 Устава города Смоленска).

Как следует из статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены: 1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку; 2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (пункт 13).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (пункт 8 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия (пункт 15 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (пункты 14, 15 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Положений, регламентирующих порядок рассмотрения инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку, Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Смоленского городского Совета от 09.12.2016 г. № 278 ФИО6 избран Главой города Смоленска (т.1 л.д. 71).

03.12.2018 г. Губернатором Смоленской области внесена в Смоленский городской Совет инициатива в виде обращения об удалении в отставку Главы города Смоленска ФИО6 по основаниям, предусмотренным ч. 2 п. 2 ст. 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных ФЗ № 131-ФЗ, федеральными законами, Уставом города Смоленска с приложением проекта соответствующего решения Смоленского городского Совета и оснований инициативы (т.1 л.д. 27-49, т.2 л.д. 72-83).

В качестве оснований для удаления Главы города Смоленска в отставку в обращении Губернатора Смоленской области указаны, в том числе:

- неисполнение обязанности по решению местного вопроса местного значения, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ - исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, что повлекло нецелевое использование выделенных Администрации г. Смоленска бюджетных средств. Данные обстоятельства установлены вынесенными Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами постановлениями о привлечении Главы города Смоленска ФИО6 к административной ответственности (основания 1-2);

- длительное неисполнение обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая приведение дорожного покрытия проезжей части в соответствие с установленными требованиями, установления дорожных знаков и оборудования светофорами, оборудовании пешеходных переходов, оборудовании уличного освещения участков дороги, созданию и оборудованию элементов дороги (тротуара, посадочной площадки, заездного «кармана»), проведении технического учета и паспортизации автомобильной дороги, что установлено вынесенными по искам органов прокуратуры в 2016-2018 году решениями судов г. Смоленска, не исполненными на момент обращения (основания 3-31);

- длительное неисполнение обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ - организация в границах городского округа водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды - в части проведения мероприятий по устранению попадания канализационных вод и последствий загрязненности, строительству очистных сооружений, что установлено вынесенными по искам органов прокуратуры в 2017-2018 году решениями судов г. Смоленска, не исполненными на момент обращения (основания 32-33, 42);

- длительное неисполнение обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ - организация благоустройства территории городского округа - осуществление финансирования работ по ремонту и восстановлению дворовой территории, что установлено вынесенным в 2017 году решением суда, не исполненным на момент обращения (основание 34);

- длительное неисполнение обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ - организация градостроительной деятельности, включая выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства в соответствии с установленными требованиями, разработку Правил землепользования и застройки города Смоленска; принятие муниципальных актов в области градостроительной деятельности в рамках выданных в 2016-2018 годах Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству предписаний, не исполненных на момент обращения, а также несвоевременному вводу в эксплуатацию объекта водоотведения - самотечного коллектора (основание 36-40);

- неисполнение обязанности по решению вопроса местного значения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ - организация в границах городского округа теплоснабжения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части актуализации схемы теплоснабжения г. Смоленска на 2019 год, в части исполнения обязанности по содержанию бесхозяйного недвижимого имущества (участка канализационной сети) и оформлении на него права муниципальной собственности по решению Заднепровского районного суда г. Смоленска от 15.11.2017 г. (основание 41) (т.2 л.д. 72-83).

10.12.2018 г. за исх. № И-650 Главе города Смоленска ФИО6 направлено уведомление о дате и времени заседания Смоленского городского Совета по рассмотрению обращения Губернатора Смоленской области - 21.12.2018 г., разъяснено право на дачу объяснений по указанным в проекте обстоятельствам, одновременно направлены копия проекта решения и основания инициативы (т.1 л.д. 50-51, т.2 л.д.84). Данное уведомление административным истцом получено.

11.12.2018 г. ФИО6 в Смоленский городской Совет представлено особое мнение по вопросу удаления в отставку (т.2 л.д. 85-90).

Решением Смоленского городского Совета № 745 от 21.12.2018 г. Глава города Смоленска ФИО6 удалён в отставку по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; прекращены его полномочия в соответствии с п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ (т.1 л.д. 52, т.2 л.д. 102).

Указанное решение и особое мнение административного истца опубликовано в газете «Рабочий путь» № 243 (28381) от 22.12.2018 г., которая в соответствии с решением Смоленского городского Совета от 23.05.1997 N 65 является официальным печатным органом Смоленского городского Совета, Администрации города Смоленска, Главы города Смоленска (т.2 л.д. 103).

За решение об удалении в отставку проголосовало 28 депутатов из 30 депутатов (установленная ст. 24 Устава города Смоленска численность представительного органа), что составляет более 2/3 депутатов.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО6 требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое Смоленским городским Советом решение об удалении главы города в отставку является законным, вынесенным в пределах компетенции и в соответствии с предусмотренной ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ процедурой.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

При рассмотрении дела правильно установлено, что нарушений порядка и срока принятия оспариваемого административным истцом решения не допущено. Решение суда в части соблюдения Смоленским городским Советом установленной законом процедуры при принятии оспариваемого решения административным истцом не оспаривается.

Суд обоснованно указал, что право оценивать деятельность главы муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела судом проверялись законность и обоснованность обстоятельств, послуживших основаниями к отставке главы муниципального образования.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Смоленского городского Совета имелись основания для удаления административного истца в отставку.

Судебная коллегия с данным выводом также соглашается.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа.

Уставом города Смоленска (пункт 5 часть 1 статья 10, пункт 5 часть 1 статья 41) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к компетенции Администрации города Смоленска.

По делу установлено, что в 2016-2018 годах по искам районных
прокуроров г. Смоленска Заднепровским, Ленинским и Промышленным районными судами г. Смоленска вынесены указанные в обращении Губернатора Смоленской области решения, которыми были установлены факты бездействия Администрации г.Смоленска по осуществлению обязанности по надлежащему содержанию дорог местного значения с возложением обязанности по выполнению необходимых мероприятий, направленных на приведение состояния дорог местного значения в границах города Смоленска в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами: по выполнению ремонтных работ и приведению дорожного полотна в соответствии с установленными требованиями, оборудовании пешеходных переходов, установлении дорожных знаков и светофоров, нанесении дорожной разметки, оборудования элементов дороги, уличного освещения; по проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (т.4 л.д. 102-122, 128-159, 127-219).

Большая часть судебных постановлений в установленные судами сроки не исполнена, согласно предоставленной УФССП России по Смоленской области информации по состоянию на 10.12.2018 г. и 28.01.2019 г. возбужденные на основании указанных решений исполнительные производства не окончены (т.5 л.д. 10-15, 144).

В соответствии с пунктами 4, 11, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа.

Пунктами 4, 10, 27 части 1 статьи 41 Устава города Смоленска организация водоотведения и мероприятий по охране окружающей среды в границах города Смоленска, организация благоустройства территории города Смоленска отнесены к компетенции Администрации г. Смоленска.

Судом установлено, что Администрацией города Смоленска не исполнены указанные в обращении Губернатора Смоленской области и вынесенные по искам прокуроров решение Заднепровского районного суда г. Смоленска по делу № 2-546/2018 (вступило в законную силу от 11.05.2018 г.) и решение Ленинского районного суда г.Смоленска по делу № 2-2212/2017 (вступило в законную силу 27.06.2017 г.), которыми на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность (соответственно) по устранению попадания канализационных вод на принадлежащий физическому лицу земельный участок, производству рекультивации данного земельного участка с прилегающей территорией, устранению загрязнённости прилегающих земель и обязанность по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске ОГБУЗ «Смоленский противотуберкулёзный клинический диспансер» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т.е. до 25.03.2018 г.) (т.4 л.д. 123-125. 163-163). Также в течение длительного времени не исполнялось решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 14.03.2017 г. по делу № 2-379/2017, возлагающее на Администрацию г. Смоленска обязанность до июня 2017 года осуществить финансирования работ по текущему ремонту дворовой территории и по восстановлению дворовой территории, в том числе асфальтового покрытия, тротуара, бельевых площадок, пешеходной дорожки, восстановления зеленой зоны, вывозу строительного мусора (т.4 л.д. 126-127). Согласно представленным МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области сведениям исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа было окончено только 28.11.2018 г. (т. 5 л.д. 144).

Таким образом, исчерпывающих и необходимых мер для исполнения вышеуказанных вопросов местного значения, относящихся к компетенции Администрации г. Смоленска, работой которой руководил административный истец, предпринято не было.

Приведенные административным истцом доводы о недостаточности бюджетных средств для исполнения вышеуказанных судебных актов, что подтвердили допрошенные в качестве свидетелей заместитель Главы города по финансово-экономической деятельности ФИО1 и заместитель начальника Управления дорожной деятельности Администрации г. Смоленска ФИО5, оценивались судом и обоснованно признаны несостоятельными. Отсутствие денежных средств в данном случае не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей по решению вопросов местного значения, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и наличием источников финансирования на данные цели. Администрация г. Смоленска, являясь участником бюджетного процесса, наделена полномочиями по составлению проекта местного бюджета, внесению в него изменений и его исполнению, а следовательно, должна принимать надлежащие меры для исполнения обязанностей, возложенных на нее решением суда, учитывать в своей деятельности необходимость финансирования исполнения таких обязанностей. При этом приведенные в апелляционной жалобе ссылки административного истца на увеличение по его инициативе финансирования соответствующей статьи бюджета, предусматривающей расходы на исполнение судебных решений, наличие его обращений в адрес Смоленского городского Совета, Губернатора Смоленской области с просьбой оказать помощь в изыскании денежных средств для исполнения судебных решений, наличие сведений об окончании исполнительных производств не свидетельствуют о достаточности и эффективности принимаемых мер.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа теплоснабжения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 38 Устава города Смоленска организация управления городским хозяйством, социальной и другими сферами; принятие решений о приобретении объектов в муниципальную собственность в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города Смоленска на очередной финансовый год; осуществление иных полномочий, отнесенных Уставом города Смоленска к полномочиям Администрации города Смоленска, а также предусмотренные федеральным и областным законодательством отнесены к полномочиям Главы города Смоленска.

Из материалов дела следует, что Администрацией г. Смоленска не исполнено вступившее в законную силу 21.12.2017 г. решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 15.11.2017 г., которым на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность в течении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном порядке в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - участка канализационной сети длиной около 655 метров, расположенного в г. Смоленске, в районе улицы Социалистической, проезда Дзержинского, присоединенного с одной стороны к находящейся в собственности муниципального образования «город Смоленск» канализационной сети с кадастровым номером 67:27:0014330:86, а с другой - к смотровому канализационному колодцу №79, являющемуся частью принадлежащего ОАО «Российские железные дороги» производственно-технического комплекса, включая канализационную сеть; передать в эксплуатацию ОАО «Российские железные дороги» данный участок канализационной сети на период до момента признания на указанный объект недвижимости права собственности муниципального образования «город Смоленск» (т.4 л.д. 160-162).

Согласно позиции административного истца, изложенной в административном иске и в апелляционной жалобе, неисполнение решения суда связано с объективными причинами, находящимися вне контроля Администрации г. Смоленска, а именно, установлением в соответствии с целевой моделью «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества и п. 3.1 целевой моделью «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 года № 147-р, требований по подаче по средствам электронного документооборота для регистрации бесхозяйного имущества с одновременной постановки на кадастровый учет и отсутствием при этом функциональной возможности электронного ресурса - сайта Управления Росреестра по Смоленской области, отсутствием у сотрудников уполномоченного структурного подразделения Администрации г. Смоленска доступа к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (т. 2 л.д. 213-228, 230-240).

Однако из ответов Департамента имущественных и земельных отношений по Смоленской области, Управления Росреестра по Смоленской области, следует, что подача документов не обязательно осуществляется в электронном виде; органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, обеспечена возможность непосредственного обращения с физическими носителями для регистрации бесхозяйного имущества с одновременной постановкой объекта на кадастровый учет.

Доказательств совершения указанных действий Администрацией г. Смоленска не представлено. При этом приведенный в апелляционной жалобе довод о невозможности подачи заявления на бумажном носителе по причине финансовой невозможности оплатить услуги, в том числе нотариальные, не является обстоятельством, освобождающим орган местного самоуправления от исполнения решения суда.

В связи с этим работа Администрации г. Смоленска по решению обозначенного выше вопроса местного значения не может быть признана надлежащей.

14.09.2016 г. между Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацией города Смоленска заключено соглашение № 77/2016-ОКС о представлении субсидии для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на объекты капитального строительства муниципальной собственности, не включенные в областные государственные программы, бюджетные инвестиции которые осуществляются из местных бюджетов на строительство объектов «Самотечный коллектор от жилой застройки микрорайона «Королевка» до разгрузочного коллектора нижней зоны по ул. ФИО14 в г. Смоленске от К1 до КЗЗ» и «Самотечный коллектор от жилой застройки микрорайона «Королевка» до разгрузочного коллектора нижней зоны по ул. ФИО14 в г. Смоленске от К47 до К53» (т.6 л.д. 212-224). По условиям Соглашения получатель бюджетных средств должен был обеспечить соблюдение срока выполнения работ и ввода самотечных коллекторов в эксплуатацию.

Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования является Управление ЖКХ Администрации города Смоленска, муниципальным заказчиком по строительству объектов - СМУП «Горводоканал».

В соответствии с дополнительными соглашениями № 2 от 29.12.2016 г., № 3 от 28.04.2017 г., № 5 от 30.10.2017 г. к договору от 14.09.2016 г., заключенному между СМУП «Горводоканал» и подрядчиком ООО «Корпорация СтройИндустрия» срок окончания выполнения работ продлен до 30 декабря 2017 года (т. 6 л.д. 206-211).

Работы по строительству самотечных коллекторов закончены в декабре 2017 года, 29.12.2017 г. подписаны акты приемки объектов, однако как единый объект самотечный коллектор введен в эксплуатацию в сентябре 2018 года (т. 6 л.д. 227-240).

Как следует из переписки между Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацией г.Смоленска за 2018 год, причиной неоформления разрешения на ввод в эксплуатацию явился неполный пакет документов (отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки и соглашений об установлении сервитутов в отношении них), при этом заказчик строительства СМУП «Горводоканал» неоднократно направлял в Департамент обращения об оказании содействия в получении разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ввиду наличия необходимых документов, оформленных ещё в 2017 году (т.6 л.д. 241-252).

Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о непринятии в течение длительного времени необходимых мер по исполнению обязательств по заключенному Соглашению и уклонению Администрацией г. Смоленска от исполнения установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом города Смоленска полномочий в сфере организации водоснабжения (строительству и вводу в эксплуатацию социального значимого объекта).

Подпунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесено утверждение схем теплоснабжения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 41 Устава города Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относится разработка схемы теплоснабжения; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу части 16 статьи 38 Устава города Смоленска к полномочиям Главы города Смоленска относится утверждение схемы теплоснабжения.

Согласно статье 23.13 ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. При наличии в поселении, городском округе нескольких единых теплоснабжающих организаций органы местного самоуправления на основании схем теплоснабжения, разработанных едиными теплоснабжающими организациями в части систем теплоснабжения, относящихся к зонам их деятельности, разрабатывают схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа с участием единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организаций), указанной в пункте 3 части 1 статьи 23.3 настоящего Федерального закона.

В случае, если единая теплоснабжающая организация не разрабатывает схему теплоснабжения в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, схема теплоснабжения разрабатывается органом местного самоуправления.

Согласно Требованиям к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154 (в ред. от 12.07.2016 года), схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении данных, перечисленных в п. 22; глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений: а) утверждает схему теплоснабжения; в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний (п. 17); актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (п. 23).

В силу пункта 24 Требований актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 года № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в вышеназванное Постановление Правительства РФ № 154 внесены изменения, вступившие в силу с 01.08.2018 г.

В соответствии с указанной редакцией Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа (п. 10); глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек в установленном порядке утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения (п. 38).

Судом установлено, что постановлением Главы города. Смоленска № 2269-адм от 19.12.2013 г. утверждена схема теплоснабжения г. Смоленска на период с 2014 г. по 2029г., которая актуализировалась постановлениями Администрации города Смоленска № 620-адм от 14.04.2015 г. и Главы города Смоленска № 27 от 12.04.2016 г. (т.1 л.д. 191-192).

На 2018 год актуализированная схема теплоснабжения Главой города Смоленска не утверждалась, что административным истцом не оспаривалось, подтверждается показаниями свидетелей ФИО3 (начальник Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ) и ФИО4 (заместитель Главы города Смоленска по городскому хозяйству), а также письменными материала дела (т.7 л.д. 42-52).

По результатам проведенных 06.04.2018 г. публичных слушаний Постановлением Главы города Смоленска № 39-адм от 12.04.2018 г. утверждена актуализированная схема теплоснабжения г. Смоленска на 2019 год (т.1 л.д. 193, т. 7 л.д. 7-12, 15-41). Однако 07.06.2018 г. постановлением Главы города Смоленска № 69-адм названное постановление отменено, и проект схемы теплоснабжения возвращен на доработку (т. 1 л.д. 194, т. 7 л.д. 13,53-58).

Из пояснений свидетеля ФИО4 и ответа Управления ЖКХ Администрации г. Смоленска следует, что Администрацией г. Смоленска подготовлена конкурсная документация для размещения закупки на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения города Смоленска (т.7 л.д. 53).

Таким образом, в настоящее время в г. Смоленске утверждённая актуализированная схема теплоснабжения г. Смоленска на 2019 год отсутствует, что противоречит требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154. При этом ссылка административного истца на возвращение схемы теплоснабжения на доработку по причине необходимости обеспечения теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также довод об отсутствии негативных последствий и нарушений прав жителей города Смоленска на обеспечение благоприятных условий проживания не являются обстоятельствами, освобождающими Администрацию г. Смоленска и Главу г. Смоленска от исполнения в установленные законом сроки указанного вопроса местного значения, актуальность которого обусловлена климатическими условиями Смоленской области.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Утверждение Правил землепользования и застройки территории города Смоленска Уставом города Смоленска (п.8 ч.2 ст. 25) отнесено к исключительным полномочиям Смоленского городского Совета.

В силу пункта 13 статьи 41 Устава города Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относятся: подготовка проекта Генерального плана города Смоленска, подготовка предложений о внесении изменений в Генеральный план города Смоленска; утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Смоленска документации по планировке территории; подготовка местных нормативов градостроительного проектирования; разработка Правил землепользования и застройки города Смоленска; выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Смоленска; ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Смоленска; осуществление муниципального земельного контроля в границах города Смоленска.

В соответствии с пунктом 25 статьи 38 Устава Глава города принимает решение о подготовке проектов генерального плана города Смоленска, правил землепользования и застройки города Смоленска, а также решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план города Смоленска и правила землепользования и застройки города Смоленска, устанавливает порядок подготовки местных нормативов градостроительного проектирования.

Судом установлено, что по результатам проведенной Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству внеплановой контрольной проверки соответствия правил землепользования и застройки города Смоленска требованиям законодательства о градостроительной деятельности Главе города Смоленска 22.09.2016 г. выдано предписание № 30 об устранении в срок до 20.10.2016 г., который впоследствии продлен до 01.07.2017 г., выявленных нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, в том числе по приведению их в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ в части отсутствия предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (т.1 л.д. 183, т. 3 л.д. 124).

Письмом от 01.06.2017 г. Администрация г. Смоленска проинформировала Департамент о невозможности исполнения предписания в указанный срок в связи с недостаточностью финансирования, а также о проведении указанных в предписании работ в 2018 году, письмом от 03.09.2018 г. - о вынесении Главой города Смоленска постановления № 58 от 14.05.2018 г. о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска и заключении контракта с ООО «»Технологические Строительные Решения - Радиан» о подготовке проектной документации (т.4 л.д. 258-264). Контракт на разработку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска заключен Администрацией г. Смоленска 15.08.2018 г. (т.3 л.д. 126-137).

На момент обращения Губернатора Смоленской области с инициативой об удалении Главы города в отставку проект изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска не разработан.

Доказательств принятия исчерпывающих и необходимых мер для исполнения указанного вопроса местного значения Администрацией города Смоленска не представлено, при этом доводы жалобы об отсутствии в бюджете на 2016 и 2017 годы денежных средств, необходимых для разработки документации, не являются основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Согласно пункту 34 статьи 41 Устава города Смоленска Администрация города Смоленска осуществляет и иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Смоленского городского Совета.

В соответствии со статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система России основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 3 статьи 219, 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением; обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В рамках выявленных контрольными органами нецелевого использования бюджетных средств, выделенных Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Смоленска по Соглашению от 31.03.2017 г. № 64/2017-ОбМест в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области на 2014-2020 годы на обустройство мест массового посещения граждан», Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами вынесены постановления от 16.08.2018 г. о привлечении Главы города Смоленска ФИО6 к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование денежных средств). Указанные постановления вступили в законную силу 21.11.2018 г.

В апелляционной жалобе ФИО6 указывает на недопустимость вменения данных фактов при инициировании удаления в отставку, что следует расценивать как двойной вид ответственности. Однако данный довод административного истца суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным. Привлечение Главы города Смоленска к административной ответственности само по себе не исключает возможность ссылаться на данное обстоятельство при рассмотрении вопроса о неисполнении им своих обязанностей по решению вопросов местного значения и наличии оснований для удаления его в отставку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, при установлении фактов неисполнения административным истцом других вопросов местного значения данный довод сам по себе не имеет определяющего значения.

Таким образом, исчерпывающих и необходимых мер для исполнения вышеуказанных вопросов местного значения Администрацией города Смоленска, работой которой руководил ФИО6, предпринято не было.

Из приведенных выше норм права следует, что глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию на принципах единоначалия, призван обеспечивать законность в деятельности местной администрации в целом и каждого ее структурного подразделения, а также надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий. Следовательно, во взаимоотношениях с государством он, будучи высшим должностным лицом муниципального образования, несет персональную ответственность за устранение допущенных местной администрацией и установленных судом нарушений прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим доводы ФИО6 о недопустимости возложения ответственности только на него, поскольку большая часть вмененных ему оснований неисполнения вопросов местного значения относится к компетенции Администрации г. Смоленска, Смоленский городской Совет также является участником формирования и контроля за бюджетом муниципального образования, не могут быть приняты во внимание.

Также, вопреки доводам административного истца, принятие Смоленским городским Советом без замечаний его отчетов о результатах его работы за 2016-2017 годы само по себе не свидетельствует о невозможности неисполнения административным истцом в последующий период в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения.

Поскольку решение Смоленского городского Совета об удалении Главы города Смоленска в отставку принято компетентным органом и в пределах его полномочий, процедура и сроки его принятия соблюдены; факты, положенные в основу решения и свидетельствующие о неисполнении Главой города Смоленска в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, не опровергнуты; решение опубликовано в установленном порядке, то оснований для признания его недействительным и отмены не имелось.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к переоценке выводов суда и их не опровергают.

Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: