ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-972 от 28.02.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело № 33а-972 пост....

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 28 февраля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой С.В.

судей коллегии Назимовой П.С., Казанцевой Т.Б.

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Совету поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» о признании решения № 84 от 27 мая 2017 года незаконным по апелляционной жалобе Совета сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» на решение Читинского районногосуда Забайкальского края от 7 сентября 2017 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:

решение Совета сельского поселения «Верх-Читинское» № 84 от 27 мая 2017 года «Об отчете главы сельского поселения «Верх-Читинское» «О результатах деятельности главы и администрации сельского поселения «Верх-Читинское» за 2016 год» признать незаконным.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, глава сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края ФИО3 просил признать незаконным решение Совета сельского поселения «Верх-Читинское» № 84 от 27 мая 2017 года «Об отчете главы сельского поселения «Верх-Читинское» «О результатах деятельности главы и администрации сельского поселения «Верх-Читинское» за 2016 год».

Требования основаны на том, что в соответствии с Уставом сельского поселения «Верх-Читинское» и Положением о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы сельского поселения «Верх-Читинское» о результатах деятельности, утвержденным решением Совета сельского поселения «Верх-Читинское» от 14 октября 2016 года № 60 (далее также – Порядок представления и рассмотрения ежегодного отчета), Совет заслушивает ежегодные отчеты главы поселения о результатах его деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, постановленных Советом сельского поселения «Верх-Читинское». 27 мая 2017 года на заседании Совета ФИО3 был представлен отчет о результатах его деятельности и деятельности администрации сельского поселения за 2016 год. Оспариваемым решением данный отчет принят к сведению, а проделанная главой и администрацией сельского поселения работа, направленная на решение вопросов местного значения, признана неудовлетворительной. По мнению заявителя, решение административного ответчика является незаконным, поскольку результаты его работы в качестве главы поселения следует признать положительными, оснований для квалификации его деятельности в качестве неудовлетворительной не имеется. Действия административного ответчика нарушают права и законные интересы ФИО3 и могут повлечь для него неблагоприятные последствия в виде досрочного прекращения полномочий.

В суде первой инстанции ФИО3 требования поддержал и дополнительно пояснил, что в соответствии с пунктом 3.1 Порядка представления и рассмотрения ежегодного отчета отчет главы поселения представляется в Совет поселения 1 раз в год не позднее 1 месяца после утверждения отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении бюджета сельского поселения на 2016 год был принят на заседании Совета сельского поселения «Верх-Читинское» 5 мая 2017 года без замечаний, единогласно. Этим фактом Совет сельского поселения дает удовлетворительную оценку деятельности администрации по исполнению бюджетных обязательств и финансовой дисциплины. В нарушение пункта 4.3 указанного Порядка отчет не был рассмотрен депутатами Совета, заключение по нему главе поселения не направлялось. Оспариваемое решение не было обнародовано и не размещалось на официальном сайте поселения в сети Интернет. При его принятии нарушена процедура оценки деятельности главы поселения и вверенной ему администрации.

Председатель Совета сельского поселения «Верх-Читинское» ФИО4 требования не признал, представив письменные возражения на административный иск.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что с 29 сентября 2015 года на основании решения избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение «Верх-Читинское» (далее также – МО СП «Верх-Читинское») ФИО3 вступил в должность главы МО СП «Верх-Читинское».

Совет сельского поселения «Верх-Читинское» является представительным органом местного самоуправления администрации сельского поселения «Верх-Читинское», что следует из статьи 1 Регламента Совета сельского поселения «Верх-Читинское», утвержденного решением Совета сельского поселения «Верх-Читинское» от 23 апреля 2016 года № 38 (далее – Регламент Совета).

Согласно положениям пункта 5 статьи 26 Устава сельского поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края Глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету поселения. Глава поселения представляет Совету поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом поселения.

В соответствии со статьями 2, 4, 5 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы сельского поселения «Верх-Читинское» о результатах деятельности, утвержденного решением Совета сельского поселения «Верх-Читинское» от 14 октября 2016 года № 60 (далее – Положение), ежегодный отчет главы поселения должен включать в себя текстовую (описательную) часть, а также отчет о достигнутых значениях показателей в отчетном периоде.

Отчет главы поселения представляется в Совет поселения 1 раз в год не позднее 1 месяца после утверждения отчета об исполнении бюджета за предыдущий год. В Совет поселения текст отчета главы поселения направляется не позднее 10 рабочих дней до дня его заседания.

Отчет главы поселения направляется всем депутатам Совета поселения.

По итогам рассмотрения отчета каждый депутат может составить заключение, которое может включать вопросы к главе поселения по содержанию отчета и (или) деятельности главы либо администрации поселения за отчетный период. Заключения направляются главе поселения не позднее, чем за 5 дней до дня проведения заседания по отчету главы поселения.

При рассмотрении отчета Совет поселения на своем заседании заслушивает главу поселения.

При оценке деятельности главы поселения депутатам Совета поселения необходимо руководствоваться приоритетностью направлений деятельности главы поселения; целесообразностью принятого решения, действия (бездействия) главы поселения.

По итогам рассмотрения отчета главы Совет поселения принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета с оценкой «удовлетворительно»; об утверждении отчета с оценкой «неудовлетворительно»; о переносе рассмотрения отчета на другую дату с обоснованием причин переноса на новый срок рассмотрения.

Из материалов дела следует, что 27 мая 2017 года на заседании Совета поселения «Верх-Читинское» был заслушан отчет главы сельского поселения ФИО3 «О результатах деятельности главы и администрации сельского поселения «Верх-Читинское» за 2016 год». На данном заседании присутствовало 8 из 9 избранных депутатов, что следует из протокола заседания Совета сельского поселения.

Заслушав отчет главы поселения, депутаты приступили к прениям, в ходе которых обсуждались вопросы по проведению оптимизации в штате администрации, проведению опашки минполос для предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожаром. После выступления депутата ФИО1 председатель Совета поселения ФИО2 подвел итоги обсуждения, согласно которым многие вопросы местного значения не были решены в отчетном периоде. Совет поселения принял решение о признании работы главы и администрации сельского поселений неудовлетворительной.

Из дела видно, что оспариваемый муниципальный акт, как следует из его содержания, принят во исполнение требований статьей 35 и 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) и отражает вопросы внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплены положения о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 5 и 5.1 статьи 36).

Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Вывод районного суда в указанной части является правильным.

Вместе с тем при рассмотрении дела районный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и признания решения Совета сельского поселения «Верх-Читинское» № 84 от 27 мая 2017 года незаконным. При этом суд исходил из того, что само оспариваемое решение не содержит оснований, по которым отчет главы сельского поселения «Верх-Читинское» о результатах деятельности был утвержден административным ответчиком с неудовлетворительной оценкой.

С таким выводом согласиться нельзя, поскольку обжалуемое решение в соответствии с положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ не образует предмета судебной защиты, так как ФИО3, являясь высшим должностным лицом муниципального сельского поселения «Верх-Читинское», входящим наряду с Советом поселения «Верх-Читинское» в единую структуру органов местного самоуправления, не может обжаловать решение этого представительного муниципального органа, которое, кроме того, принято в сфере осуществления этим органом властных полномочий.

Как следует из материалов дела, предметом рассмотрения суда являлись требования, связанные с осуществлением заявителем властных полномочий в сфере местного самоуправления, а не заявления граждан и организаций на неправомерные решения органов местного самоуправления, нарушающие их права и свободы (глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При этом судебная коллегия отмечает, что предусмотренное статьями 46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица и по любому поводу.

Реализация этого права осуществляется на основании принятых в развитие Основного закона Российской Федерации норм федерального законодательства. Статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ не предоставлено право на обжалование решений представительных органов местного самоуправления подотчетными и подконтрольными им исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в сфере местного самоуправления.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что у районного суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления незаконным.

Поскольку судом неправильно применены нормы процессуального права, решение суда в силу положения статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ФИО3 требований.

Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 7 сентября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск ФИО3 к Совету поселения «Верх-Читинское» муниципального района «Читинский район» о признании решения № 84 от 27 мая 2017 года незаконным оставить без удовлетворения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: Т.Б. Казанцева

Судьи: П.С. Назимова