ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9661/18 от 05.09.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-9661/2018

Судья Лучникова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 05 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,

судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центральная Автошкола Перми» на решение Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Центральная Автошкола Перми» ИНН **, КПП **, ОГРН **, исключить Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Центральная автошкола Перми» ИНН **, КПП **, ОГРН ** из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центральная автошкола Перми» ИНН **, КПП **, ОГРН ** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей».

Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., объяснения представителя АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» - Тарасова Д.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми», исключении сведений о данном лице из ЕГРЮЛ.

Требования обоснованы тем, что с 2015 года административный ответчик не представляет сведения, содержащие отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Предупреждения, вынесенные 21.09.2016 г. и 22.05.2017 г. в адрес административного ответчика о допущенных нарушениях законодательства не исполнены, они возвратились в Управление с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения». За непредставление отчёта постановлением мирового судьи от 15.12.2016 г. АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 руб., который не оплачен. Неоднократное непредставление организацией документов, содержащих отчёт о своей деятельности, а также фактическое отсутствие деятельности организации и компетентных органов управления, уполномоченных на принятие решения о ликвидации организации, указывает на то, что АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» является фактически недействующим юридическим лицом.

Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми», указывает, что выводы суда об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ являются преждевременными. АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю 29.06.2018 г. подано заявление о соответствии некоммерческой организации требованиям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту, также – Закон № 7-ФЗ). Таким образом, вменяемые административному ответчику нарушения устранены, иных нарушений Управлением не выявлено. АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» осуществляет свою деятельность. Кроме того, о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик извещён не был.

Управление Министерства юстиции по Пермскому краю, извещённое о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указано на законность и обоснованность решения суда.

Представитель АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» - Тарасов Д.С. на доводах апелляционной жалобы настаивал, пояснил, что 29.06.2018 г. некоммерческая организация обращалась в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю с заявлением, иных документов не подавало, специалисты Управления пояснили, что их представление не требуется.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центральная автошкола Перми» зарегистрирована 02.09.2015 г. МИФНС № 17 по Пермскому краю за номером ОГРН **.

С 2015 г. указанная организация не представляла в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

21.09.2016 г. Управлением в адрес административного ответчика направлено предупреждение № 59/03-4355 об устранении указанных нарушений статьи 32 Закона № 7-ФЗ, с указанием срока устранения нарушений до 15.11.2016 г., которое было возвращено организацией почтовой связи за истечением срока хранения корреспонденции.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 15.12.2016 г. АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства), за что некоммерческой организации назначено наказание в виде административного штрафа в размер 10000 руб., который не оплачен.

22.05.2017 г. Управлением в адрес административного ответчика направлено предупреждение № 59/03-2753 об устранении указанных нарушений статьи 32 Закона № 7-ФЗ, с указанием срока устранения нарушений до 06.07.2017 г., которое было возвращено организацией почтовой связи за истечением срока хранения корреспонденции.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика дают правовые основания для его ликвидации.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 ГК РФ (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Из положений пункта 4.1, подпунктов 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, пункта 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, следует, что Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Закона № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» с 2015 г. не представляло в ГУ Министерства юстиции РФ по Пермскому краю указанную информацию.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к верному выводу об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе не оспариваются установленные судом обстоятельства, связанные с нарушением АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» приведенных законоположений, указано на выполнение некоммерческой организацией требований пункта 3.1 Закона № 7-ФЗ.

Вместе с тем, указанные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, не могут быть приняты во внимание.

Действительно, пунктом 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ установлено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

29.06.2018 г. АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» подало в Управление соответствующее заявление /л.д.51/.

Однако, на момент обращения Управления с административным иском в суд, как и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (26.06.2018 г.), нарушения законодательства ответчиком устранены не были.

При этом, из материалов дела следует, что в предупреждениях, направленных в адрес АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обязывало организацию устранить допущенные нарушения законодательства, представить отчет о деятельности в соответствии с утвержденными формам или заявление и информацию о продолжении деятельности в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, в установленный срок. В указанные в предупреждениях сроки эта обязанность исполнена не была.

Последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй Закона № 7-ФЗ, в том числе указанных в пункте 3.1 указанной статьи, является основанием для ликвидации некоммерческой организации.

Несвоевременность представления вышеназванных документов лишало административного истца возможности осуществлять должным образом контроль за деятельностью АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» и принимать меры к устранению нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела судом, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, судебное извещение, направленное в адрес АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми», возвращено в суд по истечении срока хранения /л.д.30,34/.

Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения дела также была размещена на официальном сайте административного истца в сети Интернет, что свидетельствует о принятии судом всех необходимых мер для извещения административного ответчика.

При таких обстоятельствах, имея сведения о надлежащем извещении АНО ДПО «Центральная Автошкола Перми» о времени и месте судебного заседания, суд правомерно рассмотрел дело в ее отсутствие, что не противоречит требованиям КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центральная Автошкола Перми» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: