№ 33а-9492/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 21 декабря 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Солопьева В.И.
при секретаре Михалевой В.М.,
с участием прокурора Стиплина И.В., представителя административного ответчика Евстратовой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Совета депутатов МО Новосергиевский район на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2017 г.,
заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с иском к Совету депутатов МО Новосергиевский район Оренбургской области указав, что прокуратурой района проведен анализ исполнения бюджетного законодательства в администрации МО «Новосергиевский район». Установлено, что решением Совета депутатов МО «Новосергиевский район» от 15 февраля 2013 г. № 30/2 р.С. ст.19 Устава муниципального образования изложена в новой редакции в части исключения из структуры органов местного самоуправления контрольно-счетного органа. В настоящее время внешний финансовый контроль не осуществляется, контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности.
Отсутствие контрольно-счетного органа в Новосергиевском районе приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Новосергиевский район по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля и возложить обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить указанные нарушения путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный контроль либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2017 г. требования административного иска прокурора удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Совета депутатов МО Новосергиевский район Оренбургской области по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального контроля и обязал Совет депутатов МО Новосергиевский район Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства путем создания контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль.
С решением суда Совет депутатов МО Новосергиевский район не согласился и в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заслушав судью-докладчика, представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В., просившего решение суда оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в его действующей редакции контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Судом первой инстанции установлено, что решением Совета депутатов МО «Новосергиевский район» от 15 февраля 2013 г. № 30/2 р.С. ст.19 Устава муниципального образования изложена в новой редакции в части исключения из структуры органов местного самоуправления контрольно-счетного органа. В Новосергиевском районе на день рассмотрения дела контрольно-счетный орган не создан, не изданы нормативные акты, определяющие его полномочия, состав и порядок деятельности.
Установив, что отсутствие контрольно-счетного органа в Новосергиевском районе приводит к неосуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО Новосергиевский район.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие контрольно-счетного органа в структуре органов местного самоуправления не является обязательным ошибочно, системное толкование приведенных в решении суда нормативных положений федерального законодательства позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ.
Отсутствие в Уставе Новосергиевского района положений о создании контрольно-счетного органа не могут стать основанием для неисполнения обязанности его созданию, поскольку законы Российской Федерации обязательны для исполнения, поэтому ссылка административного ответчика на Устав муниципального образования района необоснованна.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания не нашли своего подтверждения. В материалах дела имеются телефонограммы от 8 сентября 2017 г. и от 11 сентября 2017 г., согласно которым секретарь судебного заседания извещала о времени и месте заседания секретаря Совета депутатов МО Новосергиевский район ФИО6, а также председателя Совета депутатов ФИО2
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном, неправильном толковании норм права и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов МО Новосергиевский район - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: