ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-951/2016 от 14.03.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Хохлов И.Н. Дело № 33а-951/2016

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

судей Соловьева В.А., Машкиной Н.Ф.,

при секретаре З.Н.З.

с участием представителя административного истца –адвоката И.А.Г. представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике <данные изъяты>., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 14 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике на решение Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 23 декабря 2015 года, которым заявление Ш.Ю.А. об оспаривании решения об отказе в наделении полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса удовлетворено в полном объеме, признан незаконным приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в наделении Ш.Ю.А.. полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>» Ш.И.В. на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике возложена обязанность издать приказ о наделении помощника нотариуса Ш.Ю.А. полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в случае временного отсутствия нотариуса Ш.И.В. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия

установила:

Ш.Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику - Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике об оспаривании решения об отказе в наделении полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса. Свои требования мотивировала тем, что она работает в должности помощника нотариуса <данные изъяты>Ш.И.В.. При временном отсутствии нотариуса его замещение осуществляется в соответствии с «Порядком замещения временно отсутствующего нотариуса», утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 18.05.2015 г., приказом Минюста России от 29.06.2015 г. №148 (далее - Порядок). Согласно п. 1.5 Порядка замещение временно отсутствующего нотариуса осуществляется помощником нотариуса, при невозможности замещения временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса - иным лицом, соответствующим требованиям частей первой и второй ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате, при отсутствии иного лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса - другим нотариусом. Основанием для замещения временно отсутствующего нотариуса является приказ территориального органа Минюста России о наделении лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса (п. 1.7 Порядка). В нотариальную палату УР ей были предоставлены все документы, необходимые для наделения её полномочиями нотариуса, перечень которых указан в п.2.1 Порядка. Нотариальной палатой УР было дано согласие на наделение её полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса. Однако, приказом Управления Минюста России по УР от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в наделении полномочиями нотариуса <данные изъяты>Ш.И.В. в случае её временного отсутствия или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине в связи с отсутствием у неё пяти лет стажа работы по юридической специальности. Этот приказ противоречит п. 1.5 Порядка, согласно которому стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет необходим лишь «иному лицу», когда замещение временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса невозможно. Оспариваемый приказ противоречит и ст.20 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса; при невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным лицом, соответствующим требованиям части первой и второй ст.2 настоящих Основ. При этом, указанная статья определяет, что помощником нотариуса может быть гражданин РФ, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ (за исключением требований о достижении возраста 25-ти лет и наличии стажа работы по юридической специальности). Таким образом, оспариваемый приказ нарушает её право на наделение её полномочиями нотариуса при его временном отсутствии, а также создаёт препятствия к осуществлению указанных полномочий. В связи с чем, просит признать незаконным оспариваемый приказ Управления Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в наделении Ш.Ю.А.. полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В.»; обязать Управление Министерства юстиции РФ по УР издать приказ о наделении её полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в случае её временного отсутствия или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике просит решение суда первой инстанции отменить, считая его не законным и не обоснованным, и принять решение об отказе в удовлетворении требований Ш.Ю.А. Свои требования мотивирует тем, что выводы суда являются неправильными, искажающими положения действующего законодательства. Необходимо было в комплексе принять во внимание положения статьи 20 «Основ законодательства о нотариате» и требований Порядка замещения временного отсутствующего нотариуса. Полагает, что условия об исключении в части требований о достижении возраста 25 лет и стажа работы по юридической специальности, применяются лишь при назначении на должность помощника нотариуса. Соответственно для замещения временного отсутствующего нотариуса, помощник нотариуса должен соответствовать требованиям ст. 2 «Основ законодательства о нотариате» в том числе и иметь необходимый стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике Ф.О.Н.. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала объяснения по содержанию аналогичные доводам апелляционной жалобы.

Представитель административного истца с жалобой не согласился, просил принять отказ административного истца от иска в части возложения обязанности издать приказ о наделении помощника нотариуса Ш.Ю.А. полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в случае временного отсутствия нотариуса Ш.И.В. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив жалобу, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ с учётом особенностей, предусмотренных главой 34 КАС РФ.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По делу установлены следующие обстоятельства:

- Ш.Ю.А. является гражданкой РФ, имеет высшее юридическое образование с присвоением квалификации <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>

- ДД.ММ.ГГГГШ.Ю.А.. принята на должность помощника нотариуса <данные изъяты>Ш.И.В.

- ДД.ММ.ГГГГ. в Нотариальную палату Удмуртской Республики от Ш.Ю.А.А. поступило заявление, которым она просит наделить её полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в периоды её временного отсутствия и временной невозможности исполнения своих обязанностей по уважительным причинам с ДД.ММ.ГГГГ

- ДД.ММ.ГГГГ в Нотариальную палату Удмуртской Республики от нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. поступило согласие на наделение помощника Ш.Ю.А. полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае её временного отсутствия или временной невозможности исполнения обязанностей по уважительным причинам с ДД.ММ.ГГГГ

- Правлением Нотариальной палаты УР дано согласие Ш.Ю.А. для наделения ее полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительным причинам с ДД.ММ.ГГГГ на срок действия трудового договора. Направлены необходимые документы в Управление Минюста России по УР для принятия решения.

- ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике <данные изъяты>. был вынесен приказ которым отказано помощнику нотариуса <данные изъяты> в наделении с ДД.ММ.ГГГГ полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в случае временного отсутствия нотариуса Ш.И.В.. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине в связи с отсутствием у Ш.Ю.А.. пяти лет стажа работы по юридической специальности.

Административный истец считает данный приказ не законным и нарушающим ее права, поскольку отсутствие у Ш.Ю.А. пяти лет стажа работы по юридической специальности не является основанием для отказа в наделении ее с ДД.ММ.ГГГГ полномочиями нотариуса нотариального округа «<адрес>Удмуртской Республики» Ш.И.В. в случае временного отсутствия нотариуса Ш.И.В. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о законности требований административного истца соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Нотариальная деятельность в Российской Федерации регламентирована положениями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее - Основы о нотариате).

Требования к нотариусу установлены ст. 2 Основ о нотариате, в силу ч. 1 которой нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации: получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; сдавший квалификационный экзамен.

В соответствии со ст. 19.1 Основ о нотариате - помощником нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен и соответствующий требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 настоящих Основ (за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности).

Согласно ст. 20 Основ о нотариате (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ) - Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Перечень причин, признаваемых уважительными, устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. При наличии у нотариуса нескольких помощников нотариус должен определить порядок замещения ими в свое временное отсутствие.

При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться иным соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ лицом. Наделение такого лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Приказом Минюста России от 29.06.2015 N 148 утвержден «Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса".

Пункт 1.1 указанного Порядка устанавливает, что порядок замещения временно отсутствующего нотариуса (далее - Порядок) определяется в соответствии с требованиями статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и устанавливает основания замещения временно отсутствующего нотариуса, передачу полномочий нотариуса лицу, его замещающему, прекращение замещения временно отсутствующего нотариуса.

Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что замещение временно отсутствующего нотариуса осуществляется в соответствии с Порядком помощником нотариуса, при невозможности замещения временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса - иным лицом, соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, при отсутствии иного лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, - другим нотариусом.

Из материалов дела усматривается, что Ш.Ю.А. в нотариальную палату представила все предусмотренные Порядком документы, что сторонами не оспаривается.

Из буквального толкования норм действующего законодательства следует, что лицами, имеющими право замещать временно отсутствующего нотариуса, являются помощник либо иное лицо, соответствующее требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ о нотариате. При этом, называя помощника нотариуса лицом, имеющим указанное право, законодатель в ст. 20 Основ о нотариате дополнительно не оговаривает какие-либо требования, предъявляемые к помощнику в случае его замещения временно отсутствующего нотариуса. Вместе с тем в силу ст. 19.1 Основ о нотариате на помощника нотариуса не распространяются требования о достижении им возраста двадцати пяти лет и наличия пятилетнего стажа работы по юридической специальности. Такие требования (соответствие ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ о нотариате без каких-либо исключений) предъявляются лишь к иным лицам, желающим заместить должность временно отсутствующего нотариуса.

С приведенными положениями ст. 20 Основ о нотариате согласуются и положения п. 1.5 Порядка, в соответствии с которым предусмотрено, что замещение временно отсутствующего нотариуса осуществляется помощником нотариуса, при невозможности замещения временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса - иным лицом, соответствующим требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ.

В пользу изложенного выше вывода также свидетельствуют и положения раздела II Порядка, устанавливающего порядок предоставления документов лицами, желающими замещать временно отсутствующего нотариуса. При этом перечень документов, которые необходимо представить в нотариальную палату помощнику нотариуса для наделения его соответствующими полномочиями (п. 2.1 Порядка) отличается от соответствующего перечня документов, которые необходимо для этих же целей представить иному лицу, соответствующему требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ (п. 2.2 Порядка).

Так, из наименования предоставляемых документов усматривается, что помощнику нотариуса необходимо представить "копию трудового договора или трудовой книжки", в то время как иное лицо, соответствующее требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Основ о нотариате, обязано представить "трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет". Альтернативный вариант наименования документов о трудовой деятельности, содержащихся в пп. 2.1 и 2.2 Порядка, указывает на то, что целью предоставления помощником нотариуса копии трудового договора или трудовой книжки (без какой-либо оговорки о наличии стажа) является подтверждение лишь занимаемой должности (помощника нотариуса), а не стажа работы.

Таким образом, из системного анализа приведенных норм Основ о нотариате и положений утвержденного Приказом от 29 июня 2015 года N 148 Порядка в их взаимосвязи следует, что правило о соответствии лица, желающего заместить временно отсутствующего нотариуса, требованиям о наличии пятилетнего стажа работы по юридической специальности, применяется только иным к лицам (не являющимся помощниками нотариуса) и не распространяется на лиц, состоящих в должности помощника нотариуса.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления административного истца.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых аргументов, ставящих под сомнение соответствие закону выводов суда первой инстанции, по существу приведенные доводы направлены на иное толкование действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований для дачи иной оценки обстоятельствам дела, чем изложенной судом первой инстанции в обжалуемом решении.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, не допущено.

Разрешая ходатайство административного истца об отказе от части заявленных исковых требований, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Часть 3 статьи 157 КАС РФ устанавливает, что в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Согласно ч.2 ст. 194 КАС РФ - суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Аналогичные положения содержаться в ст. 225 КАС РФ.

В силу положений ст. 304 КАС РФ - при принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Ходатайство административного истца заявлено в надлежащей форме, не противоречит закону.

Соответственно, судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от части заявленных требований и прекратить производство по делу в соответствующей части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 157, 304 и 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 декабря 2015 года в части возложения на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике обязанности издать приказ о наделении помощника нотариуса Ш.Ю.А. полномочиями нотариуса нотариального округа <данные изъяты>Ш.И.В. в случае временного отсутствия нотариуса Ш.И.В. или временной невозможности исполнения ею своих обязанностей по уважительной причине отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение оставить без изменения, жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике без удовлетворения.

Председательствующий Кричкер Е.В.

Судьи Соловьев В.А.

Машкина Н.Ф.

копия верна судья Кричкер Е.В.