дело № 33а-9724/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Герасимовой О.В.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 октября 2017 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административными исками к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что на территории Хабаровского края созданы государственные природные заказники краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», Харпинский», «Чукенский», экологический коридор «Нельминский», водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур».
Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 07.08.2017 сведения о границах данных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, что нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства.
Ранее прокуратурой края в связи с неисполнением указанных требований законодательства 10.02.2017 внесено представление Министру природных ресурсов Хабаровского края, согласно ответу на которое административным ответчиком разрабатывался график выполнения данных работ, однако до настоящего времени сведения в реестр недвижимости не внесены. По информации Министерства природных ресурсов края от 16.08.2017 в настоящее время указанные работы также не выполняются и запланированы на период 2018 года.
Невнесение сведений в реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории, относящейся к объектам общенационального достояния.
Просил признать незаконными бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур»; обязать административного ответчика в срок до 01.03.2018 направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий.
Определением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 29 сентября 2017 года восемь административных исковых заявлений прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 13 октября 2017 года требования прокурора Хабаровского края удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур»; на Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность направить в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур» в срок до 01.05.2018.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Долгова Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что Министерством предпринимались и предприняты все возможные меры по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в Единый государственный кадастр недвижимости, что подтверждается многочисленными письменными доказательствами.
Начиная с 13.01.2017 Министерство провело работу по выяснении примерной стоимости работ по подготовке материалов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений для каждой особо охраняемой природной территории краевого значения; обратилось в министерство финансов Хабаровского края за выделением дополнительных средств краевого бюджета на исполнение вновь возложенных полномочий; выяснило в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю вопросы об особенностях составления и подачи необходимых документов; организовало проведение процедуры определения подрядчика путем проведения открытого аукциона, по результатам проведения которого заключены 9 государственных контрактов на выполнение работ по внесению сведений о границах 94 особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН.
О проводимой работе по обеспечению внесения сведений о ранее созданных особо охраняемых природных территориях краевого значения, а также о времени, необходимом для ее завершения, Министерство неоднократно информировало прокуратуру Хабаровского края, сообщено о том, что работа по внесению сведений о границах указанных территорий будет завершена в апреле 2018 года.
Судом не было учтено, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым возложена обязанность на орган исполнительной власти по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в ЕГРН, вступил в законную силу только с 01.01.2017, в связи с чем возложенная на Министерство обязанность не могла быть исполнена в более короткие сроки.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что решением Хабаровского крайисполкома от 18.10.1990 № 256 от 20.11.1987 № 521 «Об организации в Охотском районе Хабаровского края государственного природного заказника краевого значения «Кава» на территории Охотского района организован государственный природный заказник краевого значения «Кава», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Кава» и описание границ заказника.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.01.2011 № 4-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» в Верхнебуреинском муниципальном районе создан государственный природный заказник «Дубликанский» площадью 131, 7 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Дубликанский» и описание границ заказника.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2010 № 261-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Коппи» в Советско-Гаванском муниципальном районе создан государственный природный заказник краевого значения «Коппи», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Коппи» и описание границ заказника.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.11.2003 № 55-пр «Об организации в Хабаровском крае экологических коридоров «Стрельников», «Нельминский», «Хутинский» в Советско-Гаванском районе образован экологический коридор «Нельминский» утверждено Положение об экологическом коридоре и описание границ экологического коридора.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2010 № 261-пр «Об образовании государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» в районе имени Лазо создан государственный природный заказник краевого значения «Чукенский», утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Чукенский» и описание границ заказника.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 № 471-пр «О создании водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур» в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края», в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края создано водно-болотное угодье «Озеро Эворон и река Эвур» площадью 310 тыс. гектаров, утверждено Положение и описание границ водно-болотного угодья.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.11.2013 № 389-пр «О государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» Солнечном муниципальном районе Хабаровского края создан государственный природный заказник «Харпинский» площадью 281, 6 тыс. гектаров, утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Харпинский» и описание границ заказника
Указанные территории включены в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Согласно сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю № ОГ/2.12-03779/17 от 07.08.2017 и приложению к нему сведения о границах данных особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
Прокуратурой Хабаровского края 10.02.2017 внесено представление Министерству природных ресурсов Хабаровского края об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Ответом на представление № 12.2.29-7878 от 07.03.2017 Правительство Хабаровского края сообщило о том, что в целях внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, в связи со значительным объемом средств, необходимых для выполнения работ, Министерством природных ресурсов Хабаровского края разрабатывается график внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, созданных до 01.01.2017, который будет направлен в прокуратуру после утверждения.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции установив, что в результате непринятия Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер по внесению сведений Единый государственный реестр недвижимости особо охраняемых природных территорий нарушаются требования земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанные с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что приводит к нарушениям режима их использования, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, находя их обоснованными.
Согласно пункту 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Аналогичная норма содержится в пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в котором также указано, что порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Из пункта 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138, следует, что сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В Хабаровском крае таким органом является Министерство природных ресурсов Хабаровского края, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр.
В частности, согласно пункту 3.7.2. Министерство природных ресурсов Хабаровского края организует создание особо охраняемых природных территорий краевого значения и изменение режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства в случае, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В соответствии с пунктом 3.7.4. Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края, ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, установлено, что административным ответчиком не была исполнена, возложенная на него законом обязанность по направлению в орган кадастрового учета сведений об особо охраняемой природной территории краевого значения – государственных природных заказников «Кава», «Коппи», «Дубликанский», «Хутинский», Харпинский», «Чукенский», экологического коридора «Нельминский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур».
Ссылка в апелляционной жалобе на заключенные государственные контракты на выполнение работ по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения в ЕГРН, на существо постановленного решения суда не влияют, поскольку данные контракты были заключены после вынесения судом обжалуемого решения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом в полной мере исследованы представленные в дело доказательства, достоверно установлена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания бездействия Министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившегося в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий, незаконным.
Судебная коллегия учитывает, что не определение границы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, не постановка их на государственный кадастровый учет создает условия для незаконного использования заповедных земель, приводит к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как направлены на иное толкование норм действующего законодательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 13 октября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей – оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.В. Герасимова