ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-9773/20 от 21.09.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Владимирцева С.Н. Дело № 33а-9773/2020

УИД 24RS0016-01-2019-001087-94

3.022а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Мирончика И.С.,

судей: Прилуцкой Л.А., Жихарева Ю.А.,

с участием: прокурора Юдиной В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г. Железногорск ФИО2

на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 29 июня 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – оставить без удовлетворения полностью».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.о. прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорск на основании поручения прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией ЗАТО г. Железногорск законодательства о лесопользовании. На территории МО ЗАТО г. Железногорск имеются защитные и эксплуатационные леса. В силу ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение указанными лесами осуществляет администрация ЗАТО г. Железногорск. Вместе с тем, земельные участки, занимаемые защитными и эксплуатационными лесами, на территории МО ЗАТО г. Железногорск на государственный кадастровый учет не поставлены.

03.05.2018 г. прокуратурой в администрацию ЗАТО г. Железногорск внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, в котором указано на необходимость постановки лесных участков на кадастровый учет.

До настоящего времени лесные участки, расположенные на землях в границах ЗАТО г. Железногорск, на кадастровый учет в полном объеме не поставлены.

Леса, расположенные на земельных участках, на территории ЗАТО Железногорск имеют общую площадь 17961,4 га. Таким образом, проводимыми администрацией ЗАТО г. Железногорск мероприятиями по постановке лесов на кадастровый учет не охвачены земельные участки, занятые защитными и эксплуатационными лесами общей площадью 17368,6 га.

По мнению административного истца, администрация ЗАТО г. Железногорск в нарушение вышеуказанных требований законодательства не исполняет обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках, занятых защитными и эксплуатационными лесами и не относящимися к государственному лесному фонду, в связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации ЗАТО г. Железногорск по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО <...> (за исключением выделов 3,5,6,11,13,77-80) общей площадью 1146,8 га; № 34 (за исключением выделов 35,36) общей площадь 672 га; № 35 (за исключением выдела 42) общей площадью 723 га; № 36 (за исключением выделов 9, 30-32) общей площадью 518,3 га; № 38 (за исключением выделов 60,65,73,81,85,87,90,96,97,98) общей площадью 1066,6 га; № 39 (за исключением выделов 25,26) общей площадью 538 га; № 51 (за исключением выделов 44-46) общей площадью 168,9 га; № 52 (за исключением выделов 22,23) общей площадью 447 га; № 56 (за исключением выделов 43,52-56) общей площадью 173,8 га; № 57 (за исключением выделов 35,38 общей площадью 560,4 га; № 59 (за исключением выделов 23, 45-47) общей площадью 185,2 га; № 61 (за исключением выделов 20,33,49-51) общей площадью 125,9 га; № 60 (за исключением выделов 8,15,18,21- 23,25,35,37) общей площадью 85,6 га; № 62 (за исключением выделов 13, 15, 32, 46-48) общей площадью 86,3 га; № 64 (за исключением выделов 21, 22, 34, 47-49) общей площадью 136,4 га; № 66 (за исключением выделов 26,92) общей площадью 390,1 га; № 67 (за исключением выделов 16, 20, 23, 32, 35, 38, 42,44, 5, 7, 79, 81, 92, 109, 126-129) общей площадью 380,3 га; № 68 (за исключением выделов 10,19,59,84,98,101-104) общей площадью 479 га; № 73 (за исключением выделов 1,2,23) общей площадью 124,1 га; № 77 (за исключением выделов 3,29) общей площадью 107,3 га; № 78 (за исключением выделов 9,32,33) общей площадью 120 га; № 79 (за исключением выделов 20-22) общей площадью 94,8 га; № 80 (за исключением выдела 27) общей площадью 103,8 га; № 81 (за исключением выделов 25-27) общей площадью 131,9 га; № 82 (за исключением выделов 29,30) общей площадью 121,5 га; 84 (за исключением выделов 23,24) общей площадью 68,5 га; № 85 (за исключением выделов 25,25) общей площадью 93,6 га; № 86 (за исключением выделов 32,33) общей площадью 95,6 га; № 87 (за исключением выдела 23) общей площадью 90,8 га; № 88 (за исключением выделов 27,28) общей площадью 86,6 га, а всего площадью 9402,2 га. Обязать администрацию ЗАТО г. Железногорск провести постановку на государственный кадастровый учет вышеперечисленных земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО г. Железногорск.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор ЗАТО г. Железногорск ФИО2 просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Указывает, что в нарушение законодательства в сфере охраны лесов земельные участки не поставлены на кадастровый учет. Судом дана ошибочная оценка обстоятельствам по делу.

В письменных возражениях на апелляционное представление представитель МКУ «УИЗиЗ» администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО3 просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, выслушав прокурора Юдину В.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО4 и представителя МКУ «УИЗиЗ» ФИО3, согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая административные исковые требования, руководствуясь положениями п.п. 11, 25, 26, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 25, 35 ст. 7 Устава МО ЗАТО Железногорск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Выводы суда об этом подробно мотивированы и подтверждаются материалами дела, из которых следует, что 13.05.2018 г. прокуратурой города в администрацию ЗАТО г. Железногорск внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, в котором указано на необходимость постановки лесных участков на кадастровый учет.

Из ответа администрации ЗАТО г. Железногорск от 20.07.2018 г. следует, что на совещании по вопросу осуществления кадастрового учета лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов в границах ЗАТО Железногорск, проведенном 29.06.2018 г., принято решение поручить МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» приступить к выполнению работ по постановке на государственный учет лесных участков.

В ЗАТО Железногорск Лесохозяйственный регламент составлен на основании Муниципального контракта № 0119300038913000086-0206867-01 от 03.02.2014 г. на оказание услуг по разработке лесохозяйственного регламента в лесах, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск, и утвержден постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 г. № 356 «Об утверждении лесохозяйственного регламента». Изменения в состав Лесохозяйственного регламента внесены на основании муниципального контракта № 01-83/221 от 22.12.2017 г. на оказание услуг по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ЗАТО Железногорск Красноярского края, и утверждены постановлением администрации от 13.02.2018 г. № 343 «О внесении изменений в Постановление администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 г. № 356 «Об утверждении Лесохозяйственного регламента».

В Лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, в соответствии с частью 5 статьи 87 ЛК РФ устанавливаются: подразделение лесов по целевому и функциональному назначению; анализ фактического использования лесных участков в границах ЗАТО Железногорск; многоцелевое, непрерывное и не истощительное использование лесов; определение возможности сочетания в пределах одного лесного участка различных видов его существующего и перспективного использования; определение вида разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничения использования лесов в случаях запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрета на проведение рубок, иных ограничений, установленных ЛК РФ и другими федеральными законами; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В ЗАТО Железногорск мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах ЗАТО Железногорск. Указанное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.

Правовые акты, связанные с владением, пользованием, распоряжением лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе с установлением ставок платы за древесину и лесные участки, на территории ЗАТО Железногорск отсутствуют, так как лесные участки в пользование не предоставляются. Административные регламенты предоставления муниципальной услуги по проведению муниципальной экспертизы проектов освоения лесов на территории ЗАТО Железногорск отсутствуют. Проекты освоения лесов являются необходимыми для граждан и юридических лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду. На территории ЗАТО Железногорск участки в данный вид пользования не предоставляются, соответственно, проведение муниципальных экспертиз проектов освоения лесов не требуется.

В целях проведения проверок по муниципальному лесному контролю разработан и утвержден постановлением администрации от 25.12.2009 г. № 2281П Административный регламент по организации и проведению проверок при осуществлении муниципального лесного контроля.

В границах ЗАТО Железногорск леса государственного лесного фонда отсутствуют.

В целях проведения лесоустройства, оформления прав собственности и постановке на государственный кадастровый учет участков администрация ЗАТО г. Железногорск совместно с Муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство» и МКУ «Управление имуществом землепользования и землеустройства» проводит работы в отношении земельных участков, на которых произрастает древесно-кустарниковая растительность. Проведены работы на площади 286 га в границах г. Железногорска. В дальнейшем будет проведена работа на участках в районе п. Новый Путь на площади 121 га и п. Подгорный на площади 182 га.

Все лесохозяйственные мероприятия в лесах, расположенных на землях ЗАТО Железногорск, осуществляются Муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство». Мероприятия по реализация мер пожарной безопасности включены МБУ «Горлесхоз» в муниципальное задание, утвержденное постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск и включают в себя: проведение противопожарной пропаганды; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; разработка плана мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесов; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; прокладка противопожарных разрывов.

Учет древесины на муниципальных лесных участках ведется в соответствии с Лесохозяйственным регламентом, утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 г. № 356, включающий в себя свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов, применительно к лесорастительным условиям лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск.

В ответ на письмо прокурора ЗАТО г. Железногорск от 26.03.2019 г. о предоставлении информации по исполнению требований законодательства в сфере лесопользования, в письме от 02.04.2019 г. № 01-47/2128 первым заместителем главы администрации ЗАТО г. Железногорск по ЖКХ указано на следующее.

Утверждены схемы по границам земельных участков г. Железногорска в отношении участков общей площадью 289,8 га. Завершены работы по постановке участков на кадастровый учет площадью 54,09 га (16 участков в квартале № 31 выд. 2-6, 11, 13, 26, 34, 36,42, 43, 45, 48, 54,64). Участки оставшейся площади находятся в работе у подрядной организации, которая на данном этапе ведет подготовку межевых планов. Общая сумма контракта по данному виду работ составила 183466 руб. 68 коп.

Переданы в работу участки в районе п. Новый Путь на площади 121 га и п. Подгорный на площади 182 га.

До 31 декабря 2019 года планируется поставить на кадастровый учет участки в границах населенных пунктов п. Тартат на площади - 2 га, д. Шивера на площади 30 га и оставшиеся площади в границах города около 300 га, на что планируется потратить приблизительно 400000 рублей.

Меры по передаче лесов (на площади 17961,4 га), расположенных на территории МО ЗАТО Железногорск, в государственный лесной фонд не принимались.

Как следует из письма МКУ «УИЗиЗ» в адрес первого заместителя главы администрации ЗАТО г. Железногорск от 26.06.2019 г. № 2156 за период сентябрь 2018 г. - март 2019 г. заключено 2 муниципальных контракта (копии документов прилагаются) на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в границах населенного пункта г. Железногорск. По состоянию на 27.06.2019 г. утверждены схемы границ 139 земельных участков, общей площадью 303,78 га. Из них прошли государственный кадастровый учет 130 участков общей площадью 287,07 га. Осуществить государственный кадастровый учет оставшихся 9 участков планируется до 30 июля 2019 года. На выполнение кадастровых работ потрачено 183466,68 рублей.

В настоящее время проводятся мероприятия в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ по заключению муниципальных контрактов на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в границах населенных пунктов: г.Железногорск (2 очередь), пос. Новый Путь, пос. Тартат, пос. Подгорный, д. Шивера.

19.06.2019 г. начата процедура проведения электронного аукциона (извещение № 0319300157019000014) на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в г.Железногорск (копия извещения прилагается). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1075247,00 рублей. Дата окончания приема заявок - 27.06.2019 г. Дата проведения электронного аукциона - 01.07.2019 г. Планируемая дата заключения муниципального контракта - 15.07.2019 г. Согласно Техническому заданию подрядчику необходимо выполнить работы по формированию 256 земельных участков, занятых городскими лесами, на территории общей площадью 1393,8 га. Срок исполнения контракта - 07.10.2019 г. (копия технического задания прилагается). Всего до конца 2019 года планируется сформировать и провести государственный кадастровый учет 267 земельных участков общей площадью 1707,7 га.

Как следует из представленных МКУ «УИЗиЗ» писем на имя руководителя УГХ администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО5 от 18.04.2019 г. № 1326 (приложение на 80 листах), от 24.04.2019 г. № 1416 (приложение на 53 листах), от 30.04.2019 г. № 1501 (приложение на 42 листах), от 16.05.2019 г. № 1642 (приложение на 20 листах), от 25.06.2019 г. № 2128 (приложение на 6 листах), от 26.06.2019 г. № 2148 (приложение на 58 листах), от 28.06.2019 г. № 2195 (приложение на 8 листах), от 18.07.2019 г. № 2400 (приложение на 6 листах), от 12.12.2019 г. № 3890 (приложение на 40 листах), МКУ «УИЗиЗ» направляет выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, занятые городскими лесами согласно приложениям, с указанием кадастровых номеров земельных участков, их местоположения в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация ЗАТО г. Железногорск надлежащим образом исполняет свои обязанности в области правоотношений в сфере лесоустройства, поскольку в соответствии со ст. 7 Устава ЗАТО Железногорск Красноярского края к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.

Бездействия со стороны органа местного самоуправления по выполнению обязанностей, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов в пределах границ ЗАТО Железногорск, копии выписок и ЕГРН в отношении указанных земельных участков, муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов ЗАТО Железногорск, не нашло своего подтверждения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края принимаются исчерпывающие и необходимые меры для организации кадастрового учета в отношении защитных и эксплуатационных лесов, расположенных на земельных участках в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск – это г. Железногорск, пос. Тартат, пос. Новый Путь, дер. Шивера, что подтверждается материалами дела, при этом суд также учитывает что административным истцом исковые требования уточнены и исходя из уточненных требований в отношении земельных участков в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск, занятых лесами, исковых требований не заявлено.

К полномочиям органа местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в государственной собственности, вне границ населенных пунктов, относится только разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

Земельные участки, указанные прокурором в уточненном административном исковом заявлении, находятся вне границ населенных пунктов, но в пределах границ ЗАТО Железногорск.

Следовательно, на территории ЗАТО г. Железногорск отсутствуют земли, которые в установленном порядке отнесены к землям лесного фонда.

Статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказ Минприроды России от 27.02.2017 г. № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», не предусматривают обязательной постановки на государственный кадастровый учет лесных участков.

Лесохозяйственный регламент в отношении лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск также не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по установлению границ лесных участков и осуществление их государственного кадастрового учета.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему возникшие правоотношения, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра.

Приведенные выше обстоятельства были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований.

Изложенные в апелляционном представлении доводы аналогичны доводам, заявленным прокурором ЗАТО г. Железногорск в суде первой инстанции, и по содержанию повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанные в апелляционном представлении, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Более того, основания для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права отсутствуют, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и административный спор по существу разрешен верно.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционного представления, которое не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционном представлении не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Железногорский городской суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: