Судья Волкова С.Ю. Дело № 33а-9532/20
25RS0030-01-2020-000411-13
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 декабря 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.
судей Бондаренко Л.П. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Бондаренко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белолипецкой Оксаны Вячеславовны к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе административного истца на решение Хасанского районного суда Приморского края от 09 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца Бондаренко Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Белолипецкая О.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что администрацией Хасанского муниципального района <адрес> ей в аренду на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ для целей ведения личного подсобного хозяйства передан земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относительно ориентира, жилого дома - примерно в 100 м. от ориентира по направлению на северо-запад, на котором административным истцом построен жилой дом.
В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении в собственность земельного участка отказано, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Безверховского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения (Р-2), административному истцу рекомендовано обратиться в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о внесении изменений в План землепользования и застройки Безверховского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в администрацию Хасанского муниципального района подано заявление о внесении изменений в План землепользования и застройки и генеральный план Безверховского сельского поселения, в котором заявитель просила отнести спорный земельный участок к зоне Ж-1 (зоне застройки индивидуальными жилыми домами), однако ответа на заявление не получено. ДД.ММ.ГГГГ она направила запрос, в котором просила сообщить о результатах рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В адрес истца поступило два ответа: от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором административный ответчик сообщил, что в 2020 году планируются внесение изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения, и от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором административный ответчик сообщил о необходимости обращения с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ. В настоящее время эффективное использование земельного участка невозможно. Административный истец полагает, что административный ответчик нарушил его права, проявил бездействие, фактически отказав в рассмотрении его предложений, в связи с чем, просит суд признать решение администрации Хасанского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязать администрацию Хасанского муниципального района <адрес> рассмотреть предложение административного истца о внесении изменений в ПЗЗ и генеральный план БСП, подготовить заключение о необходимости внесения изменений в План землепользования и застройки и генеральный план Безверховского сельского поселения.
Административный истец в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, направила в суд своего представителя.
Представитель административного истца в суде исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что Правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения приняты ДД.ММ.ГГГГ без учета фактических видов разрешенного использования предоставленных в аренду земельных участков. Настаивает, что оспариваемый ответ незаконный, поскольку в нем не содержится ответ по существу вопроса, не указан срок внесения изменений, согласно ч.4 ст.33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, с рекомендацией внести изменения либо их отклонить, однако по обращению истца конкретное решение не принято.
Представитель административного ответчика - администрации Хасанского муниципального района <адрес> исковые требования не признала, поскольку заявителю сообщено в ответе, что работы по внесению изменений в Генеральный план Безверховского сельского поселения ведутся, планируется их завершение в 2020 году после проведения согласований и общественного обсуждения проекта, внесение изменений в План землепользования и застройки также планируется в 2020 году. В подтверждение доводов предоставила суду муниципальный контракт по разработке проекта изменений от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в поданной его представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений ч.1 ст.308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что Правила землепользования и застройки должны соответствовать Генеральному плану поселения.
На основании ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и ст. 32 ГрК РФ, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена ст.ст. 31, 32 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (ч. 1 - ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> относительно ориентира, жилого дома - примерно в 100 м. от ориентира по направлению на северо-запад сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, расположен в категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, обременен арендой на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером: № площадью 38,2 кв. м, правообладателем которого, согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, является административный истец ФИО1
Оценивая соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, а также доводы административного истца о бездействии административного ответчика по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении, в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения, с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила, с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).
Как установлено судом в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 обратилась административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении в собственность земельного участка административному истцу отказано, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Безверховского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения (Р-2), административному истцу рекомендовано обратиться в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о внесении изменений в План землепользования и застройки Безверховского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в администрацию Хасанского муниципального района подано заявление о внесении изменений в План землепользования и застройки и генеральный план Безверховского сельского поселения, в котором заявитель просила отнести спорный земельный участок к зоне Ж-1 (зоне застройки индивидуальными жилыми домами), однако, ответа на заявление не получено.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направила в администрацию запрос, в котором просила сообщить о результатах рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес административного истца поступило два ответа.
Согласно ответу администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с проектом внесения изменений в Генеральный план Безверховского сельского поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером 25№ предусматривается зона застройки индивидуальными жилыми домами. Утверждение проекта внесения изменений планируется в апреле 2020 года после проведения согласований и общественного обсуждения проекта. Разработка проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения планируется в 2020 году.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация сообщила, что администрацией Хасанского муниципального района разрабатывается новый генеральный план, после принятия которого, будут разработаны правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения. Генеральный план является исходным документом для разработки правил землепользования и застройки.
Оспаривая ответ администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ссылается на то, что фактически ее заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и генеральный план Безверховского сельского поселения не рассмотрено, ответ по существу поставленного вопроса не дан, фактически ей отказано в рассмотрении ее предложения о внесении изменений в указанные документы.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителя административного ответчика, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Хасанского муниципального района заключен муниципальный контракт по проведению работ, направленных на внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Из предоставленных в суд апелляционной инстанции возражений ответчика на апелляционную жалобу следует, что, Постановлением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-па создана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Хасанского муниципального района для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Хасанского муниципального района в рамках полномочий администрации Хасанского муниципального района в сфере градостроительной деятельности (п.1.2 Положения о комиссии, режим доступа: сайт администрации Хасанского муниципального района, раздел (официальная информация, постановления 2020 года).
Постановлением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-па назначены общественные обсуждения по проекту «Внесение изменений в генеральный план Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района», которые в настоящее время завершены.
Постановлением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-па назначены общественные обсуждения по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения Хасанского муниципального района». Общественные обсуждения будут окончены ДД.ММ.ГГГГ.
В вышеуказанных проектах для земельного участка с кадастровым номером № предусмотрена зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой возможно строительство индивидуального жилого дома.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений приведенных норм права, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований административных истцов не установлена.
Как установлено в судебном заседании, администрацией Хасанского муниципального района <адрес> обращение административного истца рассмотрено, ответ дан, кроме того, проведена необходимая работа с целью внесения изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки Безверховского сельского поселения с учетом установленного законом порядка для принятия таких решений. При этом доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемым ответом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Оснований для отмены решения суда, в том числе, и по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Бондаренко Е.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи