Дело № 33а-9700/2018
Судья Малахов С.Л.
Докладчик Кошелева А.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 02 октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе председателя Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» - Кобыленко Н.И. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 года, которым административные исковые заявления Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области о возложении обязанности привести границы охотничьего угодья и предоставленной территории в соответствие с действующим законодательством оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» - Кобыленко Н.И. и Батковой О.П., поддержавших жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Хомченко О.Д., возражавшей против удовлетворения жалобы, представителя ООО «Озерное» Андронова П.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Общественная организация «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» (общество) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Департамент), в котором, с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства требований, просила обязать департамент привести описание западной границы «Воздвиженского» участка в отхотхозяйственном соглашении № 039 от 07.11.2017 г. в соответствие с действующим законодательством, на основании постановления Губернатора № 194 от 27.03.2000 г. «О предоставлении территорий (акваторий) Новосибирской области для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» и договора б/н от 26.04.2000 г. «О предоставлении территории, акватории»,
В обоснование заявленных требований указано, что 07.11.2017 между общественной организацией и Департаментом было заключено охотхозяйственное соглашение № 039. Данное соглашение заключено Департаментом с нарушением установленного порядка.
На основании постановления Губернатора от 27.03.2000 № 194 с обществом был заключен договор от 26.04.2000. В 2000 году общество получило долгосрочную лицензию № 0772 сроком действия до 27 марта 2025 года. В соответствии с долгосрочной лицензией, постановлением губернатора № 194 и договором от 26.04.2000 в Каргатском районе обществу была предоставлена территория Воздвиженского участка Каргатского хозяйства в определенных границах.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 24 июля 2014 № 119 утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новосибирской области. В приложении к Постановлению Губернатора Новосибирской области от 15.03.2016 № 65 границы охотничьего хозяйства Каргатское Воздвиженского участка описаны иначе, они не соответствуют описанию границ, указанному в постановлении № 194.
В нарушение ст. 71 Федерального закона № 259-ФЗ, в основу заключения охотхозяйственного соглашения Департаментом положен не договор, а схема территориального устройства с изменениями и дополнениями. В результате трансформаций территориального устройства граница Воздвиженского участка, приходящая в соответствии с постановление № 194 по левой дороге от Капралово до Форпост-Каргата, превратилась сначала в полевую дорогу, а навигационные точки выставлены вообще без привязки к дорогам, в болоте.
Площади хозяйств должны рассчитываться исходя из предоставленной территории, а не изменением границ.
Также Общественная организация «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, в котором, с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства требований, просила обязать Департамент привести границы охотничьего угодья «Мошковское» в соответствие с действующим законодательством на основании договора о предоставлении территории, акватории № 50 от 19.06.2001 г. путем заключения дополнительного охотхозяйственного соглашения.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.11.2017 между обществом и Департаментом было заключено охотхозяйственное соглашение № 029. Соглашение заключено Департаментом с нарушением установленного законом порядка, с превышением переданных полномочий, нарушает права общества в части использования ранее предоставленной территории для ведения охотхозяйственной деятельности.
28.05.2001 Обществу была выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № 0797 на основании постановления администрации Новосибирской области от 30.03.2001 г. № 288. Между администрацией Новосибирской области и Обществом заключен договор № 50 от 19.06.2001 г. Срок действия долгосрочной лицензии определен с 28.05.2001г. по 30.03.2026г. В соответствии с данным постановлением и договором определены границы охотничьего хозяйства «Мошковское».
С принятием ФЗ № 209-ФЗ утратили силу положения ранее действующего законодательства о выдаче долгосрочных лицензий. Вместо них предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений. При этом, согласно ч.1 ст. 71, ч.ч.1,2 ст. 27 ФЗ № 209-ФЗ, законодательство гарантировало лицам, имеющим долгосрочные лицензии на момент вступления закона в силу, право не переоформлять документально сложившиеся правоотношения или переоформить их в льготном порядке, то есть без аукциона. При этом, первоначально срок действия охотхозяйственного соглашения, заключаемого без аукциона, законодателем однозначно установлен не был, что повлекло рассмотрение данного вопроса Конституционным Судом РФ.
Постановлением Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 17-П данный вопрос был разрешен, при этом до принятия федеральным законодателем мер по устранению неопределенности нормативного содержания ч.3 ст. 71 ФЗ № 209 –ФЗ, лица, указанные в ч.3 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ, были не вправе заключать охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона. Применение ч.3 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ было приостановлено до внесения изменений в данную норму права законодателем.
Применение данной нормы возобновилось с момента вступления в силу ФЗ № 224-ФЗ от 29.07.2017 (10.08.2017), в связи с чем предусмотренный ч.9 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ пятилетний срок заключения охотхозяйственных соглашений на всю площадь охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территории или акватории, продлевается на срок действия установленного КС РФ моратория.
Приказ Минприроды России № 137, установивший максимальную площадь охотничьих угодий, вступил в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования – то есть с 02.07.2012. Таким образом, 02.07.2017 – начальная дата исчисления пятилетнего срока, предоставленного законодателем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, для заключения охотхозяйственных соглашений в отношении угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона, то есть для реализации преимущественного права, предусмотренного ч. 3 ст. 71 Закона. Следовательно, исходя из ст. 71 Закона, последний день подачи заявления на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона субъектами, имеющими долгосрочные лицензии – 01.07.2017.
Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности в период с 25.06.2015 по 01.07.2017 (2 года и 7 дней) фактически были лишены возможности реализации преимущественного права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона. Соответственно, было приостановлено течение пятилетнего срока, предусмотренного частью 9 статьи 71 Закона Об охоте.
В целях обеспечения преемственности правового регулирования, с 10.08.2017 предусмотренный ч. 9 ст. 71 Закона пятилетний срок на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона субъектами, имеющими долгосрочные лицензии, фактически приостановленный Постановлением Конституционного Суда, должен быть продлен на 2 года и 7 дней, то есть до 16.08.2019 включительно.
Истец обратился в департамент с заявкой на заключение охотхозяйственного соглашения 09 августа 2017, и оплатил территорию в 171841 га. В соответствии с соглашением, площадь предоставленного обществу охотничьего угодья в Мошковском районе 2017 году составляет 149261 га. В соответствии с постановлением Губернатора НСО № 119 от 24.07.2014, площадь хозяйства составляет 171841 га в описанных ранее в договоре границах.
Таким образом, обществу необоснованно отказано в пользовании животным миром на предоставленной ранее территории на площади 22580 га. Департамент при заключении соглашения за основу взял не установленный законодательством действующий на сегодняшний день договор о предоставлении территории, а схему территориального устройства, которая не является основанием для заключения охотхозяйственного соглашения.
Определением суда от 28.03.2018 г. административный ответчик Департамент по охране животного мира Новосибирской области заменен на Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области в связи с реорганизацией структуры органов исполнительной власти на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 12.09.2017 № 169 «О внесении изменений в структуру исполнительной органов государственной власти Новосибирской области». Административные дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 года требования Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласилась общественная организация «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов». В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 года и принятии нового судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы, со ссылками на ст. 9 Конституции РФ, ФЗ № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 33 ФЗ № 209-ФЗ указано, что уполномоченные органы не обладают правом самостоятельно устанавливать границы на основании территориального охотустройства, которое не является основанием для заключения соглашений. Пользователи животным миром также не обладают правами на самостоятельное определение площадей и границ охотничьих хозяйств при заключении таких соглашений.
Кроме того, судом не учтена невозможность заключения соглашения на всю площадь в период моратория, установленного Конституционным Судом РФ. Суд не принял во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2018 о разъяснении Постановления КС РФ от 25.06.2015 № 17-П.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения административного ответчика.
Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании ч.ч.9.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия, бездействия возложена на административного ответчика, административный истец должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением, действием, бездействием и соблюдение срока на обращение в суд.
До вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок пользования объектами животного мира был урегулирован Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», в соответствии со ст. 33 которого было установлено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В настоящее время порядок пользования объектами животного мира устанавливается как ФЗ № 52-ФЗ так и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов № 209-ФЗ (ст. 33 Федерального закона № 52-ФЗ в действующей редакции).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Охотхозяйственное соглашение включает в себя определенные условия, в том числе сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся: утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 39 Федерального закона № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.
Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.
К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей ( часть 1).
Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению ( часть 2).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4).
На основании ст. 72 Федерального закона № 209-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 года.
Как следует из Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ, а также требований к её составу и структуре, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 31.08.2010 № 335, схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления Схемы и отражающих реальное состояние экосистем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 26.04.2000 года административному истцу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, границы и площадь территории, акватории определены в соответствии с приложением к постановлению главы администрации Новосибирской области от 27.03.200 № 194, пункты 4 и 9, площадь 577,317 тыс.га. Срок действия лицензии до 27.03.2025 года
26.04.2000 между Управлением по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и общественной организацией заключен договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектам животного мира в отношении территорий, расположенных в Каргатском и Купинском районах НСО в границах, установленных постановлением главы администрации области от 27 марта 2000 № 194 ( приложение, пункты 4 и 9)..
Пунктом 4 приложения 1 к Постановлению главы администрации Новосибирской области от 27 марта 2000 № 194 определены границы предоставленных обществу территорий (акваторий), в частности территории в районе расположения Каргатский, ФИО1 участок.
07.11.2017 между общественной организацией и Департаментом заключено охотхозяйственное соглашение № 039, согласно которому охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Департамент обязуется предоставить право пользования охотничьими ресурсами в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению, в котором, в частности, указаны границы охотничьего угодья «Каргатское» Каргатского района и Участка «ФИО1».
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 № 119 утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новосибирской области (Схема), в том числе в отношении охотничьего хозяйства (угодий) "Каргатское" (Новосибирское ОООиР), площадь хозяйства - 88,377 тыс. га, из них: участок "ФИО1" - 17,901 тыс. га, участок "Аткульский" - 19,476 тыс. га, участок "Диановский" - 15,6 тыс. га, участок "Карганский" - 35,4 тыс. га. Уточненная площадь хозяйства - 95,774 тыс. га, из них: участок "ФИО1" - 19,713 тыс. га, участок "Аткульский" - 20,833 тыс. га, уч. "Диановский" - 20,647 тыс. га, участок "Карганский" - 34,581 тыс. га.
Факт того, что границы участка «ФИО1» в охотхозяйственном соглашении от 07.11.2017 указаны в соответствии с названной Схемой, утвержденной Постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 № 119, стороны не оспаривают.
При этом, с доводами административного истца о том, что нарушен порядок заключения охотхозяйственного соглашения от 07.11.2017 в части определения границ участка «ФИО1» судебная коллегия согласиться не может.
Как следует из приведенных выше нормативных положений в их совокупности, и вопреки указанному апеллянтом в административном иске, границы и площади охотничьего угодья определяются на момент заключения охотхозяйственного соглашения в соответствии действующим в это время документом территориального охотустройства - схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
При этом, доводы о том, что в силу ч.3 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ, административный истец имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения в границах, определенных в долгосрочной лицензии и договоре от 26.04.2000 года о предоставлении в пользование территории (акватории), основаны на ошибочном понимании содержания данной нормы права.
Из буквального толкования ч.3 ст. 71 ФЗ № 209-ФЗ следует, что административный истец, у которого право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона (на льготных условиях) в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, то есть в отношении тех же охотничьих угодий, которые были предоставлены в пользование ранее, в данном случае «Каргатское», но не безусловно в прежних площадях и границах, которые должны определяться на основании действующего документа территориального охотустройства.
При заключении охотхозяйственных соглашений без аукциона не происходит пролонгация права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, возникшего вследствие получения долгосрочной лицензии, а возникает новое, предусмотренное Федеральным законом № 209-ФЗ основание осуществления данного права – охотхозяйственное соглашение, условия которого определяются статьей 27 названного Закона и в соответствии с требованиями Закона № 209-ФЗ (Решение Верховного Суда РФ от 21.11.2013 № АКПИ13-1028).
Доводы апеллянта о том, что административный ответчик не обладает правом самостоятельно устанавливать границы также не могут быть приняты, поскольку границы участка «ФИО1» в охотхозяйственном соглашении установлены на основании документа территориального охотустройства, что соответствует закону.
По требованиям административного иска в отношении охотничьего хозяйства «Мошковское» судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.05.2001 Обществу была выдана долгосрочная лицензия серии ХХ № 0797 на пользование объектами животного мира, границы и площадь территории определены в соответствии с приложением к постановлению главы администрации Новосибирской области от 30.03.2001 г. № 288, пункт 17, площадь 134,8 тыс.га. Срок действия долгосрочной лицензии определен с 28.05.2001г. по 30.03.2026г.
Между администрацией Новосибирской области и Обществом заключен договор № 50 от 19.06.2001 г. о предоставлении в пользовании территорий (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в Новосибирской области.
В соответствии с указанным постановлением № 288 и договором № 50 определены границы охотничьего хозяйства «Мошковское».
Согласно Постановлению Главы администрации Новосибирской области от 30.03.2001 № 288 общественной организации "Новосибирское областное общество охотников и рыболовов" предоставлены территории (акватории), необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 25 лет, на условиях, согласованных с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда, в границах и площадью согласно приложению. – административный район расположения Мошковский, площадь 134,8 тыс.га.
Приказом Минприроды России от 18.05.2012 № 137 установлена максимальная площадь охотничьих угодий в Новосибирской области, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения – 150000 га.
07.11.2017 между обществом и Департаментом заключено охотхозяйственное соглашение № 029, согласно которому предоставлена площадь охотничьего угодья Мошковское 149261 га – на основании постановления губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 № 119, приказа Минприроды РФ от 18.05.2012 № 137.
На основании ч.3 ст. 10 Федерального закона № 209-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи ( часть 9).
В случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) – часть 10.
Из указанных норм права, а также приведенных выше нормативных положений в совокупности следует, что административный истец, как лицо, имеющее право на заключение без аукциона охотхозяйственного соглашения в отношении того же охотничьего угодья - «Мошковское», право пользования которым у него возникло ранее на основании долгосрочной лицензии и договора, при заключении охотхозяйственного соглашения должен соблюдать требования к его условиям, определенные ФЗ № 209-ФЗ, в том числе требования ч.3 ст. 10 названного Закона. При этом из содержания ч.ч.9,10 ст. 71 Закона об охоте в совокупности видно, что в любом случае площадь угодья, являющегося предметом охотхозяйственного соглашения, не должна превышать максимальную, установленную законом – в данном случае не более 150000 га.
Норма ч.9 ст. 71 Закона № 209-ФЗ регламентирует переходный период регулирования правоотношений в связи с принятием данного закона и дает лицам, которым были выданы долгосрочные лицензии и с которыми были заключены договоры в соответствии с Законом «О животном мире», право пользования площадью охотничьего угодья, превышающей максимальную установленную законом, но только в течение пяти лет после установления таковой соответствующим уполномоченным органом. После истечения данного срока право пользования площадью территорий или акваторий, в случае если она превышает максимальную площадь охотничьих угодий, прекращается, за исключением случаев заключения охотхозяйственных соглашений в отношении этих территорий в пределах установленной законом максимальной площади.
В связи с этим, при заключении соглашения в отношении охотничьего угодья «Мошковское», вопреки указанному административным истцом, нарушений порядка его заключения со стороны ответчика не допущено.
Кроме того, в заявке административного истца на заключение охотхозяйственного соглашения на основании долгосрочной лицензии от 28.05.2001 последним была указана площадь охотничьего хозяйства «Мошковское» 150000 га, что также свидетельствует об отсутствии со стороны административного ответчика нарушения порядка заключения охотхозяйственного соглашения.
Ссылки апеллянта на постановления и определения Конституционного Суда РФ, не могут быть приняты, поскольку в силу закона в связи с установлением уполномоченным органом максимальной площади, правом на заключение охотхозяйственного соглашения на площадь угодья, превышающую установленную законом, административный истец не обладает. Охотхозяйственное соглашение с ним, в соответствии с положениями ч.9 ст. 71 Закона об охоте, заключено в отношении угодья, предоставленного ранее на основании долгосрочной лицензии и договора, в льготном порядке (без проведения аукциона) и в установленной законом площади. Потому довод подателя жалобы о приостановлении Конституционным Судом РФ действия ч.3 ст. 71 Закона об охоте, о продлении в связи с мораторием срока, в течение которого может быть заключено охотхозяйственное соглашение на льготных условиях на площадь, превышающую максимальную, подлежит отклонению.
В связи с изложенным, доводы апеллянта не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Общественной организации «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи