судья Лиджиев В.Т. дело № 33а-957/2017А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 10 октября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Панасенко Г.В.,
судей Васляева В.С. и Литовкина В.В.,
при секретаре Манжиковой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хаменова Виктора Борисовича и Хаменовой Маины Михайловны к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Яшалтинское РМО) о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков по апелляционной жалобе административных истцов Хаменова В.Б., Хаменовой М.М. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В. об обстоятельствах дела, объяснения административных истцов Хаменова В.Б. и Хаменовой М.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Яшалтинского РМО Маклаковой Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хаменов В.Б., Хаменова М.М. обратились в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что во исполнение вступивших в законную силу решений Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 06 сентября 2006 года внутрихозяйственная комиссия СПК «Октябрьский» Яшалтинского района Республики Калмыкия 11 февраля 2014 года включила их в список лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Яшалтинского района, расположенных вблизи п. Октябрьский: участок пашни в размере 42,8 га, находящийся в 0,6 км по направлению на восток от ориентира – п. Октябрьский, участок из пастбищ общей площадью 31,6 га, находящийся примерно в 10 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский. В июне 2017 года они обратились в администрацию Яшалтинского РМО с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность земельных участков. 26 июня 2017 года администрация Яшалтинского РМО отказала им в предоставлении земельных участков ввиду изменений действующего законодательства. Считая, что данное решение не соответствует нормам материального закона и принято без учета обстоятельств возникшего спора, просили признать незаконными отказы администрации Яшалтинского РМО в предоставлении им в общую долевую собственность земельных участков в границах плана Октябрьского СМО Республики Калмыкия.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Хаменова В.Б., Хаменовой М.М. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Хаменов В.Б., Хаменова М.М. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при разрешении спора суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что они включены в список претендентов на бесплатное получение в собственность земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения решением внутрихозяйственной комиссии от 11 февраля 2014 года, то есть до того, как п. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. № 177-IV «О регулировании земельных отношений», которыми был установлен перечень лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения этих долей, равно как и Порядок оформления прав граждан на земельныедоли, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 года № 178, признаны утратившими силу. Полагает, что признанное за ними судом право на получение земельных долей не может быть ограничено.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) вышеуказанных органов, должностных лиц и служащих незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из отсутствия оснований для признания незаконными отказов администрации Яшалтинского РМО в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по утвержденному решением внутрихозяйственной комиссии СПК «Октябрьский» от 11 февраля 2014 года списку лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельной доли, в котором значатся административные истцы.
С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Пунктом 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 4 ст. 10 названного Федерального закона земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной основе или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года №177-IV-3 «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», действовавшими до 7 января 2016 года, был установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения размера этой земельнойдоли.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 года № 178 был утвержден Порядок оформления прав граждан на земельныедоли, согласно которому собрание граждан, имеющих право на безвозмездное получение земельнойдоли, принимает решение об оформлении прав на земельныедолив общую долевую собственность и выбирает (определяет) представителей для работы в составе внутрихозяйственной комиссии с дальнейшим направлением указанного решения в районную комиссию. Решение оформляется протоколом собрания (п. 5 и 7 Порядка).
Для передачи гражданам земли, находящейся в государственной собственности, создаются районные комиссии, в состав которых входят представители администрации районного муниципального образования, управления (отдела) сельского хозяйства администрации районного муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Руководство районной комиссией возлагается на главу администрации РМО. Для оформления прав собственников земельныхдолей формируются внутрихозяйственные комиссии (п. 2 и 4 Порядка).
К числу полномочий внутрихозяйственной комиссии относилось, в частности, организация проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на получение земельныхдолей, определение размеров земельныхдолей и направление в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения (п. 6 и 12 Порядка).
Согласно п. 13 Порядка администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам-участникам общей долевой собственности.
Указанный Порядок признан утратившим силу на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 года № 52 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия».
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 6 сентября 2006 года на внутрихозяйственную комиссию по СПК «Октябрьский» Яшалтинского района Республики Калмыкия возложена обязанность включить Хаменова В.Б. и Хаменову М.М. в списки претендентов на получение земельной доли.
Из протокола № 1 заседания внутрихозяйственной комиссии СПК «Октябрьский» от 11 февраля 2014 года следует, что принято решение о предоставлении четырем гражданам, в том числе Хаменовой М.М. и Хаменову В.Б., по решениям Яшалтинского районного суда земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения Яшалтинского района, расположенных вблизи п. Октябрьский: участок пашни в размере 42,8 га, находящийся в 0,6 км по направлению на восток от ориентира – п. Октябрьский, участок пастбищ общей площадью 31,6 га, находящийся примерно в 10 км по направлению на северо-восток от ориентира – п. Октябрьский.
Хаменов В.Б. и Хаменова М.М. включены в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в СПК «Октябрьский» Яшалтинского района Республики Калмыкия с определением размера земельных долей по 18,6 га.
Из представленного в суд апелляционной инстанции Приложения № 1 к протоколу заседания внутрихозяйственной комиссии СПК «Октябрьский» от 11 февраля 2014 года следует, что внутрихозяйственной комиссией согласовано местоположение земельных участков.
21 июня 2017 года Хаменов В.Б. и Хаменова М.М. обратились в администрацию Яшалтинского РМО с заявлением о предоставлении им земельных участков по вышеуказанным спискам.
26 июня 2017 года административным истцам в этом отказано со ссылкой на то, что нормы закона, устанавливающие перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения размера этой земельнойдоли, утратили силу. Иных оснований для отказа в предоставлении Хаменову В.Б. и Хаменовой М.М. земельных участков не приведено.
Вместе с тем, принимая во внимание, что на момент признания утратившими силу п. 3 и 4 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года № 177-IV-З «О регулировании земельных отношений» и Порядка оформления прав граждан на земельные, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 года № 178, административные истцы решением внутрихозяйственной комиссии уже были включены в список лиц на бесплатное получение земельной доли, определен размер их земельных долей, отказ ответчика в удовлетворении заявления истцов о предоставлении земельных участков по приведенному им в письме основанию является незаконным.
В рассматриваемой ситуации вопрос о предоставлении земельных участков, по мнению судебной коллегии, может быть разрешен в соответствии с ранее действовавшим порядком при отсутствии иного, установленного законом. В противном случае возникает неопределенность в части реализации истцами признанного за ними решением суда права на получение в собственность бесплатно земельной доли, и оно лишается всякого смысла, что является недопустимым.
Поскольку административные истцы до настоящего времени не являются участниками долевой собственности, таковыми могут быть лишь с момента регистрации права собственности, применение судом положений ч. 3 ст. 11.5, ст. 13, 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления Хаменова В.Б. и Хаменовой М.М. о признании незаконными отказов администрации Яшалтинского РМО, изложенных в сообщениях от 26 июня 2017 г., в предоставлении земельных участков на праве общей долевой собственности.
Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 10 августа 2017 года отменить.
Административные исковые требования Хаменова Виктора Борисовича и Хаменовой Маины Михайловны удовлетворить.
Признать незаконными отказы администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, изложенные в сообщениях от 26 июня 2017 г., в предоставлении Хаменову Виктору Борисовичу, Хаменовой Маине Михайловне земельных участков на праве общей долевой собственности.
Председательствующий Г.В. Панасенко
Судьи В.С. Васляев
В.В. Литовкин