ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9763/18А-021А от 16.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Рукосуева Е.В. Дело №33а-9763/2018 А-021а

16 июля 2018 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.,

при секретаре судебного заседания Толстихиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,

административное дело по административному иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов, депутату Детловского сельского Совета депутатов Никулину С.Н. о признании незаконным бездействия депутата Детловского сельского совета депутатов Никулина С.Н., прекращении полномочий депутата Никулина С.Н., признании решения Детловского сельского Совета депутатов от 06 апреля 2018 года №38-82р «Об избрании Главы Детловского сельсовета» незаконным,

по апелляционным жалобам административного ответчика депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина С.Н., главы Детловского сельсовета Никулина Н.А.,

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 25 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Административный иск прокурора Курагинского района Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов, депутату Детловского сельского Совета депутатов Никулину С.Н. о признании бездействия депутата Детловского сельского совета депутатов Никулина С.Н. по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов; прекращении полномочий депутата Никулина С.Н. досрочно в связи с несоблюдением Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; признании решения Детловского сельского Совета депутатов от 06.04.2018 года №38-82р «Об избрании Главы Детловского сельсовета» незаконным, удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие депутата Детловского сельского Совета Депутатов Курагинского района Красноярского края Никулина Сергея Николаевича по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов.

Признать незаконным решение Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края №38-82р от 06.04.2018 года «Об избрании Главы Детловского сельсовета».

В части требований о прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва Никулина С.Н. отказать»

Выслушав докладчика, судебная коллегии,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Курагинского района обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов, депутату Детловского сельского Совета депутатов Никулину С.Н. о признании незаконным бездействия депутата Детловского сельского совета депутатов Никулина С.Н. по непринятию мер, направленных на урегулирование конфликта интересов, прекращении полномочий депутата Никулина С.Н. досрочно в связи с несоблюдением Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», признании решения Детловского сельского Совета депутатов от 06.04.2018 №38-82р «Об избрании Главы Детловского сельсовета» незаконным.

Требования мотивированы тем, что 17.11.2017 Детловским сельским Советом депутатов принято решение №33-61р об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность Главы Детловского сельсовета. По результатам работы конкурсной комиссии к рассмотрению на сессии Совета депутатов 23.12.2017 допущено 3 кандидата на должность главы сельсовета, в том числе Никулин Н.А. При этом депутатом Детловского сельского Совета депутатов Никулиным С.Н., являющимся <данные изъяты> кандидата Никулина Н.А., мер направленных на урегулирование конфликта интересов принято не было. Никулин С.Н. принял участие в голосовании по выбору главы. По выявленным нарушениям 28.03.2018 было вынесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и недопущению подобных фактов впредь. Также, в Детловский сельский Совет депутатов направлено информационное письмо, в котором также сообщалось о последствиях несоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. Однако мер направленных на недопущение нарушений законодательства о противодействии коррупции депутатом Детловского сельского Совета депутатов Никулиным С.Н. принято не было. Так, 02.03.2018 вновь объявлен конкурс по отбору кандидатов на должность Главы Детловского сельсовета», к рассмотрению на сессии 06.04.2018 было допущен Никулин Н.А. Никулин С.Н. принял участие в голосовании по выбору главы, по результатам которого главой был избран Никулин Н.А., при этом голос депутата Никулина С.Н. повлиял на результаты выборов. В соответствии с решением Детловского сельского совета депутатов от 06.04.2018 №38-82р «Об избрании Главы Детловского сельсовета» Никулин Н.А. был избран на должность Главы Детловского сельсовета. Участие депутата сельского совета Никулина С.Н. при решении вопроса о выборе главы муниципального образования Детловский сельсовет носит коррупционный характер, нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия коррупции. Непринятие Никулиным С.Н. мер по урегулированию конфликта интересов создало условия для коррупционных проявлений.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик депутат Детловского сельского Совета депутатов Никулин С.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая, что наличие самих по себе родственных отношений не доказывает факт личной заинтересованности. Данная ситуация может быть рассмотрена как «ситуация возможного возникновения конфликта интересов». Кроме того, депутат, присутствующий на заседаниях, не вправе отказаться от голосования. Нарушений при проведении конкурса выявлено не было. Также, в соответствии со ст. 20 КАС РФ дела об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами, рассматриваются в качестве суда первой инстанции судами субъектов РФ.

В апелляционной жалобе глава Детловского сельсовета Никулин Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая, что нарушений при проведении конкурса выявлено не было. Также, в соответствии со ст. 20 КАС РФ дела об оспаривании актов, обладающих нормативными свойствами, рассматриваются в качестве суда первой инстанции судами субъектов РФ. Кроме того, отмена решения об избрании главы лишает его права на труд, которое установлено ст. 37 Конституции РФ.

В судебном заседании прокурор Воротынская О.О. поддержала вынесенное судебное решение, просила отказать в удовлетворении апелляционных жалобах.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 14 сентября 2015 года Никулин Сергей Николаевич избран депутатом Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва по одному многомандатному избирательному округу.

На основании решения №26-53р от 13.07.2017 года на Никулина С.Н. возложены обязанности председателя Детловского сельского Совета депутатов.

С ноября 2017 года по апрель 2018 года трижды объявлялся конкурс на должность Главы Детловского сельсовета. В каждом конкурсе принимал участие кандидат – Никулин Н.А., который является <данные изъяты> депутата Никулина С.Н.

Курагинской прокуратурой в адрес председателя Детловского сельского Совета Депутатов в связи с выявленными фактами 28.03.2018 года внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, принять решение Детловского сельского Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина С.Н.

В соответствии с протоколом тридцать восьмой сессии Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва от 06.04.2018 года и.о. председателя Детловского сельского Совета депутатов Никулин С.Н. уведомил, что один из кандидатов – Никулин Н.А. является его <данные изъяты> но согласно регламента депутат, присутствующий на заседаниях, не вправе отказаться от голосования, поэтому он примет участие в тайном голосовании, тем самым не нарушив Устав и регламент. В связи с изложенным Никулин С.Н. участвовал в голосовании.

06.04.2018 года решением Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края на должность Главы Детловского сельсовета Курагинского района Красноярского края избран Никулин Н.А..

Разрешая заявленные требования? суд первой инстанции исходил из того, что Никулин Н.С., являясь депутатом Детловского сельского Совета депутатов 3 созыва, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, исполняя обязанности председателя Совета, в нарушение требований части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания бездействия депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина Н.С. по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов незаконным, а также о незаконности решения Детловского сельского Совета Депутатов Курагинского района Красноярского рая №38-82р от 06.04.2018 года «Об избрании Главы Детловского сельсовета», принятого в условиях нарушения депутатом Детловского Совета депутатов Закона о противодействии коррупции.

Вместе с тем, поскольку рассмотрение представительным органом муниципального образования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата должно осуществляться в соответствии с порядком такого прекращения, определенным в уставе соответствующего муниципального образования, требования прокурора о прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва Никулина С.Н. правомерно оставлены судом без удовлетворения.

Так в соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).

При этом положения части 11 статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо применять в совокупности с пунктом 7 части 1 статьи 44 указанного Закона, согласно которому уставом муниципального образования должны определяться основания и порядок прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, в силу части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято только представительным органом муниципального образования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Вопреки доводам апелляционных жалоб решение Детловского сельского Совета Депутатов Курагинского района Красноярского рая №38-82р от 06.04.2018 года «Об избрании Главы Детловского сельсовета» не является нормативным правовым актом, поскольку не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, не рассчитано на неоднократное применение.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а направлены на переоценку доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина С.Н., главы Детловского сельсовета Никулина Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий судья Полынцев С.Н.

Судьи Жуль А.В.

Корниенко А.Н.