ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9742/18 от 14.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Быховец М.А. дело №33а-9742/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2018 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А.,

при секретаре Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Потребительского гаражного кооператива «Коломита» к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным постановления, градостроительного плана, о возложении обязанностей совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 ноября 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

административный истец Потребительский гаражный кооператив «Коломита» обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым, в котором, с учётом уточнённых исковых требований, просил признать незаконным постановление Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14 августа 2017 года №227-п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

признать незаконным градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 23000 +/- 53 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> утверждённый Постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14 августа 2017 года №227-п, в части: отнесения земельного участка к виду земельного участка, для которого градостроительный регламент не устанавливается (раздел 2 градостроительного плана); установления в подразделе 2.3 градостроительного плана предельного количества этажей (графа 5 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 6 таблицы); установления в подразделе 2.4 градостроительного плана предельного количества этажей (графа 4 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 5 таблицы); отсутствия в разделе 5 градостроительного плана реквизитов акта, установившего соответствующие ограничения (обременения), площади территории земельного участка, ограниченной в использовании, ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом;

обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым в месячный срок внести указанные выше изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 23000 +/- 53 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

обязать Администрацию Симферопольского района Республики Крым в десятидневный срок с момента внесения изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 23000 +/- 53 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> утвердить его новую редакцию.

Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района №20-В от 02.03.2016г. для земельного участка, площадью 23000 кв.м., кадастровый , в <адрес>, установлен вид разрешенного использования - 2.7.1 - объекты гаражного назначения и категория земель - земли населенного пункта и, в дальнейшем, между Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района и ПГК «Коломита» заключён договор аренды земельного участка от 25 мая 2016 года №55, сроком по 01.01.2065г.

На основании заявления председателя ПГК «Коломита» от 16.06.2017г. постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14 августа 2017 года №227-п утверждён градостроительный план данного земельного участка с кадастровым номером .

Однако, при подготовке указанного градостроительного плана безосновательно установлено: предельное количество этажей, хотя для данного земельного участка градостроительный регламент не устанавливается в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, а использование земельного участка должно определяться уполномоченным органом местного самоуправления. Так, предельное количество этажей могло быть указано Управлением архитектуры только при наличии действующих предельных параметров по строительству зданий на территории общего пользования, определённых правилами землепользования и застройки либо иным правовым актом. Однако, градостроительный регламент и правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения не принимались. Кроме того, градостроительный план составлен в нарушение Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённого Приказом Минстроя России от 25.04.2017г. №741/пр, поскольку непонятно на основании каких данных заполнялись табличные формы подразделов 2.3., 2.4 градостроительного плана. Причины, по которым земельный участок отнесён к виду участка, на который градостроительный регламент не устанавливается, в плане не указаны, реквизиты акта, установившего указанные ограничения в использовании (раздел 5) также – отсутствуют.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 ноября 2017 года исковые требования Потребительского гаражного кооператива «Коломита» удовлетворены частично: признано частично недействительным постановление Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14 августа 2017 года №227-п «Об утверждении плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес>» и градостроительный план земельного участка, с кадастровым номером , площадью 23000+/-53 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части: отнесения земельного участка к виду земельного участка, для которого градостроительный регламент не устанавливается (раздел 2 градостроительного плана); установления в подразделе 2.3 градостроительного плана, предельного количества этажей (графа 5 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 6 таблицы); установления в подразделе 2.4 градостроительного плана, предельного количества этажей (графа 4 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 5 таблицы); отсутствия в разделе 5 градостроительного плана, реквизитов акта, установившего соответствующие ограничения (обременения), площади территории земельного участка, ограниченной в использовании, ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом. На Управление архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о внесении изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером . На Администрацию Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность в десятидневный срок с момента внесения изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , утвердить его новую редакцию. В удовлетворении иных требований отказано.

Дополнительным решением от 10 сентября 2018 года судом разрешён вопрос о судебных расходах по делу, они отнесены на сторону истца.

В апелляционной жалобе Администрации Симферопольского района Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового - об отказе удовлетворении иска в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вынесенное решение является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Указано, что в решении суда не приведено мотивов непринятия доводов Администрации, тогда как результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. В настоящее время градостроительные регламенты в составе правил землепользования и застройки не утверждены. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка, пунктом 2.3 которой предусмотрено, в том числе, указание параметров разрешенного строительства. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2018 г. №635/9 утвержден Свод правил (СП 113.13330.2012), согласно которому, гараж - здание и сооружение, помещение для стоянки, хранения, ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения на апелляционную жалобу о законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Симферопольского района Республики Крым по доверенности - Капуста Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда.

Представители административного истца Павлюк Р.С. и Дусенко П.Н. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик извещался надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 декабря 2014 года протоколом общего собрания членов кооператива №1 утверждён Устав Потребительского гаражного кооператива «Коломита» (в новой редакции). На основании Устава председателем правления Павлюком Р.С. издан приказ «О принятии полномочий Председателя Правления» от 23 января 2015 года.

Согласно пункту 2.1 Устава Потребительского гаражного кооператива «Коломита», кооператив создан для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в приобретении и строительстве гаражей за счёт собственных и привлечённых средств.

25 мая 2016 года между Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и Потребительским гаражным кооперативом «Коломита», сроком до 01.01.2065 года, заключён договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> кадастровый , площадь - 23000 кв.м. +/- 53 кв.м., категория земель - земли населенного пункта, разрешенное использование - Объекты гаражного назначения - 2.7.1.

16 июня 2017 года ПГК «Коломита», в лице председателя правления, обратился к начальнику Управления архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка по указанному выше адресу.

Постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 14 августа 2017 года №227-п утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес> площадь - 23000 кв.м. +/- 53 кв.м., с установленной категорией земель - земли населенного пункта, разрешенное использование - объекты гаражного назначения. При этом, при принятии данного постановления Администрация, как усматривается из содержания постановления, руководствовалась Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6.10.2013 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 г. №790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 г. №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», Законом Республики Крым от 2.08.2014 г. №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», постановлением администрации Симферопольского района от 18.05.2015 г. №48-п «О внесении изменений в постановление главы администрации от 20.03.2015 г. №17-п «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как следует из ответа главы Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района от 03 августа 2017 года №2213, на территории поселения градостроительный регламент или иные документы территориального планирования, в том числе, правила землепользования и застройки не принимались.

Удовлетворяя частично административный иск Потребительского гаражного кооператива «Коломита», суд первой инстанции исходил из требований к градостроительному плану земельного участка, предусмотренных статьёй 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как указано в решении суда, поскольку на территории Николаевского сельского поселения градостроительный регламент не принимался, предельное количество этажей и максимальный процент застройки в границах указанного земельного участка фактически не установлены. При этом, земельный участок Потребительского гаражного кооператива «Коломита» не относится к участкам, указанным в пункте 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому отнесение Управлением архитектуры его к таковым нельзя признать законным и обоснованным. Кроме того, суд исходил из того, что представленный градостроительный план не соответствует требованиям формы, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.04.2017 №741/пр, учитывая отсутствие в нём ряда необходимых сведений.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.

В соответствии с частями 1-3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация: о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о границах публичных сервитутов; о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; о красных линиях.

Частями 5-9 статьи 53.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок выдачи градостроительного плана земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой.

Постановлением Администрации Симферопольского района Республики Крым от 20 июля 2015 г. №70-п утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее административный регламент), разработанный в целях оптимизации (повышения качества) исполнения муниципальной услуги и доступности ее результата. Регламент определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка по обращению физического или юридического лица, а также порядок осуществления контроля за исполнением административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц администрации Симферопольского района Республики Крым.

Согласно пункту 2.5 данного Административного регламента, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В пункте 2.9 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Из анализа положений частей 1, 9 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство, которое в свою очередь представляет собой документ, подтверждающий допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При этом, как уже указывалось, в силу части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Форма градостроительного плана земельного участка и Порядок её заполнения утверждены Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года №741/пр.

Раздел 2 градостроительного плана земельного участка содержит информацию о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Согласно частей 1, 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок, предоставленный административному истцу, не относится к таким участкам, поскольку установлена категория земель: земли населенных пунктов с разрешённым использованием - объекты гаражного назначения, поэтому отнесение Управлением архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым его к таковым в разработанном градостроительном и оспариваемом плане нельзя признать законным и обоснованным.

Частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

В подразделе 2.3 утверждённой формы градостроительного плана земельного участка, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. В оспариваемом административным истцом градостроительном плане земельного участка установлено:

- предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений - 1 этаж,

- максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка - 91,3 процент.

В подразделе 2.4 оспариваемого градостроительного плана земельного участка, относительно информации о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, указано:

- предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений - 1 этаж,

- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка - 90 процентов.

Однако, предельное количество этажей и максимальный процент застройки в границах земельного участка, указанный в градостроительном плане, являются предельными параметрами разрешенного строительства, которые устанавливаются именно градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Таким образом, предельное количество этажей и максимальный процент застройки в границах указанного земельного участка указаны в оспариваемом градостроительном плане без соответствия градостроительному регламенту.

Доводы Администрации Симферопольского района Республики Крым относительно определения максимального процента застройки исходя из существующих планировочных ограничений, ввиду отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки, а также документации по планировке территории, являются несостоятельными с учётом установленных требований закона по подготовке и содержанию градостроительного плана земельного участка. При этом, иной существовавшей документации в обоснование указания вышеуказанных ограничений в оспариваемом градостроительном плане административными ответчиками суду не предоставлено.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном плане земельного участка содержится информация также и о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части.

Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года №741/пр, как установлено, разработан в соответствии с частью 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и определяет порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

В частности, пункт 73, подпункт «в» пункта 74 данного Порядка устанавливает порядок заполнения раздела 5, а именно: указывается информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично, в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны.

В оспариваемом градостроительном плане реквизиты акта (актов) об указанных в градостроительном плане вышеуказанных ограничениях – отсутствует.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, выводы суда первой инстанции в мотивировочной части решения суда о том, что градостроительный план вышеуказанного земельного участка подготовлен без учёта установленных законом требований, являются правильными.

При этом, ссылки апеллянта на п.3.3. Свода правил 113.13330.2012 не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт содержит лишь термин и определения гаража, а не устанавливает указанные в оспариваемом градостроительном плане ограничения и необходимую и предусмотренную законом информацию.

Вместе с тем, суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности оспариваемого постановления в части, не учёл то обстоятельство, что оспариваемым постановлением градостроительный план земельного участка утверждён в целом - как единый документ.

Так, согласно пункту 3.4 вышеуказанного Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», в административную процедуру включено утверждение ГПЗУ постановлением администрации Симферопольского района Республики Крым.

Кроме того, судом первой инстанции оспариваемое постановление было признано частично недействительным, тогда как в заявленных исковых требованиях административный истец просил его признать незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Поскольку вопрос о внесении изменений в градостроительный план земельного участка относится к исключительной компетенции административных ответчиков, суд не имеет полномочий возлагать на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о внесении конкретных изменений в градостроительный план земельного участка.

При таком положении, решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 ноября 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска, на основании следующего.

Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», органом, предоставляющим муниципальную услугу является Управление архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (направление) заявителю утверждённого градостроительного плана земельного участка или письменного мотивированного уведомления об отказе в выдаче ГПЗУ (пункт 2.3 Административного регламента).

Предоставление муниципальной услуги включает следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; проверка предоставлении муниципальной услуги; проверка предоставленных документов и принятие решения о возможности предоставления муниципальной услуги; направление запросов в порядке межведомственного взаимодействия о предоставлении документов (сведений), указанных в подпункте 2.7.2 административного регламента (в случае, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе); подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка или письменного мотивированного уведомления об отказе в выдаче ГПЗУ. (пункт 3.1.1 Административного регламента).

Как предусмотрено пунктом 3.3 Административного регламента, при установлении соответствия предоставленных документов требованиям, указанным в п.2.7, пп.2.7.2 Административного регламента, сотрудник Управления готовит ГПЗУ и проект постановления главы администрации Симферопольского района об утверждении ГПЗУ.

Начальник управления в течение 2 дней рассматривает предоставленные документы, подписывает проект ГПЗУ и передает проект постановления с заявлением и приложенными документами заместителю главы администрации – Главному архитектору района на согласование или подписывает мотивированное уведомление об отказе в выдаче ГПЗУ.

В случае выявления недостатков проекта ГПЗУ и проект постановления с заявлением и приложенными документами возвращается сотруднику управления, ответственному за подготовку ГПЗУ для доработки, которая осуществляется незамедлительно.

Согласно пункту 3.4 Административного регламента, после подписания проекта постановления об утверждении ГПЗУ сотрудник управления, ответственный за подготовку ГПЗУ, передает комплект документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги на подпись главе администрации Симферопольского района Республики Крым.

Глава администрации Симферопольского района Республики Крым в течение 3 дней рассматривает проект постановления и ГПЗУ. При отсутствии замечаний подписывает проект постановления и направляет документы на регистрацию и направление заявителю.

При наличии замечаний, глава администрации Симферопольского района Республики Крым направляет проект постановления и ГПЗУ с заявлением и приложенными документами на доработку.

Результатом выполнения административной процедуры является подготовка ГПЗУ и подписание постановления об утверждении ГПЗУ главой администрации Симферопольского района Республики Крым (пункт 3.4.1 Административного регламента).

Согласно части 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права истца, с целью получения им заявленной муниципальной услуги, возложить на Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым обязанность в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу, доработать оспариваемый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> части вышеуказанных заявленных административным истцом и установленных судом недостатков.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22 ноября 2017 года по административному делу №2а-2633/2018 – отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Потребительского гаражного кооператива «Коломита» к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым, Администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным постановления, градостроительного плана, о возложении обязанностей совершить определённые действия - удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации Симферопольского района Республики Крым №227-п от 14 августа 2017 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>».

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу доработать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в части:

отнесения земельного участка к виду земельного участка, для которого градостроительный регламент не устанавливается (раздел 2 градостроительного плана);

установления в подразделе 2.3 градостроительного плана, предельного количества этажей (графа 5 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 6 таблицы);

установления в подразделе 2.4 градостроительного плана, предельного количества этажей (графа 4 таблицы), максимального процента застройки в границах земельного участка (графа 5 таблицы);

отсутствия в разделе 5 градостроительного плана, реквизитов акта, установившего соответствующие ограничения (обременения), площади территории земельного участка, ограниченной в использовании, ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: О.В. Хожаинова

Н.А. Терентьева