Судья: Исакова Н.Н.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-9657/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 24 октября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Папуши А.С.
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.
при секретаре Матрозе Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю УФАС России по Иркутской области ФИО2, УФАС России по Иркутской области о признании незаконными бездействий, выразившиеся в не рассмотрении обращений в установленном законе порядке, действий, выразившихся в рассмотрении обращений не в установленном законом порядке, о признании незаконными решений об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства, об обязаниии устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 июля 2017 года
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 обратился в УФАС России по ИО с заявлениями о нарушении законодательства о рекламе, что подтверждается копией жалобы.
28 апреля 2017 г. за исх. № 4305 руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что рассмотрение вопроса жалобы не входит в компетенцию органа, что подтверждается копией ответа (приложена №3).
28 апреля 2017 г. за исх. № 4284 руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение № 3).
28 апреля 2017 г. за исх. № 4288 руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение № 3).
28 апреля 2017 г. за исх. № 4285 руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение № 3).
27 апреля 2017 г. за исх. № 4232 руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение № 3). Таки образом, ФИО2 было отказано в возбуждении дел по признакам нарушения рекламного законодательства по обращениям.
Фактически своими ответами административный ответчик принял решение об отказе в рассмотрении обращений административного истца. Решения административного ответчика приняты в отсутствии оснований, установленных законом для отказа, в связи с чем, является незаконными. Также, бездействие ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО1 в установленном законом порядке, и действий, выразившееся в рассмотрении обращений ФИО1 не в установленном законом порядке - тоже являются незаконными. Принятыми незаконными решениями, допущенными незаконными действиями и бездействиям нарушается право ФИО1 на защиту его прав и интересов, на доступ к правосудию, на полное и всестороннее рассмотрение обращений.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 февраля 2017 года, в удовлетворении административных исковых требования было отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с судебным решением, указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что рассматривая дело, суд первой инстанции, при рассмотрении дела не учел положения п. 16 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела. Тогда как антимонопольный орган не принял решение по его жалобе, а перенаправил ее в иной государственный орган.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 24.04.2017 г. вх. № 4692 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения, просил провести проверку, установить виновных лиц, привлечь их к ответственности и принять исчерпывающие меры для недопущения подобного вновь. К заявлению ФИО1 приложил фотоснимки.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017г. за исх. № 4305, согласно которому, на заявление от 24.04.2017 г. (вх. № 4692) по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения, сообщает следующее. В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального Закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, размещение рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 года № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе», Приказом ФАС России от 28.12.2007 года № 453 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», а также положениями статьи 33 федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В полномочия Управления федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области не входит контроль за соблюдение технических регламентов при размещении рекламных конструкций. Для решения вопроса в части установки рекламных конструкций на опорах освещения обращение ФИО1 направлено в адрес Комитета по экономике Администрации города Иркутска для принятия установленных законом мер.
27.04.2017 г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобами (вх. № 3386 от 27.03.2017 г., № 3387 от 27.03.2017 г., №3388 от 27.03.2017 г., № 3390 от 27.03.2017 г., № 3391 от 27.03.2017 г., № 3392 от 27.03.2017 г.) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 27.04.2017 г. за исх. № 4232, согласно которому, в связи с недостаточностью доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с п. 15 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства от 17 августа 2006 года № 508. п. 2.18 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, срок рассмотрения заявления ФИО1 продлевается на один месяц. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент), основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19, 3.20, 3.21 настоящего Регламента. 3.25. Заявитель вправе подать заявление и материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа. Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (представителем заявителя). Заявление должно содержать следующие сведения: сведения о заявителе, в том числе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения; наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, или указан стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе с приложением имеющихся доказательств; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов (п. 3.4, п. 3.6, п. 3.7 Регламента). Прилагаемые к заявлению документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (представителя физического лица) (п. 3.9. Регламента). Однако, копии документов, приложенных к заявлениям ФИО1 не заверены его подписью, не приложена детализация поступивших на его абонентский номер смс сообщений. Следовательно, не представляется возможным установить отсутствие либо наличие признаков нарушения рекламного законодательства. На основании изложенного, в связи с нарушением порядка подачи заявления в антимонопольный орган, Иркутское УФАС России повторно предложило ФИО1 устранить допущенные нарушения в срок до 25.05.2017г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращения ФИО1, в противном случае по его обращениям будет принято решение об отказе в возбуждении дел по признакам нарушения рекламного законодательства.
Кроме того, 24.04.2017 г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой (вх. № 4693 от 24.04.2017) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017 г. за исх. № 4288, согласно которому, в соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет антимонопольный орган в пределах своих полномочий, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент), основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19, 3.20, 3.21 настоящего Регламента. Согласно п. 3.4, п. 3.5 и п.3.6 Регламента заявитель вправе подать заявление и материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа. Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (представителем заявителя). Заявление должно содержать следующие сведения: сведения о заявителе, в том числе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения; наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, или указан стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе с приложением имеющихся доказательств; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов (п. 3.4, п. 3.6, и. 3.7 Регламента). Прилагаемые к заявлению документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (представителя физического лица) (и. 3.9. Регламента). Поступившее в антимонопольный орган обращение (вх. № 4693 от 24.04.2017) не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом № 711/12, а именно: не приложена детализация номера ФИО1, копия рекламы (скриншот полученного СМС - сообщения) не заверена подписью ФИО1 На основании изложенного, в связи с нарушением порядка подачи заявления в антимонопольный орган, Иркутское У ФАС России предложило ФИО1 устранить допущенные нарушения в срок до 19.05.2017 г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращение, в противном случае по обращению ФИО1 будет принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
Кроме того, 28.04.2017 г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой (вх. № 4691 от 24.04.2017) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017 г. за исх. № 4284 аналогичный ответу от 28.04.2017 г. за исх. № 4288.
Кроме того, 30.03.2017 г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобами вх. № № 3534, 3535, 3536, 3537, 3584 о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017 г. за исх. № 4285, аналогичный ответу от 28.04.2017 г. за исх. № 4288, где ФИО1 предложено устранить допущенные нарушения в срок до 26.05.2017 г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращение, в противном случае по обращению ФИО1 будет принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы установлены статьей 33 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что со стороны антимонопольного органа, а именно его должностного лица руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2, у которого на рассмотрении находились жалобы ФИО1, бездействие в не рассмотрении обращений ФИО1 (вх. № 3386 от 27.03.2017 г., № 3387 от 27.03.2017 г., №3388 от 27.03.2017 г., № 3390 от 27.03.2017 г., № 3391 от 27.03.2017 г., № 3392 от 27.03.2017 г., вх. № 4693 от 24.04.2017г., вх. № 4691 от 24.04.2017г., 30.03.2017г. вх. № № 3534, 3535, 3536, 3537, 3584) в установленном законом порядке, не установлено, обращения ФИО1 рассмотрены.
Относительно обращения от 24.04.2017 г. вх. № 4692 по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения, то разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствовался Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и исходил из того, что по результатам рассмотрения обращения заявителю дан ответ, в связи, с чем со стороны антимонопольного органа отсутствовало бездействие.
Судебная коллегия, анализируя заявленные ФИО1 требования, приходит к выводу, что они сводятся к несогласию с бездействием руководителя УФАС России по Иркутской области, выразившимся в непринятии именно процессуального решения по обращению.
В соответствии с п. 16 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела.
На основании п. 17. Правил антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела, в случае если рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа.
Исходя из приведенных положений норм права, по заявлению ФИО1, в котором указано на наличие события административного правонарушения должно было быть вынесено решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Письмо от 28.04.2017г., не может рассматриваться в качестве решения, поскольку не облечено в соответствующую процессуальную форму.
Следовательно, выводы суда об отсутствии бездействия должностного лица по данной жалобе не соответствуют материалам дела и противоречат нормам действующего антимонопольного законодательства.
Поскольку факт незаконного бездействия должностных лиц, выразившийся в несоблюдении порядка рассмотрения заявления ФИО1, а именно в непринятии по нему в установленный срок, процессуального решения, установлены и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, оснований для отказа в удовлетворении заявления в этой части у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда, направленные на оценку того, имели ли место достаточные основания к возбуждению дела об административном правонарушении, не имеют правового значения для дела.
Данные доводы подлежат проверке в рамках оценки законности и обоснованности вынесенных мотивированных определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в случае принятия именно такого решения.
В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Судебная коллегия находит необходимым, отменить решение суда в части. Вынести в отмененной части новое решение, которым признать незаконным бездействие руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2 выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от 24.04.2017 г. вх. № 4692 по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения.
Руководствуясь статьями 308, п. 3 ст. 309, п.п. 1,3,4 ч. 2 ст. 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 03 июля 2017 года - отменить в части.
Вынести в отмененной части новое решение, которым признать незаконным бездействие руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2 выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от 24.04.2017 г. вх. № 4692 по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения.
Обязать руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2 рассмотреть заявление ФИО1 от 24.04.2017 г. вх. № 4692 по факту размещения, на перекрестке ул. Карла Либкнехта с ул. Лыткина в г. Иркутске, рекламных конструкций на опорах освещения, известить ФИО1 о результатах его рассмотрения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова