ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9739/17 от 19.12.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Микитюк О.А. Дело № 33а-9739/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Воробьёвой С.А., Юсуповой Л.А-В.,

при секретаре Лямине Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рукавишникова Валерия Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица – Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Администрация города Феодосии Республики Крым о признании незаконным решении и понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Рукавишников В.В. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 ноября 2016 года об отказе в государственной регистрации за Рукавишниковым Валерием Владимировичем права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 2330,7 кв.м расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть вопрос о государственной регистрации за Рукавишниковым Валерием Владимировичем права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 2330,кв.м, расположенный по адресу: <адрес> и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли - продажи земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных строений и сооружений от 20 марта 2013 года, а также земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных строений и сооружений от 20 марта 2013 года. Согласно градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка 02-01/92, согласованным Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского совета 07.05.2013г, ему разрешена застройка общей площадью 2700,0 м.кв, а граничная высота строений - 17,0 м. 14 октября 2013 года в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым им в установленном законом порядке получена декларация о начале исполнения строительных работ и на принадлежащих ему земельных участках в период с 14 октября 2013 года по 25 августа 2014 год он построил жилой дом, общей площадью 2330,7 кв.м, который соответствует указанным выше градостроительным условиям. Декларация о готовности построенного жилого дома, площадью 2330,7 кв.м, расположенного по адресу: пгт. Коктебель, <адрес>, зарегистрирована в Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым 05 сентября 2014 года №РК-143190002425. Согласно указанной Декларации выстроенный жилой дом в соответствии с кодом объекта в соответствии с классификатором зданий и сооружений 1110.3 относится к одноквартирному жилому дому, 3 категории сложности. В октябре 2016 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на построенный им жилой дом, площадью 2330,7 кв.м, расположенный по адресу <адрес> кадастровый . Однако, в государственной регистрации Рукавишникову В.В., было отказано в связи с тем, что в публичной кадастровой карте России содержится информация о 5-ти этажном доме по указанному адресу (кадастровый ), имеющим жилую площадь 1286,5 кв.м. Соответственно указанный объект не соответствует требованиям раздела. 1 СП55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» в котором для одноквартирных объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрено количество этажей не более трёх. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку на момент строительства он соответствовал требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и правил и нормативов.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года административное исковое заявление Рукавишникова Валерия Владимировича, удовлетворено. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации за Рукавишниковым Валерием Владимировичем права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 2330,7 кв.м расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть вопрос о государственной регистрации за Рукавишниковым Валерием Владимировичем права собственности на объект недвижимого имущества, жилой дом, площадью 2330,кв.м, расположенный по адресу: <адрес> и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований РукавишниковаВ.В. отказать, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм материального права, поскольку жилой дом расположенный по адресу: <адрес> не является объектом индивидуального жилищного строительства в понимании действующего законодательства.

В судебном заседании представитель Рукавишникова В.В. – ПанченкоД.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Рукавишников В.В. представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым, представитель Администрации города Феодосии Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

В силу положений частей 1,2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав проводится согласно статье 13 названного Федерального закона №122-ФЗ в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона №122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона №122-ФЗ).

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Наряду с указанным, в целях обеспечения завершения строительства начатых строительством объектов до 21 марта 2014 года, ввода таких объектов капитального строительства в эксплуатацию и их обслуживания, Государственным Советом Республики Крым принято постановление от 16 сентября 2015 года №746-1/15 "О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым".

Пунктом 1 названного Постановления предусмотрено, что документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и обеспечении их инженерными коммуникациями и объектами инженерно-транспортной инфраструктуры (исходные данные, технические условия, проектная документация, экспертные заключения, документы, удостоверяющие право застройщика или технического заказчика на выполнение строительных работ), предусмотренные нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Республики Крым и оформленными до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", применяются на территории Республики Крым до окончания срока, установленного частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", наравне с документами, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, лицам, которые до вступления в силу Федерального конституционного закона №6-ФКЗ начали либо уже завершили на территории Республики Крым строительство объекта недвижимости на принадлежащем им на праве собственности земельном участке, предоставляется возможность его государственной регистрации на основе исходных данных, при условии их соответствия требованиям действовавшего в момент их утверждения (согласования) законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» застройка земельного участка осуществляется в границах его целевого назначения, установленного в соответствии с законодательством.

Согласно статье 39 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» режим застройки территорий, определенных для градостроительных потребностей, устанавливается в генеральных планах населенных пунктов, планах зонирования и детальных планах территорий.

Согласно статье 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта.

Для населенных пунктов, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, в пределах определенных исторических ареалов в составе генерального плана населенного пункта определяются режимы регулирования застройки и разрабатывается историко-архитектурный опорный план, в котором указывается информация об объектах культурного наследия.

Из материалов дела следует, что 06 октября 2016 года административный истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности, состоящий из 5 этажей + техподполье, расположенный по адресу: <адрес>.

Вместе с заявлением на государственную регистрацию права собственности были предоставлены следующие документы: квитанция от 04 октября 2016 года, кадастровая выписка о земельном участке №90-02/2015-101801 от 17 апреля 2015 года, кадастровая выписка о земельном участке №90-02/2015-102662 от 18 апреля 2015 года, декларация о готовности объекта к эксплуатации №РК143190002425 от 25 сентября 2014 года, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства №90-02/2015-97040 от 14 апреля 2015 года, договор купли продажи земельного участка от 20 марта 2013 года №751, договор купли продажи земельного участка от 20 марта 2013 года №754, свидетельство о государственной регистрации права №65658 от 16 сентября 2015 года, свидетельство о государственной регистрации права №65657 от 16 сентября 2015 года.

Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 ноября 2016 года №90/016/306/2016-2840 Рукавишникову отказано в государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что документы представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Рукавишниковым В.В., согласно декларации о готовности объекта и технического паспорта построен жилой дом, состоящий из 5 этажей, спорное строение соответствует требованиям градостроительных, противопожарных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, является индивидуальным жилым домом, расположено на участке с разрешенным видом использования – под индивидуальное жилищное строительство, не подпадает под признаки малоэтажного строительства, в связи с чем у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в регистрации права собственности за истцом.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

По смыслу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно статье 26 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» застройка территории осуществляется путем размещения объектов строительства. Субъекты градостроительства обязаны соблюдать градостроительные условия и ограничения при проектировании и строительстве объектов. Право на застройку земельного участка реализуется ее владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации.

В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» основными составляющими исходных данных являются градостроительные условия и ограничения, технические условия, задание на проектирование.

Пунктом 3.19 ГСН 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по делам градостроительства и архитектуры от 17 апреля 1992 года №44, предусматривалось, что район усадебной застройки может быть сформирован отдельными жилыми или блокированными домами с приусадебными (приквартирными) участками с хозяйственными зданиями или без них. Застройка данных районов не должна превышать 4-х этажей. Этажность застройки, предельные размеры жилых домов, площадь застройки, требования к хозяйственным зданиям, их составу, ограждениям участков, благоустройству территории устанавливаются местными правилами застройки в зависимости от размера участков, условий инженерного оборудования, инсоляции домов и территорий, других нормативных требований, региональных традиций.

В соответствии с пунктом В.9 Дополнения В (обязательный) ГСН В.2.2-15-2005 "Дома и сооружения. Жилые дома. Основные положения», утвержденного приказом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 18 мая 2005 года №80, при определении этажности надземной части дома к количеству этажей включают все надземные этажи (включая мансардный), в том числе технический и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не меньше чем на 2 м.

Согласно Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденной приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 24 мая 2001 года №127 и пункту 1 Сборника укрупненных показателей стоимости воспроизведения функциональных объектов-аналогов для оценки малоэтажных домов, зданий и сооружений, который является приложением к приказу Фонда государственного имущества Украины и государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23 декабря 2004 года №2929/227, мезонином является надстройка над общей крышей жилого дома, площадь которой меньше, чем площадь расположенного ниже этажа.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли продажи от 20 марта 2013 года Рукавишникову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 0,0500 га, расположенный по адресу: пгт. Коктебель, <адрес>, целевое назначение – «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений» (том 1 л.д. 15-17).

На основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 0,0500 га, расположенный по адресу: пгт. Коктебель, <адрес>, целевое назначение – «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений» (том 1 л.д. 18-20)

Согласно декларации о начале выполнения строительных работ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля АРК утверждено разрешение на строительство жилого дома со следующими характеристиками: количество этажей: подвал +4 этажа, общая площадь 1762,9 кв.м, жилая площадь 737,74 кв.м, площадь застройки 456,5 кв.м (том 1 л.д. 143-144).

Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка 02-01/92, согласованные Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского совета ДД.ММ.ГГГГ выданы на строительство жилого дома: общая площадь застройки составляет 440,0 кв.м, общая площадь 2700 кв.м., а граничная высота строений составляет 17,0 м. (том 1 л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получена декларация о готовности объекта к эксплуатации №РК-143190002425, согласно которой общая площадь здания составляет 2330,7 кв.м, жилая площадь – 1286,5 кв.м, количество этажей – техподполье +5 эт. (том 1 л.д. 23-25).

Таким образом, декларация о готовности объекта к эксплуатации не соответствует декларации о начале выполнения строительных работ, поскольку в декларации о готовности объекта к эксплуатации указаны технические характеристики объекта: общая площадь здания 2330,7 кв.м, жилая площадь – 1286,5 кв.м, количество этажей – техподполье +5 эт, а в декларации о начале выполнения строительных работ указано, что количество этажей сотавляет: подвал +4 этажа, общая площадь 1762,9 кв.м, жилая площадь 737,74 кв.м, площадь застройки 456,5 кв.м.

Из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от 11 декабря 2017 года №2-40/21728/1 следует, что согласно действующему генеральному плану пгт. Коктебель, утвержденному решением 25 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 30 марта 2012 года №1041, территория, на которой расположены земельные участки по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес> относится к территориям усадебной жилой застройки.

Представленные на государственную регистрацию права собственности документы не соответствовали требованиям статьи 49 Градостроительного кодекса, в отсутствие разрешительной документации подтверждающей право на строительство жилого дома с техническими характеристиками: общая площадь здания 2330,7 кв.м, жилая площадь – 1286,5 кв.м, количество этажей – техподполье +5 эт.

Согласно технического паспорта, жилой дом является пятиэтажным строением, жилая площадь составляет 1286,5 кв.м, общая площадь – 2330,7 кв.м, число надземных этажей – 5. Здание имеет 53 жилых комнаты и 57 санузлов.

Установив, что здание является пятиэтажным, суд первой инстанции должен был исходить из положений Градостроительного кодекса, согласно которым на производство работ по строительству здания требовалось разрешение, которое могло быть выдано только при положительном заключении государственной экспертизы, при этом в ходе строительства должен был производиться государственный строительный надзор.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм, пятиэтажное здание, расположенное по адресу: <адрес> не подпадает под понятие объекта индивидуального жилого дома.

Доказательств, подтверждающих возведение здания на основании необходимых разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, и свидетельствующих о том, что здание не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не было представлено как в суд первой, так и в суд апелляционной инстанции.

Вывод суда о том, что спорное строение соответствует требованиям градостроительных, противопожарных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, является индивидуальным жилым домом, расположено на участке с разрешенным видом использования – под индивидуальное жилищное строительство, не подпадает под признаки малоэтажного строительства, в связи с чем у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в регистрации права собственности за истцом является преждевременным и не основан на материалах дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорная постройка была возведена с существенными нарушениями требований градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым правомерно отказано в государственной регистрации прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>

Оспариваемое решение принято в рамках предоставленной государственному органу законом компетенции, порядок принятия данного решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения.

Учитывая, что судом первой инстанции неверно определены подлежащее применению федеральное законодательство и законодательство Республики Крым, которым закреплены особенности регулирования отдельных правоотношений, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Рукавишникова Валерия Владимировича о признании незаконным решения органа власти и понуждению к совершению определенных действий.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - удовлетворить.

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года, - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Рукавишникова Валерия Владимировича о признании незаконным решения органа власти и понуждению к совершению определенных действий, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: С.А. Воробьёва

Судья: Л.А-В. Юсупова