ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-958/19 от 29.03.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Кошелева Н.В. Дело № 33а-958/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Петровского М.В.,

судей: Цоя А.А., Простомолотова О.В.

при секретаре Кустовой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску муниципального бюджетного образовательного учреждения «Варгатерская ООШ» к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, его должностным лицам Луговскому Алексею Николаевичу, Соколовой Елене Олеговне о признании незаконным предписания, распоряжения

по апелляционной жалобе административного истца муниципального бюджетного образовательного учреждения «Варгатерская ООШ» на решение Чаинского районного суда Томской области от 15 января 2019 г.

Заслушав доклад судьи Цоя А.А., судебная коллегия

установила:

административный истец обратился в суд с административным иском, указывая, что 29.08.2018 Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирским управлением Ростехнадзора) вынесено распоряжение №04-34-06/354 о проведении внеплановой выездной проверки муниципального бюджетного образовательного учреждения «Варгатерская ООШ» (далее - МБОУ «Варгатерская ООШ»), из которого следует, что проверка проводится в рамках осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения. Между тем, административный истец не относится к теплоснабжающим и теплосетевым организациям, следовательно, у Сибирского управления Ростехнадзора отсутствуют законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении административного истца. Оспариваемое распоряжение издано на основании приказа руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. от 16.07.2018, изданного во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации М. от 26.06.2018. Названное поручение от 26.06.2018 не содержит каких-либо распоряжений по проведению внеплановых проверок, а содержит указания по обеспечению контроля за ходом подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2018-2019 годов. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения. Согласно п.2 указанных Правил, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Распоряжение № 04-34-06/354 издано не руководителем Сибирского управления Ростехнадзора, а начальником Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Луговским А.Н., который исполнял обязанности заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора, что является нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Оспариваемое распоряжение нарушает право административного истца на проведение обоснованной проверки в соответствии с указанным законом, возлагает на школу дополнительные обязанности в сфере теплоснабжения, не предусмотренные действующим законодательством. Просит суд в окончательном варианте исковых требований признать незаконными распоряжение Сибирского управления Ростехнадзора от 29.08.2018 №04-34-06/354 о проведении внеплановой выездной проверки МБОУ «Варгатерская ООШ», акт проверки Сибирского управления Ростехнадзора от 10.09.2018 № 34-08/А-ОЗП-32, предписание об устранении выявленных нарушений Сибирского управления Ростехнадзора от 10.09.2018 №14-08/П-ОЗП-32.

Представители административного истца в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что в настоящее время нарушения, указанные в оспариваемом предписании, за исключением первого и второго, устранены. Основания для признания незаконными акта и предписания те же, что и для признания незаконным распоряжения.

Определением суда от 15.01.2019 производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки Сибирского управления Ростехнадзора от 10.09.2018 № 34-08/А-ОЗП-32 прекращено.

Административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении дела не просили, представитель Сибирского управления Ростехнадзора, должностное лицо Луговской А.Н. просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представителем административного ответчика Сибирского управления Ростехнадзора представлены отзывы, из которых следует, что Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности, в том числе на территории Томской области. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, устанавливающие право органов государственного энергетического надзора осуществлять надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С). Котельная по адресу: Томская область, Чаинский район, с. Варгатер, ул. Центральная, 42, имеющая два котла, передана административному истцу в оперативное управление Администрацией Чаинского района, находится на балансе школы, используется образовательным учреждением, котельная является источником теплой энергии и соответственно административный истец является теплоснабжающей организацией. При этом учреждением проигнорированы требования законодательства Российской Федерации в области энергетики, регламентирующие вопросы надежной и безопасной эксплуатации оборудования и сооружений котельной. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении административного истца по распоряжению Сибирского управления Ростехнадзора от 29.08.2018 явился приказ руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. от 16.07.2018 № 308 «О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов», изданный во исполнение поручения заместителя Правительства Российской Федерации М. от 26.06.2018 № ВМ-П9-3773. Таким образом, оспариваемое распоряжение в отношении административного истца было издано законно и обоснованно.

Письмо Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 19.09.2018 №09-4659 не может являться основанием для отмены распоряжения № 04-34-06/354, так как Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России не обладает полномочиями по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения. Учитывая, что деятельность по производству тепловой энергии (т.е. эксплуатация учреждением котельной), а также передача теплового носителя от котельной школы до теплопотребляющих установок школы подтверждается, то можно сделать вывод, что административный истец является одновременно и теплоснабжающей организацией, и теплосетевой организацией, и потребителем тепловой энергии, сети которой подключены к системе теплоснабжения. Следовательно, вывод, указанный в письме Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России от 19.09.2018, не может быть применен к административному истцу. Основанием для принятия оспариваемого предписания явились нарушения требований безопасности в сфере теплоснабжения, допущенные административным истом, отраженные в акте проверки. В соответствие с требованиями законодательства проверка доводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, следовательно, исполняющий обязанности заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора в рамках своих полномочий подписал оспариваемое распоряжение. Просит суд в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Административные ответчики Луговской А.Н., Соколова Е.О. представили отзывы, аналогичные по содержанию доводам, изложенным в отзывах административного ответчика Сибирского управления Ростехнадзора. Просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Администрация Чаинского района Томской области, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном отзыве указала, что иск подлежит удовлетворению по доводам, изложенным административным истцом, которые поддерживает.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц: представителя административного ответчика Сибирского управления Ростехнадзора, административных ответчиков должностных лиц Луговского А.Н., Соколовой Е.О. и представителя заинтересованного лица Администрации Чаинского района.

Обжалуемым решением суда от 15.01.2019 в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение Чаинского районного суда Томской области от 15.01.2019 отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов указывает, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального права в силу следующего.

Исходя из пункта 5.3.1.21 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, пункта 4.1.3. Положения о Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (сокращенное наименование - Сибирское управление Ростехнадзора), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 г. № 263, пункта 2(2) Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 (в ред. от 18.01.2017), ст. 4.1, ч.1 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», субъектом проверки Ростехнадзора в сфере теплоснабжения могут быть только организации, которые продают тепловую энергию и (или) оказывают услуги по её передаче, и к указанным организациям применяются Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

Судом отклонены доводы административного истца о том, что МБОУ «Варгатерская ООШ» не относится к субъектам теплоснабжения, а является потребителем теплоэнергии для собственных нужд. В дальнейшем суд указывает на то, что МБОУ «Варгатерская ООШ» не является теплоснабжающей и теплосетевой организацией.

Несмотря на вышеуказанные постановления Правительства Российской Федерации и законодательство, суд при вынесении решения пришел к выводу, что у Сибирского управления Ростехнадзора имеются полномочия по проверке деятельности МБОУ «Варгатерская ООШ» как организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, сославшись на пункт 5.3.1.20 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401. Данный вывод суда неверный, поскольку согласно п. 5.3.1.20 Положения от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности. Однако, в ходе судебного разбирательства о технических регламентах, в соответствии с которыми Сибирское управление Ростехнадзора вправе проводить проверки в МБОУ «Варгатерская ООШ» не говорилось, а указывалось о Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. № 115, соответствовать которым должны теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Понятие технический регламент раскрывается в Федеральном законе от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». Таким образом, судом Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, приравнены к техническому регламенту, что противоречит действующему законодательству о техническом регулировании.

В нарушение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 и Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, суд наделил Сибирское управление Ростехнадзора полномочиями, в сфере теплоснабжения, проверять не только теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, а также все объекты теплоснабжения в любых организациях, что является существенным нарушением норм материального права.

Решение суда содержит противоречивые выводы, суд признает, что МБОУ «Варгатерская ООШ» не является теплоснабжающей и теплосетевой организацией, с другой стороны, относит МБОУ «Варгатерская ООШ» к объектам теплоснабжения и применяет положения, регулирующие порядок проведения проверок объектов теплоснабжения, несмотря на тот факт, что основанием для проведения внеплановой проверки является подготовка объектов теплоснабжения к отопительному периоду и то, что МБОУ «Варгатерская ООШ» не относится к объектам теплоснабжения, а является общеобразовательной организацией.

Согласно сопроводительному письму, которое является приложением к поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 № ВМ-П9-3773, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указывает, что проверка хода подготовки объектов теплоснабжения необходимо осуществлять до начала работы комиссии по оценке их готовности в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения. МБОУ «Варгатерская ООШ» не относится к субъектам теплоснабжения, перечисленным выше и соответственно оценка готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду в МБОУ Сибирским управлением Ростехнадзора никогда не проводилась, и, следовательно, проверка по контролю за ходом подготовки объектов теплоснабжения в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 № ВМ-П9-3773 также не должна проводится.

Действующим законодательством не предусмотрен контроль со стороны контролирующих органов в отношении организаций, имеющих собственные котельные, которые используются только для обеспечения теплом зданий, принадлежащих данным организациям, и всю ответственность по содержанию данных котельных в исправном состоянии несёт сама организация.

Следовательно, Сибирское управление Ростехнадзора проводит проверки по контролю за ходом подготовки объекта теплоснабжения МБОУ «Варгатерская ООШ» незаконно. Одним из доказательств данного заключения является, тот факт, что МБОУ «Варгатерская ООШ» не было включено в ежегодный план проверок, утверждаемый на каждый год Сибирским управлением Ростехнадзора, который проверяется органами прокуратуры на предмет законности, т.е. Сибирское управление Ростехнадзора ни разу не проводило в МБОУ «Варгатерская ООШ» плановую проверку объектов теплоснабжения и проверку оценки готовности к отопительному периоду в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103. Ежегодный план проверок находится в свободном доступе, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Однако, согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, является приказ (распоряжение) только руководителя органа государственного контроля (надзора).

На основании вышеизложенного выражает несогласие с выводом суда о том, что у и.о. заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора имеются полномочия на подписание распоряжения о проведении внеплановой проверки на основании поручения Правительства Российской Федерации, поскольку данный вывод суда противоречит п. 3 ч. 2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца МБОУ «Варгатерская ООШ», представителя заинтересованного лица Администрации Чаинского района, представителя административного ответчика Сибирского управления Ростехнадзора, административных ответчиков Луговского А.Н., Соколовой Е.О., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, учитывая, что от представителя Сибирского управления Ростехнадзора Черновой О.В., начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Луговского А.Н., государственного инспектора Сибирского управления Ростехнадзора Соколовой Е.О. поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворении заявленных требований по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями является совокупность двух условий: не соответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием), на административного ответчика – обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок их принятия, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 01.12.2009 администрация Чаинского района на основании договора закрепила за административным истцом на праве оперативного управления имущество, в том числе здание школы по адресу: с. Варгатер, ул. Центральная, 42, в котором расположена тепловая энергоустановка (котельная). Котельная имеет водогрейные котлы, котел марки ТРИО, мощностью 124,5 кВт, котел КВр-0,1МВТ, рабочее давление 0,5 МПа.

26.06.2018 заместителем Председателя Правительства Российской Федерации выдано поручение Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) обеспечить контроль за ходом подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2018-2019 годов.

16.07.2018 во исполнение данного поручения руководителем Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан приказ № 308 «О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов», в соответствии с которым руководителям территориальных органов Ростехнадзора поручено организовать проведение внеплановых проверок хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018 - 2019 годов.

29.08.2018 на основании названного приказа Сибирским управлением Ростехнадзора издано распоряжение № 04-34-06/354, в соответствии с которым проведена внеплановая выездная проверка административного истца, по ее результатам выявлены нарушения обязательных требований, что зафиксировано актом проверки от 10.09.2018 № 34-08/А-ОЗП-32.

10.09.2018 должностным лицом, проводившим проверку, вынесено предписание № 34-08/П-ОЗП-32 об устранении выявленных нарушений, в котором указаны сроки их устранения.

24.09.2018 постановлением начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Луговского А.Н. административный истец привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение нарушений, выявленных в ходе проверки.

Как установлено Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (ред. от 06.07.2018) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей); Ростехнадзор является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности); органом федерального государственного энергетического надзора (п. 1); Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4); осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации обслуживании технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (п. 5.3.1.5); за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (п. 5.3.1.6); за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности (п.5.3.1.20); за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения (п. 5.3.1.21); регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов (п. 5.3.5); проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (п. 5.3.8); имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (п. 6.6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610 (ред. от 04.08.2017) утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, определяющее порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора. Согласно названному Положению государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее – обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения (п. 2.2); должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители (подп «ж» п. 3); другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора (подп «3» п. 3); государственный надзор осуществляется посредством проведения проверок, в том числе внеплановых выездных, в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 4).

В силу положений п. 5.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» котельная, как источник тепловой энергии, является объектом теплоснабжения, что с учетом приведенных положений законодательства не исключает проведение проверки должностными лицами Ростехнадзора в отношении организации, эксплуатирующей котельную.

Исходя из поставленной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в поручении Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) задачи по обеспечению контроля за ходом подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2018-2019 годов, учитывая объем полномочий Ростехнадзора по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, принимая во внимание предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а именно обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (подп. 9 п. 1 ст. 3), судебная коллегия находит доводы апеллянта об отсутствии у Ростехнадзора полномочий по проведению проверки МБОУ «Варгатерская ООШ» на предмет соблюдения обязательных требований при эксплуатации котельной несостоятельными.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нарушений которого судебная коллегия не усматривает.

Так, подпунктом 3 п. 2 ст. 10 названного Федерального закона предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, что имело место по настоящему делу.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 руководителем Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Алешиным А.В. издан приказ от 16.07.2018 № 308 «О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов».

Довод апеллянта, согласно которому исполняющий обязанности заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Луговской А.Н. не имел право выносить распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, основан на неправильном толковании закона. Как видно из положений п. 5 ст. 8.3, п. 12 ст. 9, п. 8 ст. 10, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, издание приказа (распоряжения) о проведении проверки заместителем руководителя предусмотрено как альтернатива изданию такого распоряжения непосредственно руководителем.

Оспариваемое распоряжение исполняющего обязанности заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Луговского А.Н. 29.08.2018 № 04-34-06/354 соответствует требованиям, предъявляемым к форме распоряжения, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вопреки доводам жалобы апеллянта, в рамках осуществления федерального государственного энергетического надзора Ростехнадзор осуществляет надзор за соблюдением требований как Федерального закона «О теплоснабжении», так и наряду с требованиями технических регламентов, проверяет соблюдение правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Проверив соблюдение административным истцом требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, административный орган установил ряд нарушений. По факту выявленных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и впоследствии начальником Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора Луговским А.Н. вынесено постановление о назначении МБОУ «Варгатерская ООШ» административного наказания от 24.09.2018, которое оставлено без изменения решением судьи Чаинского районного суда Томской области от 13.11.2018 и решением судьи Томского областного суда от 27.12.2018 (дело № 7-431/2018). Состоявшиеся судебные решения по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановления суда, по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом. В этой связи факт нарушения административным истцом обязательных требований не требует доказывания.

Обязанностью должностного лица, выявившего в ходе проведения проверки нарушение обязательных требований, является принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, одной из таких мер является вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений.

О выполнении названной обязанности должностным лицом свидетельствует вынесенное им предписание от 10.09.2018 № 34-08/П-ОЗП-32 об устранении выявленных нарушений. С учетом характера нарушений установленные для их устранения сроки являются разумными.

Мотивы, по которым судом 15.01.2019 прекращено производство по делу в части оспаривания акта проверки от 10.09.2018 № 34-08/А-ОЗП-32, судебная коллегия находит правильными.

Вопреки доводам жалобы апеллянта, направленным на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения и приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чаинского районного суда Томской области от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца муниципального бюджетного образовательного учреждения «Варгатерская ООШ» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: